Офис в «силиконовой тайге»: почему бизнес федерального масштаба удобнее делать из Сибири

Офис в «силиконовой тайге»: почему бизнес федерального масштаба удобнее делать из Сибири
Изображение: Captain Fantastic

Толпы карьеристов и предпринимателей продолжают штурмовать Москву — но есть и те, кто остается в регионах и прямо оттуда делает бизнес федерального и даже международного масштаба. Это удобно: ты равноудален от Европы и Азии, никто не считает тебя зарвавшимся москвичом, меньше риск, что ценного сотрудника схантят прямо из-под носа. Елена Ватутина, которая управляет бизнесом, находясь за 2 тыс. км от МКАД, рассказывает, чем еще хорош сибирский бизнес-климат.


Когда мы только разрабатывали онлайн-сервис, переезд в Москву казался обязательным — я по несколько раз в месяц летала в столицу на встречи с партнерами, иногда проводила 3-4 недели вдали от семьи. Казалось, может, стоит перебраться в столицу насовсем? Было несколько «но».

Во-первых, к моему проекту примкнули несколько классных специалистов — на удивление, никто из них перебираться в Москву не хотел. Совсем. Не горели желанием переезжать и мои близкие. Столица, романтизированная в фильмах как мекка и счастье для провинциала, нужна, как выяснилось, далеко не всем.

Во-вторых, в Москве у меня появилось несколько сотрудников, которые стали все чаще подменять меня на встречах. Родилась мысль: что если Москва будет не головным офисом, а всего лишь филиалом?

И два года назад я решила проверить, можно ли, не переезжая в столицу, построить бизнес, клиенты которого живут во всех федеральных округах страны, а партнеры — по всему миру.


В Петропавловске-Камчатском не полночь


Когда к нашему онлайн-сервису начали подключаться люди со всей России, выяснилось, что офис в географическом центре страны — большой плюс. Если ваш бизнес — онлайн-услуги, то заказчики к вам не ездят, им достаточно контактировать через сайт. Но вот созваниваться с клиентами все же удобнее в рабочее время. Москва просыпается тогда, когда Сахалин уже закончил рабочий день. В итоге решение элементарной задачи с b2b-клиентом растягивается на неделю. А вот когда офис находится в Новосибирске и на дворе час дня, то можно созвониться и с Москвой, где начинается утро, и с Владивостоком, в котором в это время 16:00.

Среди наших сотрудников есть и жаворонки, которые стартуют с 7-8 утра, и совы, предпочитающие работать с обеда до позднего вечера. Случаются, конечно, казусы: однажды клиент позвонил в 20:00 по московскому времени, когда у нас уже была полночь. Менеджер оперативно выслала документы — с тех пор этот клиент стал одним из самых лояльных.


Хантинг в тайге


Конечно, у офиса в регионе есть и минусы. Москва «хантит» себе специалистов со всей страны. Релокация в столицу для многих бонус — а мы фактически предлагаем ссылку в Сибирь. К счастью, у нас под боком есть кузница кадров — Академгородок, который иногда называют «силиконовой тайгой» за высокую концентрацию IT-мозгов на квадратный метр.

Думаю, если бы наш офис находился в Москве, то ключевые участники команды уже не раз бы получили предложения от других компаний из отрасли и от конкурентов. А из Сибири их выманить не так-то просто. Тем более, что мы исполняем заветную мечту российского провинциала — платим московские зарплаты при сибирских ценах.


Далеко от Москвы, близко ко всему миру


Когда живешь в Сибири, тебе всюду далеко. Что до Парижа 6 тыс. км, что до Токио — 5 тыс. Это приучает работать со всеми на большом расстоянии и в разных часовых поясах. У нас есть партнеры и в Китае, и в Италии. Мы летаем в командировки по всему миру, так что офис у многих моих коллег по сути находится внутри сумки с ноутбуком.

А еще можно зазвать иностранных партнеров посмотреть местную экзотику. На фоне всеобщего увлечения здоровым образом жизни московские достопримечательности для них уже не так привлекательны, как возможность посетить Алтай например, — к слову, он всего в нескольких часах езды от Новосибирска.


Все свои


Еще один бонус — клиенты из регионов относятся к нам теплее. Стоит только сказать, что ты, как и они, из провинции, — отношения теплеют. В прошлом году мы объехали с «гастролями» полстраны. Помню, как разулыбалась одна клиентка, когда я вручила ей фирменные конфеты «Новосибирск»: «Я у вас бывала, помню эти ваши конфеты, ужасная гадость». Зато отношения сразу сложились теплые.

Сибиряки создали много успешных федеральных брендов: родом из Новосибирска авиакомпания S7, мороженое «Инмарко», информационная система 2ГИС, один из крупнейших фармацевтических дистрибьюторов «Катрен», фармпроизводитель Renewal. Так что для создания эффективного федерального бизнеса действительно не обязательно переезжать в Москву. Уж лучше вы к нам.