Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Когда босс отсутствует на работе, в среднестатистическом офисе начинается разброд и шатания.
Сотрудники гуглят котиков, обсуждают дела семейные, единственный кто работает – кофемашина.
В череде задушевных разговоров и чаепитий обязательно кто-нибудь произнесет глубокомысленно: «У нас сегодня анархия – мать порядка!».
Слово всем знакомое, но подлинное его значение покрыто мраком. Выясняем, что такое анархия – искореняем хаос в собственной голове.
Слово «анархия» имеет древнегреческие корни, ἀναρχία переводится как «безвластие», «безначалие». Этот термин используется в нескольких значениях.
В обыденном понимании анархия – это синоним беспорядка, зачастую совмещенного с беззаконием, насилием.
Такое представление не отражает истинной картины и попросту некорректно.
Когда говорят об анархии, имеется в виду не отсутствие власти как некоей управляющей компании. Подразумевается отсутствие господства, навязывания, управления сверху.
Анархические идеи получили развитие в социально-политическом учении с философским уклоном – анархизме.
Впервые о нем заговорили в середине 19 века, когда Пьер-Жозеф Прудон, автор знаменитого высказывания «Анархия – мать порядка», написал трактат «Что такое собственность».
Анархизм – это учение, посвященное вопросам построения справедливого и свободного безгосударственного общества.
Это широкий диапазон идей, иногда противоречащих друг другу. Но есть базовые принципы, более-менее устраивающие всех приверженцев анархизма.
В целом анархические принципы схожи с коммунистическими (это как?), но не стоит путать понятия «анархизм» и «коммунизм».
Несмотря на точки пересечения, анархизм отрицает все виды власти и государство как таковое. Внедрение же коммунизма связано с укреплением государства в лице диктатуры пролетариата (что это?).
Анархические идеи примечательны символикой – колоритной, известной по фильмам о временах Гражданской войны и по новостным репортажам об уличных беспорядках.
Они популярны у посетителей тату-салонов, которые не всегда дают себе отчет, что означает тот или иной знак анархии, наносимый на тело.
Один из самых популярных символов – буква «А» в круге: переплетение заглавных «А» (с нее начинается рассматриваемое нами слово) и «О» (от французского «ordre» – порядок). Получается прудоновское «Анархия – мать порядка».
Известность этого символа возросла в 1970-е с развитием панк-движения. Именно тогда буква «А» в круге «пошла в массы». Тату с таким изображением призвано указывать на свободолюбие, нежелание подчиняться устоявшимся традициям, независимость от мнения окружающих.
Другой известный анархический символ – черный флаг, как противопоставление белому цвету, считающемуся традиционным цветом монархии (это как?), а также цветом капитуляции (белый флаг показывали, сдаваясь на милость победителя).
У анархистов помимо черного флага используются другие сочетания – в зависимости от разновидности учения. Так, черно-красное полотнище символизирует анархо-синдикализм и анархо-коммунизм, черно-зеленое считают «своим» эко-анархисты.
Неспроста на местах своих злодеяний бандиты, преследуемые Глебом Жегловым в известном фильме, рисовали черную кошку. Это животное стало одним из анархических символов (особенно он близок анархо-синдикалистам), изображалось с выгнутой спиной и выпущенными когтями.
Есть у анархистов и другие, менее известные знаки: деревянный башмак (символ саботажа рабочих), черная роза (используется анархистами-книгоиздателями), Веселый Роджер (пиратский флаг с черепом и костями).
Так называют приверженца анархии, считающего ее наилучшей формой взаимодействия людей.
Анархисты считают, что нужно отказаться от управленческого аппарата. На место принуждающего властного начала должен прийти принцип «инициативы снизу», когда люди сами станут решать насущные вопросы: общественные – коллективно, личные – индивидуально.
Для решения глобальных проблем предлагается создание федеративных сообществ снизу вверх – и так до всемирного уровня. Здесь не обойтись без представительства, но это будут просто делегаты (решать что-то за выдвинувших их людей они не смогут).
Многие считают, что анархисты – это агрессивные бандиты с платками на лицах, призывающие к беспорядку и насилию, организаторы уличных беспорядков под черными флагами.
Действительно, сторонники таких методов имеются. Государство видится как агрессор, а насилие против агрессора считается у них оправданным. Но это очень поверхностное представление: многие сторонники анархии предпочитают мирные способы отстаивания убеждений.
Анархисты разных стран сыграли большую роль в борьбе рабочих за свои права, активно проявили себя в социалистических революциях, внесли весомый вклад в антифашистское движение.
Во время Второй мировой войны в странах, оккупированных Третьим Рейхом, действовали партизаны-анархисты.
Анархисты, выступая против власти как принуждающей силы, по-разному трактуют, что считать за принуждение – в зависимости от конкретного направления.
Единого мнения об устройстве идеального человеческого общества и о том, какими путями достичь анархического идеала, среди них нет.
Приверженцы анархо-индивидуализма ставят в центр личный интерес и считают, что он не должен ограничиваться коллективом или властным органом.
Право свободно распоряжаться собой, присущее каждому от рождения – наиглавнейшее перед другими «посторонними» факторами (такими как идеология, социальные устои, т.д.). В отличие от анархистов иных направлений, индивидуалисты ратуют за частную собственность (это как?).
Выделяется нетривиальное направление индивидуалистического анархизма, основанное немецким философом Максом Штирнером – эгоизм. В центре внимания здесь – человек, взаимодействующий миром с точки зрения удовлетворения собственных потребностей.
Он имеет право делать то, что ему нравится, невзирая на государственные, божественные, моральные нормы.
Анархист Штирнер считал, что общество как таковое – всего лишь иллюзия, есть только «единичные личности», на основе уважения силы друг друга образующие «союзы эгоистов».
Социальный анархизм, в противовес индивидуалистическому, призывает к отказу от частной собственности, базируется на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи.
Среди сторонников этого направления нет единства, их пути-дороги разошлись, породив несколько течений.
С последователями Бакунина и Кропоткина не согласны приверженцы анархо-капитализма (его еще называют анкапом).
Выступая за свободные рыночные отношения, построенные на добровольных началах, и свободно создаваемые ассоциации, они уверены, что только так можно достичь идеального социального устройства, при котором воцарится стабильность при отсутствии государственной власти.
Анархо-феминисты в качестве главной проблемы общества рассматривают патриархат, ведь на нем базируется традиционная концепция семьи и государства.
Представители зеленого анархизма акцентируются на проблемах окружающей среды, критикуют современные технологии и заодно – анархистов других направлений.
Они пропагандируют возвращение к истокам, воссоединение с окружающей средой, выступают за создание небольших экопоселений. Среди «зеленых» анархистов есть сторонники возвращения к образу жизни древних охотников и собирателей (анархо-примитивисты).
Анархисты одновременно могут быть сторонниками нескольких течений. Например, известный практик этой идеологии, Нестор Махно, заявлял о своей приверженности идеям Бакунина и Кропоткина.
Анархические постулаты (это что?) заманчивы: жизнь без принуждающего начала кажется раем. Возможно ли построение подобного в реальности, или это утопия?
Анархию принято считать не моделью государственного устройства, а философской системой. Однако попытки выстраивания анархических сообществ в истории случались.
В основном это были успешные агитаторы. Когда дело коснулось финансов, продовольствия, военных действий, выяснилась их полная несостоятельность. Анархия стала не матерью порядка, а напротив – породила хаос. Коммуна пала под натиском правительства.
Решения по важнейшим вопросам принимались общим голосованием. На селе анархическая модель оказалась более-менее жизнеспособной, но в городе провалилась.
В целом Нестор Иванович уставил деспотичную власть и даже печатал банкноты с изображением своего лика. Вторжение Красной Армии прекратило этот эксперимент.
Здесь была создана свободная ассоциация многоуровневых местных советов, которые, принимая независимые решения, по финансовым, хозяйственным и другим важным вопросам сотрудничали друг с другом. В 1931 году этой области была отменена.
На Земле и сегодня есть место, где построено общество, по многим параметрам подходящее под анархическое. Это Зомия – труднодоступная гористая и лесистая местность с населением в 100 млн человек, включающая территории нескольких азиатских государств.
Здесь проживают самоуправляемые этнические меньшинства, сохранившие свою самобытность. Местные горцы хранят равенство в своих сообществах и противостоят государственному вторжению в их жизнь.
Есть мнение, что в ряде стран (как правило, с невысокой плотностью населения) отмечаются признаки анархического устройства.
Например, в Швейцарии сложилась мощная система местного самоуправления, где каждый прежде всего – гражданин своей коммуны, потом кантона, и только затем страны.
Анархия – не просто утопическая идея бунтовщиков-фантазеров. Это продуманная идеология с собственными принципами, с множеством концепций и направлений.
И хотя реализовать ее в полной мере невозможно (по крайней мере, на данной стадии развития цивилизации), анархизм показывает направления, в какую сторону следует размышлять и развиваться.
Заинтересовавшись анархическими идеями, имеет смысл не рисовать на заборе букву «А» в круге или глубокомысленно выкрикивать фразу про «мать порядка», а начать с изучения трудов известных анархистов. С пользой для общего развития!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. При лечении заболеван
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С вирусными инфекциям
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru.
Слово, в значе
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. У домашнего труда уст
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru.
Пожалуй, самая
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С самого раннего детс