Инквизиция в истории: средневековая, испанская, святая…

Обновлено 27 января 2024 Просмотров: 44 921 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем нам кажется, будто мы знаем, что такое инквизиция.

И таки да, практически любой человек – даже те, кто почти забыл школьный курс истории, – может поведать о сожжении ведьм на кострах, бесчеловечных пытках еретиков и преследовании католической церковью иноверцев, магов и прочих вероотступников.

Отдельного «спасибо» за напоминание заслуживает и голливудский кинематограф, нещадно эксплуатирующий эту классически-хоррорную тему, хотя такие вещи, как «Инквизитор» С.Гордона, «Жанна д’Арк» Л.Бессона и «Черная смерть» К. Смита довольно близки к исторической правде и по-настоящему интересны.

Инквизиция

Однако вернемся к истории и покопаемся в социальных и политических предпосылках возникновения этого религиозного института и разберемся в его целях и средствах.

А затем, опираясь на исследования Рафаэля Сабатини, изложенные в его труде «Торквемада и испанская инквизиция», попытаемся представить себе мрачный портрет пресловутой «священной канцелярии», миссия которой заключалась в борьбе со свободомыслием и «зачистке» веры от любой ереси.

Инквизиция – как это все начиналось

На самом деле первоначально, еще на рубеже I-II вв., употребление термина «inquisition» было связано исключительно с юридической сферой и к религии не имело никакого отношения. Это прежде всего обусловлено его непосредственным значением: с латинского языка слово «inquīsītiō» переводится как «розыски, поиски, расследование».

И лишь спустя несколько столетий, когда антихристианские взгляды и «ложные» учения широко распространились по Западной Европе, понятие «инквизиция» обрело новый смысловой оттенок, связанный с духовными судами и борьбой с различными ересями.

Инквизиция – это...

Точный период начала формирования инквизиции как орудия укрепления папской власти и изощренной машины террора не назовет ни один историк, однако достоверно известны даты первых карательных акций в этом кровавом процессе, длившемся без малого шесть веков:

  1. 316 год – введение первого имущественного наказания, спровоцированное началом раскола в Карфагенской церкви;
  2. 330 год – эдикт Константина Великого, провозгласивший официальный запрет на отправление служб в языческих храмах;
  3. 380 год – сожжение на костре испанского теолога Присциллиана, ставшего первой жертвой инквизиции;
  4. 382 год – введение смертной казни для последователей манихейства;
  5. 385 год – начало гонений на инакомыслящих (адамитов, сиверистов и пелагианцев);
  6. 438 год – публикация «Новых законов» в Константинополе, это был так называемый Кодекс Феодосия, одобренный и принятый к руководству во всех регионах Римской империи. Этот свод законов, помимо прочего, официально закреплял институты борьбы с ересью и провозглашал законной смертную казнь в качестве наказания для еретиков и вероотступников.

Примечательно, что в одном из законов Кодекса Феодосия (статья IX) содержался регламент по введению нового титула, обозначенного как «Инквизитор веры». По сути это было провозглашение политики, отринувшей свободу вероисповедания.

Инквизиция в Средние века

Уже в XI-XII вв. начал ощущаться определенный прогресс в товарно-денежных отношениях, которые вышли на новый уровень благодаря росту городов, секуляризации образования и распространению свободомыслия.

Все это вкупе сыграло роль спускового крючка, запустившего механизмы первого серьезного кризиса католичества. Церковь была вынуждена пойти на все, чтобы сохранить пошатнувшуюся власть.

В числе наиболее приемлемых мер оказалось идейное обновление и некоторые организационные преобразования.

В 1184 году папа римский Луций III, отчаянно не желавший терять своего влияния, тоже предпринял кое-какие шаги: помимо учреждения нищенствующих (аскетических) монашеских орденов, он наделил своих епископов особыми полномочиями.

Это решение развязывало руки священнослужителям в розыске и разоблачении еретиков и позволяло предавать их суду светских властей. Так появились первые епископские инквизиции.

Суд

Вслед за Луцием и – спустя 15 лет – Иннокентием III аналогичные решения приняли монархи двух сильнейших держав Европы – Фридрих II (германский император) и Людовик VIII Капетинг по прозвищу Лев (французский король). Чуть позже в этих же странах начали практиковать казни еретиков посредством сожжения на костре.

В те времена судьба еретика все еще полностью зависела от гражданских чиновников, которые довольно равнодушно относились к своим новым, не приносящим прибыль обязанностям.

Рвение самих епископов, также подчинявшихся светским властям, было не настолько велико, чтобы тщательно контролировать местечковые суды, поэтому уличенному в ереси достаточно было просто уехать с территории, подконтрольной той церкви, которая его преследовала.

Такое положение вещей стало предпосылкой для закрепления инквизиционных институтов за церковью. Это случилось в 1231 году, когда папа Григорий IX, большой ревнитель чистоты веры и продолжатель традиций Иннокентия III, учредил официальную папскую инквизицию, ставшую постоянным органом церковной юстиции.

Епископ

Просто он посчитал, что ересь относится не к светским делам, а к проблемам канонического права.

Примечательно, что изначально ресурсы инквизиции направлялись на борьбу с альбигойцами, вальденсами, маврами (катарами) и новообращенными евреями. Однако позже этот церковный трибунал стал преследовать другие ереси и секты, а потом и всевозможных колдунов, магов, ведьм и просто богохульников.

Таким образом, 1231-й вошел в историю как год основания инквизиции, а сам Григорий IX – как ее основатель.

Апогей инквизиции

Пика своего расцвета инквизиция достигает в XIII веке. Жестоко преследовались все, кто хоть в чем-то не соглашался с католической церковью. Далее краски на картине становятся и того ярче:

  1. всего через 10-12 лет после судьбоносной «григорианской буллы» пал последний оплот альбигойцев – тогда на «священных кострах» погибло более двух сотен «ведьм» и около трехсот «еретиков»;
  2. 1245 год – Ватикан издает буллу, наделяющую инквизицию правом на «взаимное прощение прегрешений». Иными словами, организация объявлялась практически безгрешной, несмотря на все жертвы и пролитую кровь;
  3. 1252 год – оглашение папой Иннокентием IV своей жесточайшей буллы «Ad extirpanda», которая давала инквизиторам полномочия применять пытки к обвиняемым в ереси;
  4. 1302 год – Данте Алигьери, преследуемый инквизицией за осуждение жестокости церковных трибуналов и критику папской политики, был вынужден навсегда покинуть родные места и отправиться в изгнание. Он был приговорен к сожжению на костре «заочно»;
  5. 1415 – сожжение на костре чешского мыслителя Яна Гуса, который, будучи обвиненным в ереси, отказался от предложения инквизиторов получить помилование, если покается и отречется от своих убеждений;
  6. 1431 год – в Руане сожгли на костре «Святую Орлеанскую ведьму». Жанна д’Арк – 19-летняя национальная героиня Франции, заклейменная еретичка и объявленная судом ведьма. Но это и та, кто помогла Карлу VII взойти на престол. Воюя за будущего короля, была схвачена англичанами, передана инквизиции и обвинена в ереси.

Позже на эту кровавую страницу истории попали имена Николая Коперника, его последователя Джордано Бруно, изобретателя телескопа Галилео Галилея и одного из инициаторов Реформации католицизма Мартина Лютера. Все эти люди предпочли умереть, но не отказаться от своих идеалов.

Сожжение на костре

Со временем простой люд начал восставать против институтов инквизиции. В Германии был убит инквизитор Конрад Марбургский, во Флоренции – Пьер Веронский, в Тулузе – Жак-Поль Аннаньель…

Сам папа не желал таких последствий и постарался ограничить беспредел церковных трибуналов. Инквизиция подверглась реформированию буллой Климента V. Папа обязал инквизиторов проводить судебное разбирательство перед тем, как приступать к допросам с пытками.

Испанская инквизиция

Второе дыхание организация получила в Испании в XV веке.

Инквизиция очень активно и жестоко боролась как с мусульманским населением, так и с марранами (новообращенными евреями). В те годы погибло под пытками и на кострах без малого 35 тысяч еретиков и «колдунов», а около 300 тысяч обвиненных подверглись другим наказаниям.

Обвиненный

Большинство кровавых «заслуг» испанской инквизиции история связывает с именем рьяного поборника веры – Томазо де Торквемады. Этот доминиканец, одинаково ловко носивший и белый колпак монастырского поваренка, и красную камилавку «его преосвященства», был своего рода первопроходцем, потому что это он открыл новую эру в ослабевающей инквизиционной практике.

Именно он, этот серый кардинал, ставший добровольным орудием борьбы испанских монархов за власть, сумел довести эту практику до узаконенной жестокости и превратил инквизицию в инструмент религиозной нивелировки, абсолютно пригодный для политических целей.

Став духовным наставником Изабеллы Кастильской, когда та была еще 7-летней инфантой, Торквемада сделал все, чтобы усадить свою подопечную на испанский трон и тем самым обрести власть, равной которой не было ни у одного из отцов церкви ни до него, ни после.

Это по его наущению Изабелла с Фердинандом обратились к папе Сиксту IV с просьбой наделить их полномочиями для учреждения «собственных» инквизиционных трибуналов.

Понтифик согласился и в 1478 году даровал монаршей паре право на специальную юрисдикцию инквизиции, что и было закреплено в папской булле, известной как «Sincerae devotionis». Этот момент считается «днем рождения» испанской инквизиции.

Изабелла

И именно благодаря Торквемаде инквизиция превратилась в изощренную машину террора, незаменимую для укрепления монаршей власти и разрешения множества политических проблем.

Мрачная слава, которую обрела святая инквизиция в Испании, затмила собой даже самые жестокие злодеяния, совершенные католическими трибуналами во всем остальном христианском мире.

Конец страшной истории

С удачным приходом эпохи Реформации (и затем – Просвещения) ужасы инквизиционных расправ стали уходить в прошлое. Институты инквизиции растеряли львиную долю власти в ряде стран Европы:

  1. Португалии;
  2. Франции;
  3. Италии;
  4. Испании.

Датой окончательного краха католических трибуналов можно считать 1834 год, когда Мария-Кристина Бурбонская, будучи регентшей при своей 4-летней дочери, подписала специальный указ, упраздняющий все инквизиционные учреждения.

На то время оставалась только Священная канцелярия, основным занятием которой было отлучение от церкви.

Инквизиция – это страшное явление эпохи Средневековья, которое навсегда оставило свой след в истории.

В 2005 году понтифик Иоанн-Павел II принес покаяние от лица церкви за «грехи нетерпимости» и все грехи, совершенные инквизицией за время ее деятельности. Ну что ж, как говорится, лучше опоздать, чем не осознать…

Комментарии и отзывы (2)

Мария

Страшная штука эта инквизиция. И самое позорное я вижу в том, что церковь принимала в этом участие. Та церковь, которая призвана нести в мир благую весть о любви Христа, о его прощении, милости и благодати.

Яна

Теперь понятно почему в Европе так мало красивых женщин.Серьёзно! Вот у нас каждая 2 девушка имеет модельную внешность, всегда накрашены, при параде, замухрышек редко встретишь, а у них всё с точностью да наоборот, мало того, что на внешность по-большей части посредственные, так и наряжаются крайне редко, видать есть некая генетическая память, боятся за красоту поплатиться...

Ваш комментарий или отзыв