Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Пока дипломаты и социологи пытаются добиться консенсуса, объединяя разрозненные части общества, неутомимые ученые исследуют окружающий мир, разделяя целые объекты на более мелкие составляющие.
В подобном дроблении кроется суть одного из способов логического деления какого-либо класса на взаимосвязанные, но отличные друг от друга подклассы. Это и есть дихотомия. Что это за понятие, для каких целей служит и в каких сферах применяется этот метод, разберемся вместе.
В широком смысле речь может идти о своеобразной «вивисекции мира».
В узком же смысле дихотомия – это один из вспомогательных приемов, призванных упростить процесс установления классификации.
Метод, изначально сформированный в качестве философской концепции, происходит от древнегреческой основы «διχοτομία», образовавшейся благодаря слиянию двух корней:
Дихотомия предполагает умозрительное разделение объекта на две части, равенство которых не обязательно. При этом в одной собираются элементы прежнего множества с наличием определенного признака, а в другом – те, которые означенным признаком не обладают.
Это значительно упрощает, например, классификацию видов в биологии через выделение ярких черт, свойственных конкретной популяции.
То есть, проще говоря, дихотомия – это концепция, базирующаяся на противопоставлении, когда делимые части полностью противоположны и, как правило, взаимоисключающи.
В повседневной жизни все это нам хорошо знакомо. Так, одним из наиболее знаковых примеров в религии и массовой культуре является «дихотомия добра и зла», которая помогает выделить позитивные с точки зрения общества нравственные установки и одновременно указывает на отрицательные проявления человеческой природы.
Один из самых «типичных» примеров – история молодого хоббита, выступившего против абсолютного зла и тем самым спасшего Средиземье от угрозы вечной тьмы. При этом Дж. Р. Толкиен делает акцент не столько на самом противостоянии, сколько на готовности персонажей побороть искушение стать единственным владельцем могущественного Кольца Всевластия.
Такая же нравственная составляющая присутствует и в серии произведений Дж. Роулинг: юный волшебник Гарри не столько противостоит абсолютному злу в лице Волана-де-Морта, сколько борется с собой, со своим собственным внутренним злом, внедренным в него Темным Лордом.
Кроме того, дихотомию используют в качестве удобного инструмента познания, образования и воспитания.
Метод разделения сложных смысловых структур выполняет три ключевые задачи:
Еще более ярким примером дихотомического разделения мира можно считать детские сказки и мифы из авраамических религий. Все это помогает ребенку в доступной игровой форме на примере выдуманных персонажей усвоить базовые поведенческие модели и нормы, используемые в современном обществе.
Религии делают то же самое, но уже в рамках целого общества. Упрощенные философские концепции легче воспринимаются широкими народными массами, оказываются более устойчивыми к критике и сохраняются на протяжении долгого времени. Это помогает учению выстоять на начальном этапе и в будущем обеспечить приток верующих.
Дихотомия – это простейший способ поиска, познания и объяснения.
Но он же, при всех очевидных преимуществах, не позволяет увидеть всей полноты картины. На примере тех же сказочных и религиозных форм можно выделить ключевые характеристики разделения на «черное/белое»:
Ставшая популярной в последние годы концепция «серой морали» – одно из проявлений социального протеста, желания уйти от слишком категоричного противопоставления. Если в классических (европейских) произведениях можно указать на абсолютно положительного протагониста и наделенного злодейскими качествами антагониста, то современное западное искусство пытается от этого уйти.
На рубеже XX – XXI веков авторы начали уделять внимание нравственной дилемме, стараясь описывать путь неоднозначных персонажей. Кажущиеся злыми поступки описываются уже более рационально (когда, например, раскрываются далеко идущие благие мотивы), тогда как доброжелательность показывается такой себе ширмой для злонамеренных и даже чудовищных деяний.
На этом фоне важно вспомнить самые существенные признаки дихотомии:
Хотя метод и позволяет посмотреть на «чистый» вариант, он искусственно разрывает связи, изначально существовавшие между изучаемыми множествами. И чем более сложна система, тем больше информации о ней теряется вследствие подобного разрыва.
Несмотря на упомянутые выше недостатки, дихотомия – это востребованный инструмент, который используют специалисты из разных областей с древнейших времен.
Условно можно разделить наиболее актуальные сферы применения этого метода на три основных:
Что касается первого пункта, то в рамках философских дисциплин с помощью дихотомий не только формулируются и решаются многие проблемы, но и появляется возможность освещения сложных вопросов с обывательской точки зрения.
Помимо абстрактных противоборств добра и зла, философы затронули более противоречивые темы – в частности, тему традиционного противостояния:
Во многом на столкновении позиций строится диалектический метод. Последователи Гегеля и марксистских теорий развили его в более изощренную версию, которую можно свести к тезису о «борьбе и единстве противоположностей».
Такой вариант может считаться более объективным, поскольку не фокусируется исключительно на различиях двух исследуемых объектов, но также указывает на их взаимное проникновение и влияние. Это позволяет выявить процессы, которые при изучении лишь одной части дихотомической пары или не могут быть объяснены, или вовсе не проявляются.
Говоря о научной сфере применения, можно отметить, что дихотомические процессы ярче всего проявляются в естественных и обществоведческих дисциплинах.
Например, в последние годы вновь набирает актуальность вопрос о том, какая часть человеческой природы оказывает больше влияния на формирование личности:
Об этой дискуссии обычно вспоминают на примере наиболее известной «концепции чистого листа», чьи сторонники указывают, что человек – результат взросления в рамках общества. Она не исключает биологических факторов, однако указывает, что в разных социальных условиях даже близнецы могут вырасти совершенно разными людьми с кардинально противоположными взглядами.
А вот на обывательском уровне дихотомия проявляется в попытке распределить социальные группы по критерию «нравится/не нравится».
Формальный признак такого деления – попытка обеспечить объективность, а деление происходит на основе частичного противопоставления:
Но «любительская» дихотомия обычно строится на личных предпочтениях, из-за чего объективные критерии часто опускаются. В частности, марксизм нередко противопоставляется капитализму, указывая на Карла Маркса как на антагониста современной экономики.
Тем не менее, именно Маркс описал многие базовые механизмы, по сей день используемые в народном хозяйстве и в международной торговле. Многие эксперты уверены, что Маркс не так уж далеко ушел от Адама Смита: просто первый описывал капиталистическую экономику с критических позиций, а второй – расписывал преимущества, не замечая недостатков.
Можно сказать, бытовая дихотомия выстраивается на шовинистической основе, так что полагаться на нее полностью нельзя. Таковое разделение в большинстве случаев разрушительно, служит не столько методом изучения и лучшего понимания, сколько маркером личностных приоритетов.
Дихотомия – это не только инструмент для познания мира, но и способ познания себя через разделение и противопоставление.
Речь идет об одном из фундаментальных положений этики стоицизма (примерно III век до н.э.), которое так и называется – дихотомия контроля.
Один из последователей позднего стоицизма, основатель никопольской философской школы Эпиктет, сформулировал ключевую идею этой «рабочей схемы» – научиться различать вещи, которые в нашей власти, и вещи, которые нам не подвластны. Под неподвластными вещами он подразумевал все, что находится вне нас, весь внешний мир, все телесное.
Примечательно, что он имел в виду не сами эти вещи, а лишь представления о них – то, что делает человека счастливым или несчастным. При этом наши стремления и мысли (а значит, и само состояние счастья) – все это нам подвластно.
И если человек страдает от напряжения, возникающего в результате конфликта между стремлением к личностной свободе и нуждой в социальном контроле, то его единственный путь – тратить силы только на то, что ему подвластно, на что он может повлиять. Как быть со всем остальным? Относиться безразлично/спокойно ко всему, что находится вне зоны нашего контроля, вне нашей власти.
Правда, здесь есть свое противоречие – человеку свойственно забывать, что эти разделенные части некогда были единым целым, поэтому не могут существовать в отрыве друг от друга. А значит, нам будет намного труднее понять процессы, происходящие в единой системе.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С развитием интернета стало намного проще доносить свои мысли до окружающих. Однако достичь взаимопонимания зачастую не помогает даже активный обмен идеями: наоборот, все чаще в публичной плоскости возникают конфликты между приверженцами разных философий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоорганизация – естественное стремление любого социума. Ее форма зависит от множества факторов, но в основном – от культурных и религиозных особенностей, исторических предпосылок и текущей формы правления.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Простота создания контента и ознакомления с ним сделала регулярный просмотр информационного потока органичной частью жизни. Однако даже просто отсортировать ежедневные материалы по любимой тем
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоорганизация – естественное стремление любого социума. Ее форма зависит от множества факторов, но в основном – от культурных и религиозных особенностей, исторических предпосылок и текущей формы правления.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Система подачи жалоб – одна из основ гражданского общества, с помощью которой современники решают большую часть бытовых проблем.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Суверенитет – основа государственности, но как быть, если ресурсов на самостоятельную защиту интересов у какой-то страны просто нет? В таком случае многие прибегают к форме протектората, добровольно переда
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С развитием интернета стало намного проще доносить свои мысли до окружающих. Однако достичь взаимопонимания зачастую не помогает даже активный обмен идеями: наоборот, все чаще в публичной плоскости возникают конфликты между приверженцами разных философий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоорганизация – естественное стремление любого социума. Ее форма зависит от множества факторов, но в основном – от культурных и религиозных особенностей, исторических предпосылок и текущей формы правления.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Хотя природа вынуждает человека познавать мир, делать это непросто. Вот почему для большинства занятий требуется кто-то, способный указать правильный путь, обойти ошибки и стать лучшей версией самих себя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Сегодня в центре обсуждения то и дело оказываются чувства верующих, их защита от посягательств со стороны критически настроенных граждан с активной идеологической платформой.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Пока дипломаты и социологи пытаются добиться консенсуса, объединяя разрозненные части общества, неутомимые ученые исследуют окружающий мир, разделяя целые объекты на более мелкие составляющие.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Каждый хочет наслаждаться жизнью. Однако для этого нужно многое, и в первую очередь – нормально выстроить быт и наладить работу так, чтобы повседневность не мешала получать удовольствие.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Ради выживания человек издревле должен был внимательно наблюдать за окружающим миром. И, разумеется, в таком деле самым главным инструментом являются глаза.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Как вы отличаете себя от других людей и предметов, понимаете, что вы это вы? Что ваши эмоции и поведение именно ваши, а не чьи-то и т.д.? Все это происходит, благодаря
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С развитием интернета стало намного проще доносить свои мысли до окружающих. Однако достичь взаимопонимания зачастую не помогает даже активный обмен идеями: наоборот, все чаще в публичной плоскости возникают конфликты между приверженцами разных философий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоорганизация – естественное стремление любого социума. Ее форма зависит от множества факторов, но в основном – от культурных и религиозных особенностей, исторических предпосылок и текущей формы правления.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Простота создания контента и ознакомления с ним сделала регулярный просмотр информационного потока органичной частью жизни. Однако даже просто отсортировать ежедневные материалы по любимой тем
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.