СПЕЦПРОЕКТ 27 января
Какие основные ошибкистартаперов в отношениях с корпорациями
Это четвертый текст из спецпроекта Inc. Как стартапу продать свойпродукт корпорации. Здесьего вводная часть и оглавление.
Мы опросили представителей корпораций и узнали, что,пытаясь привлечь их ресурсы, стартаперы регулярно допускаютодни и те же ошибки. Среди них сырость продукта,непонимание целей сотрудничества и невыполнение обещаний.
Каждое большое производство уникально, поэтому среднеепо рынку предложение корпорации явно не пригодится.Стартапер должен хорошо представлять себе бизнес потенциальногоклиента.
Стартапам нужно больше взаимодействоватьс экспертами рынка, считает Кирилл Алифановиз Уралкалия: достаточно найти в научном институте илив отрасли нужного человека и дать ему небольшую долюв стартапе, чтобы он поделился своей экспертизойи контактами.
Стартаперы часто считают экономику потенциального рынка,а не юнит-экономику для конкретного клиента. В результатеони оперируют абстрактными цифрами, которые не всегдасоотносятся с реальностью. Клиенту важнее всего понять, какойэффект даст предлагаемое решение в условиях его бизнесаи какие преимущества есть у этого решенияв сравнении с альтернативными вариантами.
Случается, стартаперы показываютвнушительные цифры во время питч-сессии,а на последующей встрече с потенциальным заказчикомговорят, что в действительности реальные показателив 10 раз меньше. Заказчик разочаруется,и в результате пострадает репутация проекта,а вместе с ней и рыночные перспективыразработки.
Большинство отечественных корпорацийне готовы инвестировать в стартапы для этогонеобходимы компетенции, которых зачастую у них нет.
Если у решения нет промышленной апробации, то, скореевсего, нет смысла идти с ним к крупному бизнесу. Конечно,некоторые корпорации могут выделить площадку, на которойрешение можно будет допилить, но это касается исключительноразработок, не имеющих аналога на рынке.
Бывает, стартапы разрабатывают продуктна ресурсы корпорации, а затем расторгают контракти самостоятельно продают результат на рынке. Защититьсяот этого не сложно: по словам Василия Ежоваиз СИБУРа, корпорация всегда фиксирует в договоре, чтоправо интеллектуальной собственности на результат остаетсяза ней, если тратит время и деньги на совместнуюразработку.