Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Родители всегда очень переживают за здоровье своего ребёнка. Особенно с опаской относятся к первым нескольким годам после рождения.
Проблемы с психическим развитием не так очевидны на первый взгляд, как кашель или насморк при гриппе.
Поэтому нужно разбираться в причинах и признаках умственной отсталости, понять кто такой имбецил, и можно ли с этим справится.
Чтобы быть точно уверенным, как правильно писать: имбИцил или имбЕцил, нужно знать латинское слово, от которого пошло название. Imbecillus – «немощный, слабый».
Имбецил – это средняя степень олигофрении (слабоумия), обусловленная недоразвитием плода или приобретением дефекта в первые 3 года жизни. По тесту IQ имбецильности соответствуют показатели 20-50 баллов.
При этом страдает не только сфера мышления, памяти, внимания, но и эмоционально-волевая. Также заболевание отражается на речи и физической форме, способности себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане и получать новые навыки.
На сегодняшний день название вышло за рамки профессионального употребления в психиатрии. В бытовом языке приобрело негативный оттенок.
Поэтому термин «имбецил» заменили, и теперь уместнее использовать термин «средняя степень умственной отсталости» для определения диагноза.
Причины, которые могут спровоцировать имбецильность, можно разделить на несколько категорий.
Внутриутробная (пренатальная):
Во время родов (перинатальная):
После родов (постнатальная):
Не всегда при наличии этих факторов развивается умственная отсталость. Не менее важно и время (период), когда произошло негативное влияние. А также, какой иммунитет и общее состояние были у беременной женщины и ребёнка.
Ученые склонны считать, что наследственность не имеет большого влияния на появление признаков имбецильности. Например, болезнь Дауна не передаётся потомкам, поскольку причиной её возникновения служит нерасхождение одной из пары хромосом во время формирования половых клеток у матери.
Но влияния могут оказать такие нарушения у родителей, как фенилкетонурия и болезнь Тея-Сакса. Они имеют в основе метаболическое расстройство, которое может унаследовать ребёнок.
Есть мнение, что может передаваться и микроцефалия, но люди с ней, как правило, не вступают в половые связи.
Мышление у имбецила непосредственное, конкретное, без понимания абстрактных вещей (это что?), туго протекающее. Знания ограничены исключительно простыми бытовыми вопросами. Память, внимание, восприятие – недоразвитые.
Речь неграмотная, а словарный запас бедный – названия самых часто используемых вещей в обычной жизни.
Если механическая память будет более развита, то ребёнок может овладеть порядковым счётом и пользоваться им только поверхностно. Может зазубрить таблицу умножения. Понятие о числе и смысле сложения-вычисления отсутствует.
Зрительный и слуховой анализ информации нарушен, поэтому имбецилу сложно различать буквы, которые одинаково пишутся и звучат. У человека может получаться механически читать, но смысла слов и предложений он не понимает.
Дети-имбецилы начинают ходить с опозданием – около 2-3 лет. Все движения плохо скоординированы, точная моторика не формируется. Можно обучить таких детей опрятности. Специальные образовательные программы могут помочь медленно развить существующие задатки и возможности.
Люди со средней умственной отсталостью часто бывают агрессивными и злыми, показывают неадекватную реакцию. Иногда им бывает свойственен асоциальный тип поведения. Эмоции у имбецилов простые и непосредственные, они проявляют сочувствие и у них есть желание кому-то помочь в беде.
Людям с таким заболеванием свойственна повышенная внушаемость и желание подражать не всегда самым хорошим примерам. Присутствует чувство самооценки: человек смущается по поводу нарушения своего физического развития, собственной неловкости.
Во взрослом возрасте имбецилы способны работать, если нужно выполнять простые практические задания, при точном и понятном построении алгоритма, под наблюдением руководителей.
Самостоятельное отдельное проживание имбецила практически невозможно, нужно периодическое или постоянное надзирание со стороны близких. Несмотря на это, они полностью мобильны и подвижны, могут заводить социальные контакты, поддерживать простую и понятную беседу.
Дети-сироты с диагнозом средней умственной отсталости по возможности живут в специальных домах для людей с нарушениями психики и мышления в частности.
Некоторых могут отправлять на обучение в коррекционную школу. В зрелом возрасте они живут в психоневрологических интернатах. В редких случаях пробуют обеспечивать себя сами проживая отдельно.
Диагностика умственной отсталости происходит на основе жалоб родственников, у которых возникло подозрение на нарушение.
После этого собирается анамнез (это как?): как протекала беременность и роды, как развивался ребёнок во всех сферах, чем болел.
Обычные тесты на интеллект не всегда могут быть полезными, поскольку фиксируют только высокий уровень олигофрении. Также причиной низкого результата могут быть различия в культуре и воспитании ребёнка.
Более показательны скрининговые тесты:
Визуализация центральной нервной системы поможет установить причину имбецильности, если это нейрофиброматоз, туберозный склероз или гидроцефалия. Для этого делается снимок головного мозга. Как правило, это МРТ.
Могут использоваться генетические тесты:
На генетические метаболические нарушения могут указывать:
В зависимости от возраста, врач обследует навыки на психомоторную задержку:
В зависимости от причины умственной отсталости и возраста, помогать в лечении будут:
Если у ребёнка развился кретинизм при нарушении работы щитовидной железы, то специалист назначит гормонотерапию. Она также помогает и при синдроме Дауна.
При фенилкетонурии приписывают строгую диету, исключая продукты, которые содержат фенилаланин.
Есть исследования, в которых был зафиксирован позитивный эффект препарата глутаминовой кислоты на улучшение интеллектуальной функции за счёт влияния на метаболизм мозга.
Умственная отсталость не связана с психозами или неврозами (это что такое?).
Но у людей и с имбецильностью могут развиваться тревожные состояния или агрессивное поведение из-за того, что они не могут выполнить простые бытовые задачи, с которыми справляются другие.
Поэтому психотерапия когнитивно-поведенческого направления является важной частью лечения и поддержки клиента. Параллельно сеансам специалист может назначить медикаменты, как правило, из ряда антидепрессантов.
Обучение (тренинг) – отдельная часть терапевтической программы.
В зависимости от нарушений и их степени в ребёнке развивают:
Тренинг может проходить в:
Воспитание ребёнка со средним уровнем отсталости (имбецильностью) – это задание не из простых. Часто психотерапия нужна и самим родителям.
Специалист помогает понять, что таким детям нужна постоянная поддержка, понимание и терпеливое отношение. Только тогда можно создать спокойную и комфортную жизнь для малыша.
Близкие не должны зацикливаться на количестве знаний из школьной программы. Основное место должно занимать желание подарить любовь и тепло ребёнку.
В таких условиях нужно постепенно учить его бытовым и трудовым навыкам. Такие дети охотно занимаются рукоделием и помогают по дому, если их приспособить к этому.
Беседы на разные простые темы, совместный просмотр фильмов и передач, чтение книг родителями – такой досуг также способствует развитию. Даже если дети воспринимают информацию по-своему.
Нужно помнить, если ребёнок ведет себя агрессивно по отношению к маме и папе – то не стоит это воспринимать на свой счёт. Поскольку у каждого бывает плохое настроение, а в таких детях часто преобладает негативизм.
Результативная коррекция умственной отсталости возможна при ферментопатиях (фенилкетонурия). При других причинах, как правило, вылечить невозможно.
Терапия симптоматическая. Но при своевременной диагностике, усилий со стороны близких и специалистов, человек может овладеть бытовыми навыками и ходить на работу с несложными задачами.
Профилактика интеллектуального нарушения возможна на стадии беременности:
После рождения ребёнка нужно периодически приходить на осмотр к педиатру, чтобы проверять рефлексы, тонус мышц и освоение навыков соответственно возрасту.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. При лечении заболеван
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С вирусными инфекциям
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru.
Слово, в значе
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. У домашнего труда уст
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru.
Пожалуй, самая
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С самого раннего детс