Эпоха (стиль) Барокко — как это было и как отразилось в искусстве

Обновлено 27 января 2024 Просмотров: 194 215 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Стиль барокко сложно перепутать с чем-то другим.

Его главная цель — привлечь внимание, сделать так, чтобы обыватели ахнули и поразились. Барокко не приемлет скромности и такта.

Дворец

*Посольская лестница Зимнего дворца в Петербурге

Это стиль грандиозный, нарочито витиеватый, стремящийся к украшательствам. Любите дорого-богато? Значит, барокко — это ваш стиль.


Барокко — это...

Слово барокко в русский язык пришло из итальянского, где barocco означает «странный, причудливый».

В свою очередь, в итальянском языке слово появилось благодаря португальским морякам, которые называли жемчужины с изъянами или неправильной формы perola barroca. Вслед за жемчугом так стали говорить обо всем грубом, несовершенном, фальшивом.

Жемчуг

Стиль барокко возник на закате эпохи Ренессанса в конце XVI века, но сам термин, его именующий, появился с запозданием, только в XVIII веке, и имел негативную коннотацию.

Барокко — это упадок культуры, барочное — это грубое, дисгармоничное. Так пренебрежительно оценивали эпоху упадка Возрождения в XVIII веке сторонники классицизма, считающие отступление от собственных правил дурновкусием.

В конце XIX века взгляды на барочную культуру изменились. Швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин в 1888 году в работе «Ренессанс и барокко» выделил барокко в отдельный стиль в изобразительном искусстве, отмежевав его от Возрождения и классицизма .

Причем барокко он рассматривал не просто как направление, пришедшее на смену Ренессансу, а как принципиально иное мироощущение.

«Благодаря рафинированному наслаждению жизнью и пребыванию в аффектированном состоянии, люди перестали воспринимать умеренное и негромкое».
Г.Вёльфлин, «Ренессанс и барокко»

Генрих

*Генрих Вёльфлин (1864–1945)

Эпоха Барокко

«Распалась связь времен. Зачем же я связать её рождён!»
Уильям Шекспир, «Гамлет», 1600–1601 гг.

Эпоха Барокко — время, пришедшее на смену Ренессансу.

Менялось мировоззрение, происходил перелом в понимании человеком своего места в мире. Идеалы гуманизма с его антропоцентрическими взглядами, когда человек был центром мироздания, сменяются осознанием всей трагической противоречивости человеческой личности с ее страстями, пороками, вечной борьбой с собой и окружающим миром.

Временные рамки эпохи Барокко неоднородны — в разных регионах Ренессанс развивался и умирал по своим законам, поэтому и барочное мировоззрение приходило ему на смену постепенно: где-то раньше, а где-то, например, в России и Восточной Европе, позже.

Эпоха Возрождения началась в Италии, и барокко зародилось здесь же. Расцвет эпохи связан с кризисом прежних возрожденческих идей, слишком многое изменилось в мире, чтобы культура никак не отреагировала на эти изменения.

На человека XVII века валятся шокирующие открытия, как из рога изобилия: Галилей доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, Антони ван Левенгук разглядел в микроскоп микроорганизмы, Джордано Бруно предположил, что Вселенная бесконечна, а великие географические открытия раздвинули привычные горизонты — все это полностью сломало представление об устройстве мира.

В строчках английского поэта того времени Джона Донна (1572–1631) удивительно тонко передано мироощущение человека эпохи Барокко:

«Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас».
(1610 г.)

Телескоп

*Телескоп Галилео Галилея

Человек вдруг становится ничтожно мал перед лицом огромной Вселенной, теряется точка опоры, приходит осознание своей беспомощности.

Эпоху Барокко отличают три основных мировоззренческих идеи, которые определяют барочный стиль:

  1. «Трагический гуманизм» — человек живет в постоянном конфликте с собой и с окружающим миром. Отсюда присущие стилю барокко драматизм, эмоциональность, хаос и стремление к иррациональному.
  2. Мир построен на антиномиях — неразрешимых противоречиях: человек и природа, идеальное и реальное, разум и эмоции, жизнь и смерть. Отсюда тяга барокко к контрастам, гротеску , дисгармонии, иносказаниям и аллегориям.
  3. Красота выше природы, цель искусства — облагораживать действительность. Отсюда нарочитое великолепие, избыток декора, нарядность.

Стилю барокко присущи контрастность, насыщенность событиями и страстями, напряженность конфликтов, сложная символика. Барокко — это величие напоказ, симбиоз реальности и иллюзий, театральность жестов и эмоций.

«Мир барокко — мир, в котором нет покоя».
Иван Бунин

Барокко сосуществовал с Классицизмом, по сути, являясь его антиподом.

В Италии различают три периода развития барочного стиля:

  1. Раннее барокко, появившееся как реакция на маньеризм (конец XVI – начало XVII века);
  2. Зрелое барокко (1630–1660-е годы);
  3. Позднее барокко (конец XVII – начало XVIII века).

На закате эпохи в XVIII веке во Франции появился новый стиль рококо, который иногда называют высшей степенью искусства барокко.

Стиль Барокко в архитектуре

Стиль Барокко зародился прежде всего в архитектуре.

Католической церкви, ослабленной Реформацией, требовалось утвердить свою силу и мощь. Величественные, поражающие зрителя архитектурные ансамбли и внутреннее убранство соборов работали на создание образа сильной церкви.

С другой стороны, светская власть также нуждалась в утверждении своего могущества, поэтому и абсолютная монархия, и республики использовали стиль Барокко в градостроительстве.

Основные черты барочной архитектуры:

  1. Создание искривленного пространства, выпукло-вогнутые фасады, пространственные иллюзии, обилие эркеров, башенок, балконов, ниш.
    Базилика
    *Базилика дель Санта Кроче, Лечче, Италия
  2. Нарушение гармоничных пропорций античной ордерной системы.
  3. Избыточное украшательство, обилие декора как на фасаде, так и во внутреннем убранстве зданий.

    Стиль барокко в интерьере можно узнать по обилию лепнины, чередованию света и тени, оптическим иллюзиям, расширяющим пространство, монументальной мебели.

    Екатерининский дворец
    *Екатерининский дворец, Царское Село, Россия
  4. Строения вписывались в ландшафт, составляя единые архитектурные ансамбли.
  5. Обилие скульптурных композиций.
    Фонтан
    *Фонтан Треви, Рим, Италия

Стиль Барокко в архитектуре разных стран формировался под влиянием самобытных национальных факторов, поэтому различают итальянское, французское, испанское, немецкое, русское барокко.

  1. Итальянцы — флагманы стиля.
  2. Французы осторожно соединяли строгость классицизма и буйство барокко, давая волю последнему преимущественно в оформлении интерьеров.
  3. Испанское барокко шагнуло за пределы Европы в Латинскую Америку, а фамилия братьев-архитекторов Чурригера стала названием особого направления в барочном стиле — чурригереско — перенасыщенного множеством деталей.
    Собор
    *Собор Санта-Приска-де-Таско, Мексика
  4. Русское барокко несколько запоздало, вышло на арену, когда в Европе стиль угасал, и просуществовало недолго. Тем не менее знаменитые дворцы и соборы Петербурга, Петергофа и Царского Села в барочном стиле поражают своим великолепием и сегодня.

Самые знаменитые архитекторы, работавшие в стиле барокко: Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, братья Чурригера, Филиппо Юварра, Михаил Земцов, Бартоломео Франческо Растрелли.

Барокко в живописи

Живопись Барокко необычайно динамична и экспрессивна. На первый план выходят темы человеческих страданий, борьбы непримиримых начал: добра и зла, наслаждений и кары, жизни и смерти, любви и ненависти.

При этом наряду с традиционными библейскими и мифологическими сюжетами распространены и сцены из жизни знати, и парадные портреты, и даже пейзажи.

Барочная живопись тесно связана с оформлением интерьеров. Художникам заказывалась роспись дворцовых апартаментов , внутреннее оформление церквей, серии батальных полотен, потолочные фрески.

Фреска

*Потолочные фрески Пауля Трогера, Аббатство Мельк, Австрия

Вслед за переменами в восприятии мира и космоса меняется и пространство в живописи.

Эффекты перспективы, оптические иллюзии, контрасты масштабов и колористических решений, даже само построение композиции по диагональным линиям работают на новое восприятие пространства, которое теперь не делится на планы, а становится единым и необъятным. Картина воспринимается как фрагмент, выхваченный из бесконечности.

Распятие

*«Распятие Святого Петра», Караваджо, 1601 г.

Одна из самых характерных особенностей стиля барокко в живописи — динамичность. На этот эффект работают разнообразные контрасты света и тени, цветов, образов.

Самые известные художники барокко — Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Эль Греко, Диего Веласкес, Ян Вермеер.

Барокко в музыке

Эпоха Барокко — это расцвет светской инструментальной музыки и рождение первых оркестров. В это же время в Италии были написаны первые оперы , ставшие популярнейшим музыкальным жанром всех времен и народов.

Автором первой в мире оперы называют композитора Якопо Пери. Самое первое произведение этого жанра «Дафна», написанное в 1597 году, не сохранилось, а вот вторая опера «Эвридика», поставленная впервые в 1600 году, дошла до наших дней.

Не только светская музыка процветала в эпоху Барокко. В Германии пишет музыку для церкви великий Иоганн Себастьян Бах (1685–1750), произведения которого входят в золотой фонд мирового музыкального наследия.

Бах

*Иоганн Себастьян Бах

Для музыки барокко характерны:

  1. пульсирующий ритм;
  2. контраст темпов;
  3. неожиданные переходы;
  4. танцевальные ритмы;
  5. оркестровая музыка.

Самые знаменитые композиторы эпохи — Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель.

Послесловие

К стилю барокко можно относиться по-разному. Кто-то считает его чрезмерным и безвкусным, кто-то немеет в восхищении.

Одно можно сказать определенно, барокко — это яркое пятно в истории мирового искусства. Барочные произведения, сооружения и интерьеры ошеломляли людей XVII века и продолжают ошеломлять нас уже в XXI веке.

Автор статьи: Елена Румянцева

Комментарии и отзывы (2)

Светлана

Мне очень нравится барокко в архитектуре, не зря же мы восхищаемся Зимним дворцом. В залах Эрмитажа забываешь обо всем — гуляю пока уже с ног валюсь. А еще меня восхищает барочная живопись в оформлении интерьеров.

Маргарита

Этот стиль хорошо смотрится в музеях, опере, других общественных строениях развлекательного характера. Там барокко выглядит ярко и создает праздничное настроение. А вот в обычной квартире такой дизайн совершенно неуместен.

Ваш комментарий или отзыв