Гид для миллениалов: как управлять своим боссом

Гид для миллениалов: как управлять своим боссом
Фото: Unsplash

Миллениалов воспитывали совсем не так, как представителей старшего поколения. Их родители были менее авторитарны, школа работала по системе «каждый получает приз», а не в режиме победителей и проигравших. Поэтому у миллениалов и особенно зедов нередко возникает непонимание, как устроено взаимодействие между руководителем и подчиненными. Как же быть миллениалу, если судьба привела его в коллектив, где система взаимоотношений выстроена людьми, которые учились в 1980-х, —по правилам строгой иерархии? Выход есть: надо просто правильно руководить своим начальством.


Единственный способ получать удовольствие от работы и взять карьеру под контроль — воспринимать своего руководителя как ресурс, которым можно научиться управлять, чтобы получать желаемое.

Вот несколько простых правил по налаживанию взаимовыгодных партнерских отношений с менеджерами старой закалки.

1

Сформулируйте свою главную ценность


Воспринимайте себя как маркетинговое агентство, у которого вы — единственный сотрудник и единственный клиент. Подумайте, как лучше сформулировать свою ценность и значимость своего вклада, то, что маркетологи называют «ключевой месседж». Например, если вы руководите отделом кадров, попробуйте обозначить свое место в компании как «главный по поиску труднодоступных талантов».

Когда вы добьетесь очередного успеха на работе, донесите это до своего руководства в контексте этого «ключевого месседжа». Например, если вернуться к примеру про труднодоступные таланты, вы должны были бы сказать: «Мне только что удалось связаться с тремя самыми лучшими кандидатами. Я добавил их в Facebook, чтобы они отправили нам свое резюме. Этих ребят никто до нас не мог заполучить».

Еще один пример: если вы принимаете участие в общем собрании, где все сотрудники должны представиться, не представляйтесь как руководитель IT-отдела. Скажите, что вы — «тот человек, который гарантирует, что команда разработчиков соблюдает дедлайны и укладывается в бюджет».

2

Держите слово


Каждый руководитель немного параноик и боится, что его подчиненные где-то напортачат, не сделают того, что должны, а потом будут пытаться это скрыть. Большинство боссов решают эту проблему с помощью микроменеджмента, который причиняет сотрудникам массу неудобств и усложняет их работу. И да, если вы столкнулись с попыткой контролировать каждый ваш шаг, возможно, вы просто плохо управляете своим начальником.

Поэтому каждый раз, когда вы обещаете руководителю, что выполните какое-то поручение, — выполняйте его без напоминаний. Не берите на себя обязательства, которые не сможете осилить. Будьте честны со своим начальником и не пытайтесь взвалить на себя больше, чем сможете дотащить.

3

Никаких сюрпризов


Все руководители ненавидят сюрпризы. Главная ежедневная задача вашего начальника — синхронизировать сотрудников, распределять обязанности и контролировать общую повестку. Любая неожиданность в этой ситуации — это как жонглеру, который подбрасывает в воздухе пять кеглей, кинуть впридачу включенную электропилу.

Если вы подозреваете, что ваш проект может оказаться для начальника этой самой электропилой, — предупредите его заблаговременно. Дайте ему шанс помочь вам не дать этой электропиле загореться, чтобы потом, когда придется ее ловить, он успел сориентироваться и перехватить ее в полете.

4

Разберитесь в деталях своей работы


Вот один из главных советов, который я получил от очень опытного и преуспевающего руководителя из поколения бумеров:

«Одно из самых глупых решений, которые может принять сотрудник ,— прийти кабинет к начальнику неподготовленным. На каждый час, который вы проведете в беседе с боссом, надо потратить десять. За это время вы должны подготовиться к любым вопросам с его стороны».

В современных условиях десять часов на подготовку — это, конечно, перебор. Но сама идея понятна — большинство руководителей хотят быть уверены, что вы, как специалист, разбираетесь в своем деле. Если вы не сможете ответить на его вопросы по существу работы, вам может понадобиться много времени, чтобы вернуть его доверие.

5

Никогда не произносите вслух (и про себя тоже): «Я же говорил!»


Ваша задача — донести до вашего руководителя всю необходимую информацию и ваше взвешенное мнение до того, как он принял решение. Если вам кажется, что он совершает огромную ошибку, вы должны приложить максимум усилий, насколько это находится в вашей компетенции, чтобы переубедить его. Но — и это очень важный момент — после того, как решение уже принято, стоит оставить свое мнение при себе и следовать ему.

Никто из руководителей никогда не хочет слышать (или даже никогда не должен слышать) фразу: «Я же говорил!» Мало того, если вы хотя бы намекаете на это, то ваш начальник вполне может подумать, что вы тайно или неосознанно саботируете работу. Если вы не в состоянии быть с начальником заодно и принять его решение, как если бы оно было вашим собственным, возможно, стоит поискать другую работу.

6

Хватит жаловаться. Есть проблемы? Решайте их


Некоторые люди и правда чувствуют себя лучше, когда жалуются: друзьям — на своих супругов, супругам — на работу, на своих детей — родителям чужих детей и т. д. Это нормально. Но ни один начальник — ни один! — не хочет выслушивать от вас жалобы на работу, клиентов или коллег. Он не ваш психотерапевт.

Жаловаться своему боссу — это просто сваливать на него все свои негативные эмоции. Это может заставить вас чувствовать себя лучше, но босс после такой беседы скорее всего ощутит себя полным дерьмом, особенно если он ничего не может сделать, чтобы улучшить ситуацию. Так что никогда не сваливайте на руководство свои проблемы, чтобы просто поныть. Приходите с проблемами, только если планируете их решить. А в идеале, конечно, вы должны приходить со своим вариантом решения.

7

Запомните, в чем ваша задача №1


Большинство миллениалов ошибаются, думая, что их главная задача — это вовремя и в срок делать то, что входит в их обязанности, укладываясь при этом в бюджет. Ничего подобного! Ваша главная задача — сделать успешным своего босса.

Тут важно отметить, что задача №1 для вашего босса — ваш успех! Почти 100% конфликтов, которые случаются на работе, происходят из-за непонимания этой взаимосвязи. Но ваши с руководителем ключевые приоритеты — сделать друг друга профессионально счастливыми.