Что такое дислексия — определение расстройства, симптомы, разновидности и диагностика

Обновлено 17 февраля 2024 Просмотров: 102 684 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если до 10 лет школьник читает и глотает буквы; переставляет их местами; произносит по слогам; пытается угадать слово; может потерять строчку, на которой читал; по несколько раз читает одно и то же слово, то у него дислексия.

Существует много утверждений, что это болезнь гениев. Например, она была у Эйнштейна. Другие же, говоря, что такое дислексия, упоминают общее нарушение развития интеллектуальных способностей, и личности в частности.

Одни педагоги утверждают, что ребёнка уже нельзя научить. Другие же настаивают, что если вовремя заметить патологию , то при усердных тренировках и занятиях можно со временем увидеть школьника, который сам с удовольствием читает интересную книгу.

Дислексия — насколько это серьёзно? Давайте подтверждать или разрушать мифы.

Определение термина дислексия — что это за расстройство

Дислексия – это собирательное понятие, которое означает трудности с чтением, распознаванием слов и грамотностью в тому числе. Сюда входит и нарушение интонации, распознавание значения слов и предложений. Относится к группе «расстройство обучения».

«Словесная слепота» — это народное название дисклексии. Существует несколько теорий её возникновения.

  1. Некоторые утверждают, что это из-за неправильного метода обучения ребёнка чтению: либо использовался сложный способ, либо выделялось мало времени на это или же обучение проводилось в некомфортных условиях (например, с криками и шумом).
  2. Некоторые учёные утверждают, что нарушение является наследственным, и в основе лежит незрелость отдельных нейронов головного мозга.
  3. Другие заявляют, что дислексия возникает из-за нарушения левого полушария. Поскольку именно там находится центр понимания и речи. Также есть проблема во взаимодействии этих двух областей.

Факторы, которые могут стать причиной нарушения в нейронах и важных для чтения центрах головного мозга:

  1. осложнения при беременности инфекционными заболеваниями (краснуха, герпес);
  2. черепно-мозговая травма при родах;
  3. употребление наркотиков матерью во время беременности;
  4. травма в раннем детстве;
  5. тяжёлые инфекционные заболевание ребёнка (менингит);
  6. большая активность правого полушария головного мозга;
  7. нарушения баланса массы между полушариями ребёнка.

В начале статьи упоминалось, что дислексия — это «болезнь гениев» (творческий людей, особенных) и к тому есть определенные предпосылки.

Даже если это не болезнь гениев, то уж однозначно не вина ребенка. Обязательно посмотрите этот ролик, чтобы понять, как сложно бывает таким детям, ведь они не могут научиться тому, что может каждый их сверстник:

У меня тоже были (и остались) небольшие схожие проблемы (не могу отличить «ш» и «щ» во время диктанта), а также дизорфография присутствовала. С трудом в институт приняли (сочинение пришлось списывать с нескольких учебников), а вот в самом вузе выдали по окончании красный диплом (с отличием).

Когда рассказываю знакомым про хроническую дизорфографию — считают, что просто ума у меня маловато. Когда говорю, что имею красный диплом (тогда еще ими не торговали) — не верят, ибо одно с другим не сочетается.

Симптомы дислексии

Поскольку есть разные виды нарушения, соответственно и специфические проявления. Но все они имеют общие характеристики. К симптомам, которые появляются самыми первыми, относят:

  1. нарушение внимания и памяти;
  2. изменение букв и слов при чтении и написании;
  3. сложно держать в руках ручку;
  4. нежелание читать вслух;
  5. не хочет писать сочинение;
  6. плохая ориентация «лево-право»;
  7. сложно выучить алфавит и правила правописания;
  8. трудности в выполнении любых указаний и задач.

В дошкольном возрасте:

  1. плохое произношение слов;
  2. трудности в запоминании слов;
  3. запоздалое развитие речи;
  4. сложно найти общий язык в общении со сверстниками.

Младшему школьному возрасту свойственно:

  1. разворот букв при написании;
  2. плохая координация движения;
  3. импульсивные движения;
  4. непонимание, какой арифметический знак ставить;
  5. плохое освоение новых навыков;
  6. чувство неловкости;
  7. разворот букв при написании.

В среднем школьном возрасте:

  1. плохая память;
  2. почерк, который трудно разобрать;
  3. сложно воспринимать мимику собеседника;
  4. низкий уровень чтения в сравнении с нормой;
  5. плохое общение с одноклассниками.

Старшему школьному возрасту характерно:

  1. ошибки в произношении;
  2. сложно пересказывать;
  3. трудности в адаптации к ситуациям;
  4. медленная скорость работы.

Во взрослом возрасте:

  1. плохая память не улучшается;
  2. невнимательность;
  3. плохое произношение;
  4. дисграфия (проблемы с письмом), дизорфография (проблемы с орфографией);
  5. может быть путаница в числах.

Виды дислексии

В зависимости от того, какие нарушения преобладают, выделяют такие виды:

  1. Оптическая дислексия заключается в том, что ребёнку сложно различить буквы, похожие между собой элементами. Например: Н-П, О-С, А-Л.
  2. При фонематической школьник не различает твёрдые-мягкие звуки, звонкие-шипящие. Например, при замене слова «кол» на «кот», ребёнок может не подметить разницы как в звучании, так и в смысле соответственно.
  3. Аграмматическая характеризуется недоразвитостью речи. Мальчики и девочки неправильно подбирают окончания, не согласуют падежи, число и род.
  4. При мнестической ребёнок не понимает, какой букве какой соответствует звук.
  5. Если у школьника семантическая дислексия, то он правильно читает слова и предложения. Но делает это механически, без понимания смысла.

Диагностика

Как только родители заподозрили нарушение у ребёнка, нужно сразу обратиться к психологу и педиатру для установления причины. Во время диагностики проверяют, нет ли нарушений зрения, слуха. Поскольку это может быть причиной, почему человеку трудно распознавать буквы.

После этого общаются с ребёнком и дают пройти различные тесты (методики). После их проведения, для постановления диагноза дислексии специалист должен сделать заключение об отсутствии умственной отсталости и психических заболеваний.

Главным условием постановки диагноза должно быть то, что трудности с чтением наблюдались уже на протяжении 2 лет или больше. Дополнительным условием является констатация факта, что используемый способ обучения был адекватный и подходит данному ребёнку. Чтобы в противном случае это не было основной проблемой проблем с чтением, а не дислексия.

Дислексия у младших школьников — коррекция и упражнения

При выявлении дислексии у младших школьников, коррекция и упражнения подбираются в зависимости от того, какой у них вид нарушения. К общему принципу относится задействование разных типов восприятия и памяти, более детальное изучение каждой буквы.

Можно дать ребёнку пластилин и вместе с ним вылепить букву. Чтобы он тактильно и визуально запомнил, что она собой представляет. Также нарисуйте простым карандашом на бумаге большие буквы и предложите обрисовать их яркими фломастерами, а потом разукрасить.

Напишите несложные предложения на карточках: одно слово – одна карточка. Перемешайте и дайте чаду сложить их, чтобы получилась фраза по смыслу. Потом сами соберите предложение, переставьте карточки и скажите, чтобы ребёнок вернул правильный порядок.

Найдите магнитики с буквами. Сложите в целый ряд простые слова: МАМАПАПАПЁСЛЕС. И скажите, чтобы ученик разделил эти магнитики по отдельному значению. Также можете сложить разные буквы, чтобы посередине было настоящее слово, которое должен отыскать.

Поиграйте в игру дома или на улице. Скажите, что потерялась буква «К», например. И ребёнок должен найти объекты, которые на неё начинаются и назвать.

Чтобы задействовать тактильные ощущения, положите чадо на живот. На спине рисуйте пальцем печатную букву. Пускай он угадывает. После этого можно рассыпать макароны на столе, чтобы ребёнок сложили букву, которую вы называете – так задействуется зрительная память.

Дайте задание, чтобы чадо писало ласковые формы от слов, которые вы диктуете. После этого можете просто прочитать небольшой отрывок под диктовку. Внимательно смотрите, правильно ли пишет ваш ребёнок.

В зависимости от того, насколько вовремя была подмечена проблема, и сразу ли взялись родители за коррекцию, таков будет и результат в дальнейшем. Стопроцентной гарантии нет, но шансы на излечение (или корректировку) вы этим существенно повысите.

К сожалению, иногда дислексия не покидает человека и во взрослом возрасте. Но не печальтесь, вы попадаете во вполне приличную компанию. Вот некоторые знаменитости, которые имеют (имели) схожие проблемы:

  1. Леонардо да Винчи
  2. Ганс Андерсон
  3. Уолт Дисней
  4. Мерлин Монро
  5. Владимир Маяковский
  6. Киану Ривз
  7. Том Круз
  8. Чарли Чаплин
  9. Стив Джобс
  10. Майкл Фарадей
  11. Альберт Эйнштейн

Комментарии и отзывы (4)

Аноним

У меня в обычном классе учился мальчик с очень запущенной дислексией ( диагноз официальный). Чего мы только с ним не придумывали, чтобы как-то нивелировать этот недостаток.

Очень плотно работали с 4 по 9 класс. Потом он успешно поступил в техникум с «3» по диктанту!сейчас ему 42, закончил ВУЗ, имеет свой бизнес. Пишет с ошибками, но часто СКМ исправляет большинство при медленном перечитывании.

Так что при желании и возможности ежедневных занятий дислексию можно устранить.

Сергей

Раньше и слова такого не знали. Сейчас родителям проще вообще не заниматься ребёнком, а потом придумывать различные заболевания. Даже если они и есть, то это всегда вина родителей. Проблемы с чтением возникают от того, что ребёнок поздно учится читать, да и бабушки с дедушками перестали читать вслух, проще скачать приложение и занять на ребёнка на весь, чтобы не мешался.

Алёна

Было бы не плохо, чтобы и учителя были в курсе этой болезни, знаю случаи, когда умных и одарённых детей буквально травили за их не умение работать с текстом.

Любовь

Здравствуйте! Спасибо, что пишите о коррекции и даете упражнения. Два года уже пытаюсь найти информацию и обучать ребенка правильно.Воспользуюсь и вашими советами.Сегодня полностью исключить стресс из жизни невозможно.Хочу поделиться, что мне помогает бороться со стрессом.

В книге «Победа над стрессом» есть глава под названием «Нейтрализуйте стресс добротой» (Overcoming Stress). По словам ее автора, психиатра Тима Кантофера, когда человек поступает с другими по-доброму, он становится более счастливым и более здоровым. И наоборот, злой и жестокий человек, как правило, несчастен, потому что отталкивает от себя других."

Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою." Это написано в книге Притчей 11 глава 17 текст. Эти советы практичны.

Ваш комментарий или отзыв