РАЗОБРАТЬСЯ 24 января

Как вырастить ребенка бизнесменом

(и стоит ли)

РАЗОБРАТЬСЯ 24 января

Как вырастить ребенка бизнесменом

(и стоит ли)

текст

Юлия Масленникова

Предпринимательство входит в топ-3 профессий, которые россияне считают наиболее предпочтительными для своих детей. По данным «Ромир», увидеть своего ребенка бизнесменом хотели бы 15% российских родителей (популярнее только врачи и юристы). А что думают об этом сами предприниматели? Владельцы и топ-менеджеры российских компаний рассказали, кем они хотели бы видеть своих детей и каким образом можно вырастить ребенка успешным бизнесменом.


Егор Руди

СЕО и сооснователь Profi.ru

— Думаю, что на ребенка больше всего влияет пример его родителей (хотя ролевой моделью может стать и посторонний человек). Вероятно, моей дочери Кире нравится предпринимательство, потому что и у меня, и у ее мамы свой бизнес. Но мы не старались из дочери вырастить предпринимателя, и если она им не станет — это более чем ОК.

Моя логика проста: нужно внимательно смотреть, что у ребенка получается, к чему он тянется, и всячески помогать ему в этих начинаниях. Например, год назад дочь задумалась о том, чтобы стать шеф-поваром.  Тогда я включил на Netflix сериал Chef’s Table и стал вместе с нею разбирать каждую серию. Еще пообещал Кире организовать встречу с настоящим «шефом», чтобы она смогла задать ему свои вопросы. Но эта тема немного подзаглохла.


Владимир Волобуев

директор компании MyGenetics

— Меньше всего мне хотелось бы принимать решения за моих детей. Надеюсь, у них будет достаточно сил и возможностей самостоятельно определить, кем быть в этой жизни. Но если посмотреть на это с другой стороны, предпринимательство — как раз та сфера деятельности, где максимально проявляются свобода и право выбора. Поэтому я бы хотел, чтобы мои дети (пусть не по роду занятий, а по внутреннему мироощущению) были предпринимателями. Чтобы они имели возможность брать и нести всю полноту ответственности за свою жизнь и поступки.

Конечно, как и любой родитель, я готов помогать своим детям и поддерживать их — советом, делом и, возможно, seed-инвестициями (если они меня в этом убедят). На мой взгляд, чтобы ребенок стал успешным предпринимателем, нужно:

1. Дать ему возможность проявлять инициативу и активность, стимулировать его креативность, любознательность и самостоятельность. Это можно делать в игровой форме или же наделить ребенка какими-то простыми обязанностями по дому.

2. Разрешить ребенку ошибаться. Это важное качество, которое у нас в стране, напротив, не приветствуется. Страх совершить ошибку может парализовать любую потенциальную активность.

3. Развивать у ребенка коммуникативные навыки. Предпринимательство — это во многом про общение: с клиентами, партнерами, поставщиками, сотрудниками, медиа, инвесторами, госорганами и т. д. Важно слышать других и быть услышанным.


Надежда Пак

совладелица сети кафе «Рецептор» и кофейни «Кофецвет»

— Нам с мужем хотелось бы, чтобы дочь пошла по нашим стопам. Но мы не будем ей ничего навязывать, просто расскажем всё без прикрас, каково это быть хозяином самому себе. А дальше пусть выбирает: захочет стать балериной — мешать не будем, проснется в ней предпринимательская жилка — будем передавать опыт.

Но по себе могу сказать: глядя на маму-предпринимателя, я всегда хотела стать как она — смелой, решительной, рисковой! Лучший способ понять, что такое бизнес, — погрузить человека в процесс. В 11 лет я уже работала на рынке: продавала веники и мочалки, — мама привезла целый контейнер этого добра. Каждый день в течение лета выезжала в 7 утра из дома с полной сумкой товара и вскоре интуитивно разобралась, как повысить продажи, сделать внешний вид товара презентабельнее, общаться с клиентами… В итоге все мои «хотелки» стали сопоставляться с количеством веников и мочалок, которые надо продать, чтобы получить, например, новое платье.


Николай Манолов

сооснователь XOR.ai

— Пусть дети выбирают свой путь. Захотят делать бизнес — помогу, но это точно занятие не для всех. Не вижу смысла искусственно «лепить» что-то из ребенка: ничем, кроме покалеченной психики, это не закончится.

Если всё же дети захотят стать предпринимателями (мои — хотят), надо брать их с собой на встречи и публичные выступления, а когда подрастут — и в командировки. Для меня главное в воспитании — ответственность и свобода. Но всем родителям, которые хотят делать бизнесменов из своих детей, я бы посоветовал еще раз подумать. Потому что если у ребенка нет к этому таланта и стремления — всё кончится плохо. Если же у него есть склонность к бизнесу, можно помочь связями с хорошими людьми и образованием, но всё равно его личность — первична.


Юлия Воликова

основатель сервиса exeDrive

— Для меня неприемлемо, чтобы ребенок пошел по чьим-то стопам. Верю, что у каждого человека есть собственный дар, а его успех частично зависит от генов и среды. Моя задача как родителя — создать наиболее комфортные условия для реализации потенциала ребенка. И ни в коем случае не проецировать на него свои мечты и желание передать ему свой бизнес. Я должна быть максимально чуткой, чтобы понять сильные стороны своего ребенка. Если увижу в нем предпринимательский талант — конечно, помогу.

На мой взгляд, нужно учить и мотивировать только собственным примером. Для воспитания ребенка с предпринимательским потенциалом я бы:

  • развивала его soft skills — умение управлять собой и коммуницировать с людьми становится одним из самых важных навыков для бизнеса;
  • научила его правильному отношению к деньгам и элементарной финансовой грамотности;
  • помогла адаптироваться к тем глобальным вызовам, с которыми ему придется столкнуться в будущем;
  • поместила его в такую среду или мультикультурную группу, где дети создают собственные проекты, нашла ему наставника с опытом в той индустрии, которая для него значима;
  • научила его слышать себя и отключаться от окружающего информационного шума — чтобы у него была опора на собственное мнение и свои критерии объективности.


Геворк Саркисян

основатель сети детских парков «Кидзания»

— Формирование ребенка происходит под воздействием трех идеологий: семейной, родовой и национальной, — поэтому очень важно создать несколько ролевых моделей для ребенка. Родитель должен на своем примере показывать, что не стоит бояться свободы, как и ответственности за принятие решений. Цель любого воспитания — не ограничение инициатив, а наоборот, поощрение.

Поскольку все дети живут в поле желаний своих родителей, а каждый из нас мечтает, что чадо его превзойдет, — да, я хотел бы, чтобы мой ребенок пошел по моим стопам. Предприниматели каждый день меняют наш мир — думаю, более важной задачи просто не существует. Но прежде чем приучать ребенка к бизнесу, нужно понять, есть ли у него необходимые для этого навыки. Я бы предоставил ему свободу в принятии решений, потому что самый большой вызов, который ты можешь дать человеку, — это свобода. С 12-13 лет ребенок может самостоятельно реализовать идеи и принимать решения, до этого возраста генерировать идеи для потенциальной реализации можно вместе с ним.


Анастасия Постригай

основатель онлайн-школы искусствоведения @op_pop_art

— Если включить «мечталку» — конечно, мне хотелось бы, чтоб мой ребенок стал предпринимателем. Потому что предпринимательство дает человеку возможности — прежде всего, внутреннего роста: когда тебе нужно постоянно пересобирать самого себя, преодолевать трудности и при этом расти. Но ребенок должен самостоятельно решить, чем ему заниматься. Потому что насилие над личностью не даст хорошего результата. Ведь в любом деле важны страсть и энергия, которая исходит из тебя, а потом проецируется на все твои дела. Если что-то делаешь, потому что «надо», исполняешь мечту своих родителей, вряд ли из этого получится какая-то энергия. Наоборот, это демотивация.

У моего сына Миши уже сейчас есть задатки предпринимателя. Он иногда так формулирует фразы, что я понимаю — мышление у него бизнесовое. Он готов всё время что-то придумывать и импровизировать, очень любит делегировать (а это важное качество предпринимателя). Мне кажется, задача родителя — увидеть все эти проявления определенных талантов ребенка и помогать им раскрыться. Для этого нужно проводить с ним время, слушать его, чувствовать и видеть все эти искорки, которые появляются.