Что такое Интеллект — определение, общая суть, структура и оценка уровня интеллекта (тесты на IQ)

Обновлено 8 марта 2024 Просмотров: 166 184 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Рассматриваемое сегодня понятие интересно тем, что уж слишком велика разница между его действительным содержанием и обычным смыслом, который мы ему придаем, используя это слово в повседневной жизни.

И хотя никто не ошибается, когда в бытовом употреблении под интеллектом мы подразумеваем человеческий разум или ум в целом, мало кто задумывается, насколько много значений и смысловых оттенков скрывается в этом понятии.

Так что ничего удивительного, когда при поднятии темы об интеллекте каждый человек предполагает нечто свое.

Определение понятия Интеллект — что это такое

Интеллект– это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею. Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом.

Основным отличием человека от животного всегда считалась разумность в широком смысле – то есть способность осознавать себя, адекватно воспринимать и анализировать окружающую действительность.

Это стало ключевым критерием при определении развитого интеллекта. Но что подразумевают ученые под этим довольно расплывчатым термином?

Несмотря на латинские корни («intellectus» трактуется как «разумение, восприятие, понимание»), сегодня это слово чаще используется в том смысле, что придала ему практика англоязычного употребления, подменившая слишком обобщенное понятие «intellect» более точечным и конкретным «intelligence» – «способность к познанию, разумность».

Определение

На это, видимо, и опиралась психология , определившая интеллект как широчайший набор умственных характеристик, начиная со способности к решению самых разнообразных задач и заканчивая умением управлять своими эмоциями, выстраивать общение , строить планы для достижения целей и т.д.

А поскольку такое определение подразумевает наличие социальных и эмоциональных составляющих, становится очевидным, что интеллект – это не только мышление, как обычно думает несведущий человек, а гораздо более широкая и устойчивая структура возможностей ума, что позволяет индивиду выживать и развиваться.

И именно психологи (а не философы или антропологи) представили наиболее логичные психометрические теории интеллекта, согласно которым в его структуру включается целый ряд познавательных способностей. Основные из них известны нам со школы – это прежде всего:

  1. память;
  2. мышление;
  3. ощущение;
  4. восприятие;
  5. представление;
  6. воображение.

Благодаря развитию этих способностей любой индивид вооружается возможностью знакомиться с миром, познавать его закономерности, делать определенные выводы и – основываясь на них – определять свои перспективы и ставить долгосрочные цели.

Понятие Интеллектуальная жизнь

Человечество еще со времен своего «зачаточного состояния» стремилось вырваться из плена животной природы и задействовало для этого все ресурсы, дарованные ему этой самой природой.

Схема

Но все же законное место под солнцем ему удалось завоевать исключительно за счет уникальных качеств собственного мышления.

Наиболее «эффективными» из этих свойств оказались:

  1. Логичностьблагодаря логике люди выстраивают длинные цепочки зависимостей, учитывают все свойства объекта.
  2. Доказательность – доказанные цепочки можно преподавать будущим поколениям в качестве достоверных фактов, постепенно наращивая объем накопленных предками знаний.
  3. Критичность – эта характеристика человеческого мышления позволяет отбрасывать устаревшие или недостоверные результаты, чтобы информация всегда оставалась актуальной.
  4. Широта – именно широта мышления отвечает за охват огромного пласта проблем и соответствующего их решения в рамках конкретных обстоятельств.

Таким образом, понятие интеллекта, ранее ограниченное только смысловым оттенком набора разнообразных умственных способностей, предстает нам в новом качестве – как обобщенный комплекс поведенческих характеристик, непосредственно связанных с успешностью процессов адаптации к новым и более сложным жизненным задачам.

Тем не менее в основе человеческой природы лежат и другие качества, которые некогда позволили Homo sapiens выделиться из мира животных, а затем выйти за пределы существования одного человека и стать точкой отсчета развития социума.

Это стало возможным благодаря таким особенностям интеллекта, как:

  1. любопытство;
  2. глубина ума;
  3. гибкость.

Пытливость ума и познавательная деятельность каждого из индивидов обеспечили дальнейшее развитие интеллектуальных способностей благодаря искреннему интересу к окружающему миру.

Глубокий интеллект помогал отделять значимые задачи (поиск пищи, крова) от незначительных (вкуса еды, внешнего вида жилья), а гибкость ума позволила человеку использовать накопленный опыт как можно шире и научила его расставлять приоритеты.

Со временем человек научился преодолевать ограниченность мышления и отрешаться от его шаблонности. Ну а благодаря «подвижности» интеллекта Homo sapiens обрел способность в считаные минуты наделять знакомый предмет новыми свойствами – в итоге обычная палка могла стать как оружием, так и посохом или инструментом.

Структура интеллекта

Как мы с вами убедились, отказ от шаблонов лежит в основе не только развития интеллекта, но и любых эволюционных процессов в целом. Однако наука, как всегда, интерпретирует «содержимое» набора интеллектуальных способностей по-разному.

Особого внимания заслуживает концепция, разработанная на заре XX века английским профессором психологии Чарльзом Эдвардом Спирменом.

Согласно его теории, структура интеллекта формируется из трех статистически связанных составляющих:

  1. фактор G – общая способность к мышлению (интеллект вообще);
  2. фактор S – умение решать особенные задачи (специфические способности);
  3. групповые факторы.

Последние лежат на стыке первых двух и включают способности к оперированию цифрами, умение понимать слова, бегло воспринимать, анализировать и воспроизводить информацию.

Помимо этого, среди них есть логика, ассоциативная память, пространственное мышление. Сегодня в Сети можно найти немало тренингов, нацеленных на развитие какой-нибудь из вышеупомянутых характеристик.

А вот клинический психолог Говард Гарднер, проведя ряд исследований по вопросам интеллекта, пришел к выводу о существовании его множественных видов, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода при воспитании человека .

Ученый выделил лишь несколько из великого множества типов интеллекта, которые можно считать самыми распространенными:

  1. логико-математический (способность мыслить абстрактно);
  2. внутри- и межличностный;
  3. лингвистический;
  4. музыкальный;
  5. пространственный;
  6. телесно-кинестетический.
Виды

Как утверждал Гарднер (а он, кстати, является автором теории множественного интеллекта), все эти типы равнозначны, и только общество с его предрассудками придает большее или меньшее значение какому-либо из этих видов.

Можно ли измерить уровень интеллекта?

Можно, но насколько существующие техники точны, не могут сказать даже сами специалисты. Один из наиболее известных и распространенных методов проверки уровня интеллектуального развития – тесты IQ.

Первый из вариантов был разработан в 1905 году двумя французами – доктором медицины А.Бине в сотрудничестве с психологом Т.Симоном. Тогда этот набор задач, который до сих пор ложится в основу большинства оценочных систем, назывался «шкалой умственного развития».

Другой вариант, применяемый практически повсеместно в развитых странах, – тест Ганса Айзенка, впервые разработанный им еще в сороковых годах и окончательно усовершенствованный к началу семидесятых, подвергается регулярной критике.

Но даже несмотря на это, любой из вариантов IQ-теста способен показать картину вашего интеллектуального развития.

Так, в зависимости от конкретного набора заданий применяются такие значения в баллах:

  1. 80-120 – норма;
  2. 50-70 – легкая отсталость;
  3. ниже 50 – тяжелые нарушения.

При этом высокие баллы не тождественны творческой одаренности или изобретательности. Оригинальная система оценивает лишь параметр логичности мышления, не затрагивая иные свойства интеллекта, в том числе и такие важные, как, например, эрудиция.

Специалисты до сих пор спорят, зависит результат тестирования от генетического фактора или, если создать условия, детей можно вырастить более умными. Единственное, что доказано – тренировки с использованием головоломок обычно помогают человеку стать более логичным.

Эмоциональный финал

Умение оценивать свои чувства и настроение окружающих – тоже одна из особенностей интеллекта.

Но глубокое понимание нередко таит и огромные риски: такие люди часто превращаются в манипуляторов и создают конфликтные ситуации.

Поэтому не стоит гнаться за показателями тестов или пытаться превзойти окружающих. Даже если вы не станете великим ученым, гармоничное развитие открывает путь к счастливой жизни!

Комментарии и отзывы (2)

Злата

Да, интеллект — это то, что нам даровано свыше, не будь человек наделен интеллектом — не был бы он хозяином планеты, образно говоря. Мы, собственно, и отличаемся от животных тем, что умеем мыслить. Но, наряду с интеллектом, не стоит забывать и о духовности, она не менее важна, на мой взгляд.

alexandr86

Злата, духовность с интеллектом слабо связана, я считаю. Это как признание собственной слабости и необходимости верить во что-то свыше, чтобы нормально стабильно существовать и функционировать. Так что не согласен — про духовность можно забыть в принципе, когда речь идет об интеллекте.

Предпочитаю верить только в то, что вижу и могу почувствовать. Иначе это просто страх собственной конечности

Ваш комментарий или отзыв