Как страна для ведения бизнеса, Франция не самыйочевидный выбор. В рейтинге Doing Business у нее лишь32-е место (Россия находится выше на 28-м). Да, французский рынок один из крупнейшихв Европе, но и конкуренция на нем оченьжесткая. А еще французы патриоты и при прочихравных скорее выберут в качестве поставщика местную,а не зарубежную компанию. Вот с чем еще придетсястолкнуться, если у вас все же есть причины запуститьбизнес в этой стране.
Работать с французскимбизнесом из России не получится с вами могутподписать разве что NDA (соглашение о неразглашении). Длявсего остального понадобится открыть офис во Франции эдакую операционную компанию, которая будет нанимать людей,заключать контракты и принимать деньги от клиентов.
Первым делом нужно завестирасчетный счет в банке. На этот этап следует закладыватьне меньше четырех месяцев. Кредитные организацииво Франции исповедуют принцип KYC (от английского knowyour customer знай своего клиента) и долго,с пристрастием проверяют обратившихся за услугой. Приэтом легко могут отказать.
Во Франции нужно быть готовым к прозрачности. Например,данные о количестве денег на счету компании публичные. И если вы занимаетесь b2b-продажами,а на вашем счету меньше 400 тыс., великавероятность, что сделка не состоится. Попытки объяснить, чтокомпания хранит деньги в российском банке, вряд ликого-то убедят. Вас обязательно спросят: А почемувы не держите их во Франции? Для французовпринципиально, чтобы деньги, которыми обеспечивается обоснованиеконтракта, находились именно во французском банке.
Вести бизнес во Франциине только трудно, но и дорого. Например, эта странаславится своими высокими налоговыми ставками. Налогна прибыль (impt sur les socits) составляет треть 33,33%.
Съем жилья, аренда офиса,зарплаты сотрудников за всё придется платитьв среднем в три раза больше, чем в Москве. Скажем,помещение площадью 30 м в оживленном 11-м округе Парижаобойдется вам в 3,5 тыс. в месяц. В Москвеаналогичный офис можно снять за 65 тыс. рублей (около940) разница очевидна.
Зарплатные ожидания французских работников тоже в среднемвтрое выше, чем у российских. Так, специалисты отдела продажво Франции получают от 3 тыс. В Москвеаналогичного сотрудника можно нанять за 80 тыс. рублей (около1,1 тыс.).
Кстати,на поиск хороших местных специалистов следует закладывать какможно больше времени (вплоть до полугода). Французы, скажемтак, не горят желанием работать в российских стартапах,но можно привлечь их интересными задачами. А ещеследует помнить, что жители этой страны очень любят свой роднойязык и предпочитают, чтобы с ними говорили по-французски(плюс ко всему, далеко не все сносно знают английский).Поэтому, если вам предстоят деловые встречи и контактыс местными бизнесменами, позаботьтесь о том, чтобыв вашей компании работали франкоговорящие сотрудники(и лучше, если они будут французами).
Русский деловой стильне подходит для Франции. Во-первых, не стоит слишкомсерьезно относиться к внешнему виду своемуи партнеров. В России на бизнес-встречи принятонадевать лучший костюм и дорогие часы,а во Франции удобную рубашку и джинсы. Тамнорма миллиардер, разъезжающий на электрическом скейтев шортах и футболке.
Во-вторых, не спешите на деловой встрече приступатьк обсуждению дел. Как ни парадоксально это прозвучит,во Франции принято говорить собственно о бизнесе лишьна второй встрече. На первой будущие партнерылучше узнают друг друга. Но если после встречис разговорами ни о чем вас пригласили в офисна чашку кофе это сигнал, что с вами хотятобсудить дела.
Иначево Франции выглядит и деловая переписка. Партнеры сначаласпросят, как ваши дела, расскажут какую-нибудь новость, похвалятвас и только потом, как бы между прочим, добавят:Кстати, вы просили файл. Прикладываю его к письму.Тогда как в России может быть нормой послание вроде Добрыйдень! Файл во вложении.
В новой стране прощеначать работать из акселератора. Например, французскийLafayette Plug and Play принимаетк себе стартапы и уже действующие компаниииз сегмента розничной торговли. Особенность этого акселераторав том, что он не инвестирует деньги. Участникислушают лекции от лучших экспертов в своих областях,получают менторскую поддержку и находят клиентов из числакорпоративных спонсоров акселератора.
Попасть в Lafayette Plugand Play очень сложно: туда берут по одному стартапуиз сегмента. Если в портфеле акселератора присутствуетваш прямой конкурент готовьтесь к худшему. Но дажеесли место в сегменте свободно, обойти других претендентовбывает непросто как правило, это зрелые и топовыестартапы, которые уже привлекли от $15 млндо $45 млн инвестиций. Да и конкурс огромный:в 2019 году на него подались около500 компаний, а прошли только 17. И всё жепопытать счастья определенно стоит без акселератора зайтина французский рынок будет еще сложнее.