Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Во все времена общество искало способы защититься от влияния опасных, преступных или просто сомнительных элементов. Иногда это приводило к тюремным срокам и даже казням.
Но в какой-то момент стало популярным подвергать неугодных лиц остракизму. Что это за явление, как оно срабатывает и актуально ли оно в современном мире?
Оригинальный термин восходит корнями к древне-греческой основе ὄστρακον. При этом традиционный перевод слова «остракон» дает нам два близких значения:
Однако именно черепки использовались в Афинах в конце VI века вместо бюллетеня во время голосования за возможность убрать определенного гражданина из сферы управления государством или же изгнать кого-то за пределы полиса.
Так появился глагол ὀστρακίζω, давший нам современное понимание этой древней процедуры, нередко именуемой в народе просто «судом черепков» или «черепкованием». Термин прижился быстро, и вскоре каждый грек прекрасно знал, что такое остракизм, и с удовольствием принимал участие в этой процедуре.
В Древней Греции остракизм — изгнание опасных для государства граждан, решавшееся путём тайного голосования черепками, на которых писалось имя подлежащего изгнанию.
Сама идея остракизма появилась еще во времена осады Трои, но законный статус обрела на шесть столетий позже – в результате реформаторских начинаний знатного афинянина Клисфена, известного борца с тиранией и приверженца демократических преобразований.
Благодаря введенному Клисфеном закону об остракизме демос значительно расширил свою вовлеченность в дела государства и получил возможность устранять влияние политиков из высшего сословия, злоупотреблявших властью или препятствовавших становлению демократии.
В общем и целом закон был призван защищать афинское общество от любых посягательств – политических, социальных или моральных, – тем самым обеспечивая народную сплоченность и коллективную идентичность.
По сути, остракизм – это внесудебное наказание, одобренное тайным голосованием большинства участников, решавших судьбу нежелательной в политике персоны. На один день Агора (площадь Народного собрания) превращался в избирательный участок, куда стекались горожане со своими глиняными черепками.
На каждом осколке керамики было написано имя подвергаемого остракизму человека, а сами остраконы обязательно помещались надписью вниз. Отдавший свой черепок гражданин вместе с другими проголосовавшими входил на специально отведенную территорию и оставался за ограждением до конца голосования – так исключалась вероятность подачи двух и более голосов.
Историки и исследователи до сих пор спорят о правилах остракизма, но выделили всего несколько ключевых моментов, при этом некоторые из них очень напоминают современные выборы:
Более того, никто не приравнивал людей, подвергшихся остракизму, к преступникам. Да, общество считало необходимым дистанцироваться от них, однако изгнанник как гражданин сохранял все свои права и продолжал получать доходы с имущества, даже находясь за пределами полиса. Иногда срок существенно сокращали.
Остракизм помогал гасить народное недовольство и держать могущественную аристократию в узде, напоминая элите о верховенстве власти демоса. Сохранение же прав, возможность по возвращении занять высокий пост минимизировали риск, что изгнанный политик вступит в сговор с врагами в надежде вернуть былое положение.
К числу наиболее видных жертв афинского остракизма можно отнести таких исторически значимых личностей, как:
Сюда же можно отнести и других крупных деятелей, игравших заметную роль в процветании Афин – например, Кимон (из рода Филаидов), Фукидид (лидер партии аристократов), Мегакл (племянник Клисфена), Каллий из Алопеки (сторонник тирании) и т.д.
В более широком смысле даже во времена становления афинской демократии под остракизмом подразумевали не только политическое изгнание, но и любые гонения со стороны общественности. При этом в XX веке определенную популярность обрела более простая и доступная альтернатива в виде бойкотирования.
И это понятно, поскольку покуситься на частную собственность по закону довольно проблематично, равно как и выселить нежелательного гражданина за пределы поселения. И тогда люди стали пытаться игнорировать друг друга и целые компании в общественной сфере.
Это выражалось множеством вариантов отказа:
Вот только оригинальный остракизм был инструментом, зафиксированным на законодательном уровне, а бойкот чаще являлся демонстрацией народного волеизъявления «снизу», обзаведясь массой недостатков.
Однако несмотря на наличие оснований, такая демонстрация отношения остается токсичной практикой, потому что, как и любая гражданская инициатива без четких критериев, бойкот – это все-таки способ травли.
Яркий пример «перекосов на местах» – старый советский фильм «Чучело» (Р. Быков, 1983), где над девочкой долгое время издевались ее одноклассники, вооружившись любым подходящим предлогом.
Когда форма отказа от взаимодействия с неугодным лицом не прописана, это часто влечет за собой тупое ожесточение толпы: некоторые искренне считают, что жертва травли лишается всех прав.
Уже в XXI веке остракизм выродился в «культуру отмены/отказа/бойкота», в СМИ более известную как Cancel Culture, она же – «кансилинг». Отмена человека активируется, когда он публично произносит или совершает нечто неприятное для социально активных граждан из интернета.
Волна оскорблений, петиций охватывает практически все социальные площадки, мотивируя крупные компании сделать свой шаг. Наиболее яркими эпизодами остракизма последних лет можно назвать истории:
Проблема концепции кансилинга в том, что она буквально переписывает историю, заставляя забыть все прочие достижения «отменяемой» персоны. Вымарывает имя из титров, а то и вовсе заставляет перемонтировать фильм, чтобы избавиться от сцен с участием потерявшего благосклонность публики актера.
Классика жанра: стремление к так называемой политкорректности, давление не всегда адекватной толпы и попытки корпораций выглядеть толерантными, прогрессивными и гуманными легко приводят к социальному убийству.
Вот такие печальные изменения претерпевает сегодня остракизм. И если первоначальная процедура создавалась для обеспечения демократических преобразований, сдерживания аристократии и сохранения гармонии, то нынешние ее версии превратились в орудие ненависти и инструмент репутационного уничтожения.
Теперь человек, не совершив преступления, оказывается лишенным всего. Хороший повод задуматься: нужно ли поддерживать публичную травлю?
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Использую для заработка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С развитием интернета стало намного проще доносить свои мысли до окружающих. Однако достичь взаимопонимания зачастую не помогает даже активный обмен идеями: наоборот, все чаще в публичной плоскости возникают конфликты между приверженцами разных философий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоорганизация – естественное стремление любого социума. Ее форма зависит от множества факторов, но в основном – от культурных и религиозных особенностей, исторических предпосылок и текущей формы правления.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Простота создания контента и ознакомления с ним сделала регулярный просмотр информационного потока органичной частью жизни. Однако даже просто отсортировать ежедневные материалы по любимой тем
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.