Что такое баллада

Обновлено 28 января 2024 Просмотров: 25 135 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращаясь к произведениям зарубежных писателей ХVIII-XIX веков, а также перечитывая русских поэтов-романтиков, нередко можно встретить такое жанровое обозначение, как баллада.

Где оно зародилось и почему стало популярным в России? Каковы его отличительные особенности? Попробуем найти ответы.

Баллада

Определение баллады — что это такое

В современной терминологии баллада – это литературное (стихотворение) или музыкальное лирическое произведение (песня), обладающее особой структурой и схемой рифмовки.

На протяжении веков значение термина менялось, наполняясь новыми смыслами.

Баллада в литературеэто жанр лирики, обладающий набором строго закреплённых признаков:

  1. сюжетностью;
  2. сочетанием традиционных мотивов и неожиданной развязки;
  3. строгой схемой рифмовки: ABABBCC (7 строк), ABABCCDD (8 строк), ABABBCCDCD (10 строк).
  4. композицией, состоящей из трёх частей.

Сказатель баллад

Литературный канон допускает, что балладная форма может трактоваться и в более широком смысле

Из истории жанра

В основе термина «баллада» лежит слово «balar» (танцевать). «Первопредки» баллады были обнаружены в 13 веке в творчестве поэтов Прованса, легендарных трубадуров, положивших этот песенно-поэтический жанр в основу куртуазной культуры.

Это означает, что первые баллады в изящной и завуалированной манере воспевали возвышенную любовь к Прекрасной Даме. Обожание, преклонение, восторг перед внешней красотой и душевными добродетелями Идеала стали главными компонентами их лирического сюжета.

Существовали баллады из 7, 8 и 10-ти строк. В переложении на музыку они разбивались внутренним рефреном на несколько неравных частей.

Авторами первых баллад считают Жанно де Лекюреля, Гийома де Машо, писавшего так называемые политекстовые баллады, Эсташа Дешана, Сенешаля Жанна д'Э.

Поэт Франсуа Виньон прославился, благодаря своим парадоксальным балладам.

Франсуа Виньон

На русский язык переведено немало его произведений, самым известным из которых стала «Баллада поэтического состязания в Блуа». В нём отражена традиция проводить турниры поэтов. Вийон был многократным победителем подобных состязаний. Он смело рушил канон, играя словами, словно виртуозный жонглёр, и стал, пожалуй, самым известным автором французских баллад.

Английская балладная традиция

На смену высокому средневековому канону на рубеже XIV-XVI столетий в Англии и Шотландии пришли народные баллады. В устной форме они существовали с XIII века. Сюжет о благородном разбойнике Робин Гуде, а также истории о короле Эдуарде IV имели всенародную популярность.

Английская баллада имела эпический сюжет, приближаясь к маленькой героической поэме. Эту её особенность переняла немецкая традиция.

Английский Робин Гуд

Позже поэты Шелли и Колридж издали книгу под общим названием «Баллады» и открыли ею эру английского романтизма. В их сочинениях зазвучали трогательные и страшные истории, описывающие события из жизни простых крестьян, исторические предания, отголоски древних легенд.

Р. Саути прославился как автор поучительных произведений. Из-под пера В. Скотта вышла баллада «Замок Смальгольм», которая была переведена для русского читателя В. А. Жуковским и породила огромный интерес к этому жанру.

Поздние романтические баллады

Мрачный повествовательный колорит шотландских баллад привлек внимание поэтов-романтиков, с новым интересом обратившихся к этому жанру во второй половине XIX века. Романтическая литература не просто воскресила балладные традиции, но и наполнила старую форму оригинальным содержанием.

Так, знаменитая баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд», в которой рассказывается о доблестных эльфах, под страхом смертной казни не пожелавших открыть врагам секрет приготовления легендарного напитка из верескового мёда, стала национальным символом Великобритании.

А баллада немецкого романтика И. В. Гёте «Лесной царь» покорила мир напряжённым драматизмом действия, переданного через диалог жизни и смерти.

Кстати, в 1797 году Шиллер и Гёте устроили балладный поединок, растянувшийся на целый год. «Год баллады» принёс жанру небывалую популярность. Так что государственные акции под лозунгами «Года культуры», «Года литературы» или «Года театра» имеют давнюю традицию.

Баллада в России

Баллада стала популярным романтическим жанром, благодаря переводам В. А. Жуковского, получившего прозвище «балладник». Поэт не просто переложил немецкие произведения на русский язык, но и наполнил их национальным содержанием.

Баллада Бюргера «Ленора» «превратилась» в «Людмилу», а уж свою «Светлану» Жуковский полностью создал сам.

Баллады книга

Сюжетность стала главной отличительной чертой баллад А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», исторический смысл которой был почерпнут из «Повести временных лет».

В балладных традициях выполнен «Воздушный корабль» М. Ю. Лермонтова. Немало баллад написали Я. Полонский, А.Н. Толстой и А. А. Фет.

Возрождение жанра в 20 веке

В ХХ веке балладе возвращён статус мощнейшего по своей энергетике произведения о любви.

Певцы

И в музыке (танцевальные рок-баллады), и в литературе («Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова) с новой силой зазвучали лирические мотивы, воспевающие самое прекрасное и уязвимое чувство на земле.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Снежана

Люблю слушать романтические баллады, это так красиво! Удивила многогранность слова «баллада», его история, было интересно почитать, так сказать, для расширения кругозора.

Ирина

Сложно сказать о других признаках, но вот непредсказуемой развязкой баллады обладают отнюдь не всегда. Сюжеты, обычно, не очень разнообразны.

Ваш комментарий или отзыв