Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Кто такой респондент, и какую роль он играет в социологических и маркетинговых исследованиях

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Термин «респондент» встречается в разных областях знаний: социологии, экономике, юриспруденции, политике и даже здравоохранении.

Люди периодически слышат это слово из новостей и научных статей, но не всегда понимают значение.

А между тем, каждый член общества может оказаться респондентом. Например, во время прогулки по городу или даже сидя в собственной квартире.

Респондент — это...

В переводе с латинского языка слово responsum означает «ответ». Следовательно, респондент – это человек, который отвечает на вопросы. Второй стороной диалога выступает исследовательская организация или её представитель (интервьюер).

Респондент - это...

Обычно респондентами становятся следующие субъекты:

  1. в рамках маркетинговых мероприятий – потребители товаров и услуг, потенциальные клиенты коммерческих компаний;
  2. в рамках социологических наблюдений – представители определённых демографических групп, профессий, общественных и политических движений.

Собранная в ходе опросов информация используется в научных, предпринимательских и управленческих целях.

Например, после проведения анкетирования маркетинговый отдел фирмы понимает, как покупатели реагируют на новый дизайн упаковки. Грамотный анализ результатов позволяет спрогнозировать влияние ребрендинга на уровень продаж и скорректировать поведение компании на рынке.

Роль социологических исследований заключается в том, что полученные у респондентов сведения можно использовать для выявления назревающих социальных конфликтов.

Так, в 2015 году появились неутешительные результаты Всероссийского опроса, в которым приняли участие 4 тысячи человек. 53% респондентов высказались о том, что в РФ кризис и за последние годы ситуация изменилась в худшую сторону. А 40% трудящихся граждан высказали опасения по поводу потери работы.

Опрос

Типы респондентов

В социологии выделяется три типа респондентов: конструктивные, застенчивые и деструктивные.

Первые идеально подходят для проведения исследования. Такие люди честно и спокойно отвечают на вопросы.

Застенчивые респонденты часто скрывают истинные реакции, пытаются уклониться от диалога. Работа с ними требует навыков психолога и умения интерпретировать неоднозначные результаты.

Деструктивный респондент – это тот, кто во время опроса проявляет негативные эмоции: раздражение, отчаяние или даже агрессию. Как правило, руководство социологических служб не рекомендует интервьюерам проводить беседу с людьми во взвинченном состоянии.

Кроме того, в социологии существует перечень субъектов, которые не могут выступать респондентами:

  1. лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  2. глухонемые;
  3. глубоко пожилые люди;
  4. родственники, друзья и знакомые интервьюера;
  5. специалисты, работающие в сферах маркетинга, рекламы или социологических исследований.

В региональных опросах не участвуют туристы и приезжие. А для сбора информации у детей младше 14 лет необходимо получение согласия родителей или законных опекунов.

Интервью

Методы опроса респондентов

Специалисты выбирают метод опроса, учитывая множество факторов: цели и предмет исследования, сложность вопросов, бюджет и технические возможности.

Ниже перечислены 3 основные формы диалога, которые используют интервьюеры.

  1. Интервью.
    Представляет собой устную беседу с информантом по типу «вопрос → ответ». Может проводиться в ходе личной встречи, по телефону или видеосвязи. Самым статистически достоверным, но одновременно трудозатратным и дорогим методом исследования считается интервью на дому. Как правило, в родной обстановке респондент чувствует себя комфортно, легко сосредотачивается на вопросах и ведёт себя открыто с интервьюером.
  2. Анкетирование.
    Заключается в заполнении письменных или электронных анкет.

    Сейчас в сети появились сайты, которые материально поощряют информантов за участие в опросах (в частности, anketka, platnijopros, МоеМнение, expertnoemnenie).

    Главное преимущество анкетирования заключается в сборе и обработке большого массива информации за короткий срок. Однако погрешность выводов оказывается высокой из-за того, что часть респондентов нечестно отвечают на вопросы или относятся к исследованию поверхностно.

    Анкетирование
  3. Формирование фокус-групп
    .
    Метод предполагает всестороннее изучение проблемы благодаря дискуссии между участниками. Часто используется в маркетинговых исследованиях и позволяет выявить истинные ценности, запросы, мотивы поведения потребителей. Как правило, в фокус-группу входит 6-12 человек.Важную роль в результативности метода играет модератор. Он создаёт комфортные психологические условия для высказывания мнений и не даёт респондентам отклоняться от основной темы.

Заключение

Итак, респондент – это участник опроса, мнение которого важно для исследовательских целей. Он косвенно помогает учёным искать пути решения социальных проблем, а маркетологам – выпускать на рынок реально ценные продукты.

Вы можете стать информантом только на добровольной основе. При этом исследовательская организация не вправе разглашать или передавать другим лицам персональные данные без вашего согласия.

Как уже упоминалось выше, некоторые сервисы опросов выплачивают своим респондентам денежную компенсацию за потраченное время. Их полный список приведен ниже:

  1. Анкетка
  2. Мое мнение
  3. Myiyo
  4. MR Survey
  5. ЭкспертноеМнение
  6. RublKlub
  7. Платный опрос
  8. Анкетолог
  9. Вопросник

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Источник: ktonanovenkogo.ru
К списку статей
Опубликовано: 20.07.2020 00:01:02
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Частые вопросы

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, 07j.ru