Полезная конкуренция: почему не надо бояться копирования вашего бизнеса

Полезная конкуренция: почему не надо бояться копирования вашего бизнеса
Фото: David Livingston/Getty Images

Свободный от конкурентов рынок — мечта основателя каждого стартапа. В реальности все обстоит иначе. Даже если ваш продукт или услуга несут для целевой аудитории новые ценности, его быстро скопируют. С этим столкнулся стартап Okdesk, который предлагает систему автоматизации сервисного обслуживания для компаний. Но вместо того чтобы тратить энергию на борьбу с имитаторами, компания решила воспринимать ситуацию позитивно — и извлекать из нее плюсы. Если ваш продукт копируют, из этого можно сделать целых пять полезных выводов. Вот они.


Причина №1

Идея прошла проверку на прочность


Запуск любого бизнеса — это в первую очередь время и деньги основателей или инвесторов. Если кто-то тратит на копирование вашего продукта или услуги такие ценные активы, значит, он в них поверил. А если на копию привлекали инвестиции, значит, в вашу идею поверил и опытный бизнесмен, который готов рискнуть своими деньгами.


Причина №2

Конкуренты помогут создать рынок


Новый продукт или смена устоявшихся подходов требует значительных инвестиций на преодоление сопротивления и донесение ценности до основного рынка на любом этапе. Между ранними последователями, до которых относительно легко «достучаться» посредством типовых каналов рекламы и PR, и большинством потребителей — огромная пропасть, в которой погибает немало интересных решений. Преодолевая эту пропасть, бизнес не приносит отдачи — только потребляет ресурсы. Выживет ли предприятие, зависит от того, хватит ли у вас ресурсов, чтобы «раскачать» незрелый рынок. Успех далеко не всегда определяют деньги. Рынку нужно привить новые модели работы, показать реальную ценность в новом решении, изменить сложившееся мышление и паттерны ведения дел.

Те, кто копирует Ваше решение, создают дополнительные мощности и ресурсы для того, чтобы донести ценность предложения до конечного потребителя и создать на него дополнительный спрос. Несомненно, вдвоем или втроем дойти до конца «мертвой» пустыни гораздо проще, а зачастую и быстрее.


Причина №3

Стартап найдет свою уникальную нишу


Большинство событий на рынке можно предвидеть, наблюдая за определенными сигналами. Появление продукта или услуги, в точности повторяющих ваше предложение, это сигнал того, что вам пора задуматься о своей «изюминке». Если бизнес легко копируется, значит, в нем нет серьезной ценности и он слабо защищен. Стратегий для создания ценности достаточно много: от нишевания (ориентации на определенный узкий сегмент) до создания целостного продукта (комбинация первоначальных функций и сопутствующих бонусов, в том числе дополнительных услуг, которые максимально соответствуют ожиданиям клиента и даже предугадывают их).

Если вы правильно трактуете появление копий своего продукта, то начнете поиск своей уникальности задолго до начала массового перетока клиентов к конкурентам. А значит, у вас будет время на разработку и создание уникального предложения и ценности для целевой аудитории.


Причина №4

Значит, вы на шаг впереди


В любой сфере есть свой цикл производства, который занимает ощутимое время (особенно если речь про интеллектуальный бизнес не в формате купи-продай). К примеру, программный продукт не вывести на рынок без MVP (постановка задачи, разработка и тестирование) и ресурсов на маркетинг и рекламу. Но главное, что в рамках цикла производства копия вашего решения — это зачастую слепок с давно минувших дней. Но помните, что фора сегодня не даст преимуществ завтра. Ваша задача — всегда двигаться вперед и не останавливаться. Нужно всегда быть в тонусе, поставить себе задачу всегда оставаться впереди — за счет поиска новых уникальных решений и продуктов — и в том числе на этом построить свою бизнес-модель.


Причина №5

Вы получите новые знания о рынке


Часто стартапы попадают в ловушку собственных убеждений и не проверяют гипотезы, которые могут принести успех. С помощью «копий» и наблюдений за ними вы можете получать дополнительные сведения о своей аудитории. О том, что для нее важно помимо предлагаемых вами условий, о ценности для клиента и поведенческих законах, работающих на вашем рынке.