Что такое Административное Право — определение, принципы, источники и методы регулирования

Обновлено 13 марта 2024 Просмотров: 114 370 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Административное право регулирует такие общественные отношения, в которых граждане обычно не хотят участвовать.

Никто не любит стоять в очередях к чиновникам, платить штрафы, оформлять справки и другие документы. То есть, связываться с исполнительной властью.

Чиновники

А приходится. Потому что административное право – это главный инструмент регулировки и контроля в руках государства.

Определение понятия Административное Право — что это

Административное право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти.

Юристы выделяют три подхода к понятию: отрасль, наука и учебная дисциплина. Рассмотрим каждый из них.

  1. Отрасль.

    Отрасль – это совокупность правовых норм, которые охватывают одну из сфер жизни общества. Например, конституционное право разграничивает полномочия трёх ветвей власти, решает вопросы суверенитета, территории, гражданства.

    А какую сферу общественных отношений регулирует административное право? Публичную, управленческую, связанную с поддержанием порядка в обществе.

    Предмет административного права (как отрасли) – это отношения, которые играют важную роль для всех граждан страны, а не отдельных людей. Они возникают в те моменты, когда государство реализует исполнительную власть.

    Таблица 1 «Административное право: примеры отношений, входящих в предмет отрасли»

    ОтношенияГде содержатся правовые нормы
    Разграничение полномочий между законодательными и исполнительными органами властиФедеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999г.
    Порядок прохождения государственной службыФедеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004г.
    Выдача лицензийФедеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011г.
    Регистрационный учёт граждан по месту проживания (пребывания)Закон № 5242-1 от 25.06.1993г.
    Реализация государственной валютной политикиФедеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003г.

    Публичная отрасль включает в себя подотрасли и институты. В частности, она охватывает отношения в области налогов, финансов, военного дела, таможни, экологии и природопользования.

    Монетки

    Некоторые юристы выделяют даже две отдельные отрасли административного права: управленческое и деликтное.

    Первое регулирует отношения, которые складываются в связи с государственным управлением, в том числе внутриорганизационные (вопросы иерархии и разграничения полномочий в органах власти).

    Второе помогает поддерживать общественный порядок и устанавливает ответственность за нарушение административно-правовых норм.
  2. Наука.
    Наука «административное право» – это деятельность учёных, которые изучают отрасль с одноименным названием. А именно её историю, предмет, метод, источники, перспективы развития. Конечная цель науки сводится к тому, чтобы предлагать пути совершенствования законодательства.
  3. Учебная дисциплина.
    Это программа, которую будущие юристы изучают в ВУЗах. Она частично пересекается с наукой.

Принципы отрасли административного права

Каждая отрасль опирается на принципы. Это фундаментальные идеи, которым должны соответствовать все правовые нормы. Они прямо применяются в том случае, если в статьях закона равной юридической силы есть противоречия.

Одни принципы административного права прямо закреплены в законодательстве (например, в статьях 1.4-1.6 КоАП, 2 Конституции), другие вытекают из смысла нормативно-правовых актов . Вот три основные идеи законодателя.

  1. Равенство всех перед законом.
    Ответственности по КоАП подлежат все правонарушители, независимо от каких-либо признаков: пола, возраста, веры и так далее. Не только обычные граждане, но и другие субъекты административного права (органы власти, чиновники, организации) обязаны соблюдать закон.
  2. Разделение властей.
    Исполнительная и законодательная ветви власти не вмешиваются в деятельность друг друга. Каждый государственный орган имеет свой предмет ведения.
  3. Приоритет интересов личности.

    Органы государственного управления при реализации исполнительной власти не должны нарушать основные права и свободы человека, закреплённые в Конституции.

    Изъятия из этого правила устанавливаются законом и только при наличии веских оснований (например, изъятие собственности, добытой незаконным путём).

В законодательстве есть и другие принципы. В частности, презумпции невиновности , законности, гласности, ответственности.

Источники и методы правового регулирования

Источники административного права – это официальные документы, в которых присутствуют административно-правовые нормы.

Речь идёт о Конституции, международных договорах, законах, актах Президента, Правительства и так далее. Примеры были приведены в таблице 1. Важный источник деликтного права – КоАП РФ.

Методы правовой отрасли – это основные подходы к регулированию общественных отношений, входящих в её предмет.

Они бывают двух видов:

  1. императивные (запреты и предписания);
  2. диспозитивные (дозволения).

Как вы уже догадались, методы административного права преимущественно императивные. Например, государство устанавливает предписания в виде легального оформления бизнеса, получения паспорта, явки в казённое учреждение при получении письма. Законодатель запрещает нарушать ПДД, уклоняться от уплаты налогов, хулиганить на улицах.

Дозволений в отрасли мало, но они всё же есть. Например, гражданин вправе обжаловать решение чиновника, но не обязан.

Заключение

Административное право – это система правовых норм, которые охватывают широкий круг публичных отношений.

Если говорить простыми словами, оно регулирует исполнительную власть государства и всё, что с ней связано.

Пока что кодифицирован только институт административной ответственности (КоАП). Другие нормы собрать в единый нормативно-правовой акт затруднительно, потому что отрасль затрагивает самые разные отношения, и последние постоянно меняются.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Комментарии и отзывы (2)

Василий

Да какое там равенство перед законом, попробуйте пьяного судью задержать или прокурора, им можно в таком состоянии садиться за руль, депутаты тоже неприкосновенны, вот, на этих двух примерах видно, что нет никакого равенства перед законом.

Само административное право усложнилось, сейчас, в век компьютеризации и автоматизации, чиновников больше чем в СССР, бюрократия страшная, а всё для того, чтобы с трудового народа последнее содрать и усложнить гражданам путь для реализации своих прав.

Дмитрий

Василий: а на вскидку скажите, в какой стране все обстоит не так, как Вы описали. Вот уж ее жители посмеются...

Идеалы они на то и идеалы, чтобы быть не достижимыми.

Ваш комментарий или отзыв