Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Поиск возможностей – естественное поведение для человека, стремящегося к развитию и успеху. Большинство концепций нацеливает нас на то, чтобы рассматривать множество вариантов, а затем, выбрав лучшие, использовать их по мере необходимости.
Однако в некоторых случаях подобный подход зачастую приводит к обвинению в оппортунизме.
И это понятно, потому что одно дело – поиск эффективных решений в технологиях и бизнес-стратегиях, и совсем другое – выбор пути «наименьшего сопротивления» в гуманитарной сфере, будь то политика, экономика или морально-нравственные аспекты.
«Оппортунизм» – это многозначный термин, знакомый нам по учебникам истории, но чаще всего он встречается в марксистско-ленинской литературе и в современных экономических теориях. Впервые это слово сформировалось на излете XIX века и обрело яркое смысловое наполнение в начале XX-го в рамках французского языка.
Оригинальное понятие «opportunisme» восходит корнями к латинской основе «opportunus»:
В современной экономической теории под оппортунизмом понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путём».
Впервые это определение прозвучало в качестве уничижительного эвфемизма по отношению к представителям «Республиканской партии» (или же «партии Гамбетты»), основанной Леоном Мишелем Гамбеттой после того, как он в марте 1871-го демонстративно покинул Национальное собрание, принявшее унизительный мирный договор по франко-прусской войне.
Причиной популяризации термина стала «переходническая» позиция Гамбетты, который в одном из выступлений прямо указал на желание оставаться у власти любыми средствами. Он говорил, что один год управления страной стократ плодотворнее десятилетия оппозиционной деятельности.
Затем политик воплотил слова в реальность, и на протяжении многих лет его последователи оставались в правительстве. Именно во времена критики и осуждения «соглашательского» поведения некоторых власть имущих появились обвинения в «оппортунистской политике».
Впрочем, французские умеренные республиканцы с радостью приняли знамя, и уже в 1890-м Жозеф Рейнах использовал этот термин для названия собственного сборника статей.
Там, в частности, уточнялось, что оппортунизм – это (в политике) деятельный отказ от идеалов ради собственных интересов, а в широком смысле – беспринципность, приспособленчество, корыстное соглашательство.
В политическом смысле обвинения в оппортунизме практически равнозначны обвинениям в предательстве, измене, торговле своими принципами на благо собственных интересов.
Вместо следования единожды заявленной политике, оппортунисты нередко прибегают к весьма сомнительным методам борьбы, среди которых преобладают такие приемы, как:
Первый подразумевает элементарное приспособленчество, подстраивание под обстоятельства, следование за изменением ситуации без активного деятельного участия в ее формировании. Если что-то оказывается актуальным, оппортунист-хвостист непременно постарается влиться в тренд.
Второй же прием обычно представляет собой политику раздачи пустых обещаний и/или выполнения неразумных требований электората. Иногда подобные действия совершаются с целью сохранения полученного преимущества.
В некоторых случаях оппортунисты изменяют принципам ради продвижения значимых и социально непопулярных законов. Но появляется риск, что в погоне за голосами потенциальных избирателей такой политик начнет работать на собственный рейтинг, а не на благо общества.
Тем не менее, отталкиваясь от определения Ж.Рейнаха, можно заключить, что:
оппортунист – это не только политик, меняющий свою позицию ради сиюминутной выгоды, но и любой беспринципный человек, готовый «служить двум хозяевам» и способный подстраиваться под любые обстоятельства, лишь бы он мог использовать их в собственных интересах.
Эксперты считают, что оппортунизм – часть устаревшей теории коммунизма, так называемого дореволюционного социализма. Возможно, это обусловлено тем, как относился к этому явлению Ленин. А он не считал оппортунистов предателями идеалов, хотя при этом перечислял длинный список их отрицательных качеств:
Владимир Ильич полагал, что подобные элементы, формально следуя коммунистическим идеалам, уничтожают революционную борьбу изнутри. Оппортунисты идут на поводу у буржуазного класса или, наоборот, ударяются в радикализм, полностью игнорируя созидательные и просветительные элементы борьбы.
На этом фоне он выделял два типа оппортунизма:
При этом правые оппортунисты выступали за соглашательство, а в марксистской трактовке – за подчинение рабочих интересам буржуазии.
Идея оппортунизма, как формы обмана в экономических отношениях, была высказана в работах Оливера Уильямсона в 1985-м. Экономист предполагал, что агенты-оппортунисты с большой охотой идут на умышленное или подсознательное искажение информации с целью получения выгоды.
Вариативность искажения может выражаться в:
По сути, это все – виды обмана. Так, длинные договоры с бесчисленным количеством пунктов – один из способов запутать партнера. Впрочем, экономическим оппортунизмом Уильямсон также называл злоупотребление правами.
Например, снижение качества работы теми сотрудниками, чьи зарплаты и места были защищены профсоюзными обязательствами. Из распространенных сегодня приемов – попытка получения «бесплатного» ремонта за счет страховки через подстраивание ложных ДТП со знакомыми.
Оппортунизм почти всегда строится на обстоятельствах и может выражаться как в соглашательстве, так и в обмане с другой стороной. Оба варианта несут выгоду непосредственно оппортунисту, однако потенциально вредны для окружающих. Такое поведение – определенно неэтично, даже если соответствует букве закона.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С развитием интернета стало намного проще доносить свои мысли до окружающих. Однако достичь взаимопонимания зачастую не помогает даже активный обмен идеями: наоборот, все чаще в публичной плоскости возникают конфликты между приверженцами разных философий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоорганизация – естественное стремление любого социума. Ее форма зависит от множества факторов, но в основном – от культурных и религиозных особенностей, исторических предпосылок и текущей формы правления.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Простота создания контента и ознакомления с ним сделала регулярный просмотр информационного потока органичной частью жизни. Однако даже просто отсортировать ежедневные материалы по любимой тем
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоорганизация – естественное стремление любого социума. Ее форма зависит от множества факторов, но в основном – от культурных и религиозных особенностей, исторических предпосылок и текущей формы правления.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Система подачи жалоб – одна из основ гражданского общества, с помощью которой современники решают большую часть бытовых проблем.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Суверенитет – основа государственности, но как быть, если ресурсов на самостоятельную защиту интересов у какой-то страны просто нет? В таком случае многие прибегают к форме протектората, добровольно переда
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С развитием интернета стало намного проще доносить свои мысли до окружающих. Однако достичь взаимопонимания зачастую не помогает даже активный обмен идеями: наоборот, все чаще в публичной плоскости возникают конфликты между приверженцами разных философий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Символизм – важная часть культуры. Люди придают особое значение каким-то словам, мимике, жестам. В некоторые моменты даже части тела обретали некий сакральный смысл: их изображение или упоминание стало ассоциироваться с определенными явлениями и социальными функциями.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Человечество с первобытных времен строилось на разделении: сначала – представителей вида от окружающего мира, а затем – на отдельные группы внутри социума. Это помогало обозначить тех, кто более других заслуживал доверия, и потенциально защищало от опасностей.
Человека иногда называют социальным животным, в основе выживания которого лежит умение взаимодействовать с представителями собственного вида. Но что, если подобное сотрудничество принимает формы, ужасные с точки зрения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Желание сбежать от реальности не чуждо любому человеку. И если оно ничем не заканчивается и вскоре проходит, то это считается нормальным и вполне безопасным.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоограничение – популярная практика, которую современники используют в разных сферах жизни: от попыток сэкономить для накопления на что-то значимое до жестких диет ради похудения к пляжному сезону.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Стремление контролировать окружающих – не более чем попытка создать максимально безопасные и комфортные для себя условия. Неудивительно, что подобные тенденции особенно ярко проявлялись в формах правления, одна из которых породила деспотов.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Каждый хочет наслаждаться жизнью. Однако для этого нужно многое, и в первую очередь – нормально выстроить быт и наладить работу так, чтобы повседневность не мешала получать удовольствие.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Межличностные отношения – сфера одна из самых сложных в повседневной жизни. Это то, что требует от нас постоянных усилий и необходимости вкладывать душевные силы в общение с другим человеком.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Тысячелетиями философы размышляют над природой «просто-человека», пытаясь социальной или божественной составляющей оттеснить его животное наполнение. Дальше всех в этом направлении продвинулись советские авторы, популяризировавшие концепцию манкурта.