Методология — что это, ее назначение и виды

Обновлено 29 января 2024 Просмотров: 181 180 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Людям, как биологическому виду, присуще стремление узнавать что-то новое, познавать окружающую действительность.

Кому-то это присуще в меньшей степени, кому-то – в большей, но это не важно.

Чем больше человечество узнает, тем больше неизведанного открывается перед ним.

Методология

Чтобы не упустить чего-то важного, процессы исследования каких-либо объектов люди стали проводить по определенным схемам, правилам, методам (чтобы «не заблудиться»), создали особое учение, которое назвали методологией.

Сегодня немного подробней разберемся, что такое методология, на чем она основывается, и в деталях рассмотрим методологию научных исследований.

Методология — это …

«Методология» в переводе с греческого языка (μεθοδολογία) означает «учение о способах».

Если трактовать понятие немного шире, то методология – это учение о способах, методах, алгоритмах проведения исследования какого-либо объекта.

Методологию можно рассматривать с двух позиций:

  1. методология, как система определенных способов и алгоритмов исследовательских процессов;
  2. как наука, изучающая вышеуказанную систему.
Определение

В качестве объекта методологии могут выступать все виды деятельности человека.

Например, точные науки, искусство, философия, религия, практическая и художественная деятельность. И это логично, ведь изучению подлежит абсолютно все, что нас окружает, а процесс изучения должен совершаться по определенному алгоритму.

Структура методологии

На схеме ниже – наглядное изображение того, из чего состоит методология, т.е. ее структура:

Структура

Методология – это фундамент проведения любого исследования, независимо от его объекта.

На этом этапе выстраивается система организации процесса исследования, т.е. определяются принципы и способы теоретической деятельности относительно анализируемого объекта.

Следующий уровень – методы исследования. Это определение методов, которыми будет осуществляться анализ исходя из первоначальных теоретических представлений об объекте исследования.

Завершающий уровень методологии – методики проведения исследования. Это практическое выражение разработанных методов изучения объекта.

Таким образом, при исследовании какого-либо объекта выстраивается следующая алгоритмическая цепочка:

Методология → Методы → Методика

Именно эта последовательность имеет право на существование.

Проще говоря, методология – это разработка стратегии, а методы и методики – это тактика претворения стратегии в жизнь.

Как правило, далекие от исследовательской деятельности люди считают, что приведенные термины являются синонимами. Но это не так, и теперь вы, глядя на схему выше, можете увидеть разницу.

В качестве наглядного примера того, как с помощью методологии осуществляется дифференцированный подход к изучению какого-либо объекта, приведу схему методологии изучения истории:

История

Вывод: методология – организация деятельности по изучению какого-либо объекта. Организация деятельности подразумевает ее упорядочивание в единую систему, объединяющую характеристики деятельности, ее структуру и процесс осуществления.

Методология научного исследования

Рассмотрим основные принципы методологии на примере методологии научных исследований.

Цель любой научной деятельности – получение нового результата, новых знаний. Подобная деятельность должна быть организована, т.е. должна быть создана определенная методология получения этого нового результата (разработана стратегия).

Тактика достижения поставленной цели (проведение какого-либо научного исследования) подразумевает использование различных методов (вспомним цепочку: «Методология → Методы → Методика»).

При проведении научных (и других) исследований используются определенные методы (как в единичном применении, так и в комплексе).

Деятельность

Рассмотрим их немного подробней. Примечание: перечисленные ниже методы являются общими не только для научных исследований, но и для изучения объектов из других сфер деятельности человека.

  1. Анализ. Суть этого метода – анализируемый объект мысленно или практически разделяется на составляющие элементы. Затем каждый из элементов подвергается анализу. Например, чтобы понять, что такое соль с точки зрения химии, нужно формулу соли разделить на две составляющие: натрий и хлор, а затем анализировать свойства этих элементов по отдельности.
  2. Синтез. Суть: составляющие элементы исследуемого объекта мысленно или практически объединяются в единое целое и подвергаются исследованию уже в таком виде (в синтезе). Например, показатель себестоимости продукции рассчитывается как сумма затрат на ее производство. Следовательно, данный показатель является суммой частностей, а изучается как единое целое.

    Методы синтеза и анализа обычно применяются вместе.

  3. Индукция. Суть метода: есть факт (допустим, бабочки слетелись на сладкий сироп) → делается обобщение (бабочки любят сладкий сироп). Но выводы, сделанные с помощью индукции, не всегда бывают верными. Возьмем наш пример: а, может, бабочки любят не вкус сиропа, а его цвет. Следовательно, мы сделали неправильное общее заключение из частного случая.
  4. Дедукция. Это процесс, обратный индукции, т.е. общее представление переносится на частности. Пример применения дедуктивного метода: известно, что ласточки перед дождем летают низко над землей. Сейчас ласточки летают низко, следовательно, скоро пойдет дождь.

    Методы дедукции и индукции также применяются в совокупности. Если в поиске истины методами индукции и дедукции мы пришли к одинаковому заключению, значит, наше суждение о чем-либо является истинным.

  5. Аналогия. Метод заключается в том, что на основании знания о каком-то объекте, мы переносим это знание на другой объект, имеющий сходные свойства (признаки, черты) с исходным. Как пример: русская поговорка, основанная на методе аналогии: «Кто как ест, тот так и работает».
  6. Моделирование. Суть метода: замена исследуемого объекта созданной моделью и проведение исследования применительно к этой модели. Например, вращением глобуса вокруг своей оси можно смоделировать движение Земли, процесс смены дня и ночи.
  7. Абстрагирование. Суть: при изучении объекта исследования не учитываются его малозначимые признаки и характеристики. Это позволяет более масштабно провести его изучение. Например, при изучении роли средств массовой информации (СМИ) в жизни общества, мы не подвергаем изучению какую-то определенную газету или журнал, а рассматриваем абстрактное СМИ.
  8. Конкретизация. Суть метода: изучение объекта исследования при условии максимального наделения его конкретными характеристиками и свойствами при определенных условиях окружающей среды. Является противоположностью абстрагирования. Например, при применении метода абстрагирования мы рассматриваем стол как мебель, а при конкретизации мы наделяем рассматриваемый объект характеризующими его свойствами и признаками и изучаем уже не просто «стол», а, допустим, «письменный стол».
  9. Объяснение. Метод заключается в том, чтобы дать изучаемому объекту объективную оценку на основе имеющихся фактов. Например, преподаватель объясняет студентам конкретную тему своего предмета, основываясь на достоверной информации, на достоверных фактах.
  10. Формализация. Суть метода: отражение функций, характеристик исследуемого объекта в искусственной среде знаков, формул и т.д. Например, изучение физических явлений с помощью описания их в формате математических формул и графиков.
  11. Наблюдение. Метод предполагает проведение последовательного наблюдения за исследуемым объектом и фиксацией качественных или количественных изменений, которые в нем происходят. Например, преподаватель наблюдает за ростом уровня знаний своих учеников в течение учебного года.
  12. Эксперимент. Данный метод заключается в проведении над исследуемым объектом ряда опытов с задаваемыми экспериментатором параметров и наблюдение за происходящими качественными и количественными изменениями в динамике. Отличается от наблюдения тем, что экспериментатор не просто фиксирует происходящие изменения, а целенаправленно задает определенные параметры.
  13. Измерение. Суть метода – в фиксации численного значения характеристик изучаемого объекта. Например, при испытании нового двигателя для автомобиля проводятся измерение всех его характеристик (скорости срабатывания системы зажигания, быстрота и температурный режим нагрева и т.д.).

Краткое резюме

Методология – это наука. Чем четче и детальней разработана методология какого-либо направления деятельности человека, тем полней отдача проводимых исследований.

Знаки

Читайте наш блог, это добавит полезных сведений в копилку ваших знаний!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Михаил

К сожалению, методы являются достаточно слабым звеном в познании истинны, взять хоть тоже наблюдение, для наблюдателей, находящихся в разных системах отсчёта, один и тот же процесс может восприниматься по разному. А в эксперименте главное его чистота, способ проведения эксперимента не должен зависеть от внутренних убеждений самого экспериментатора, в противном случае, результаты эксперимента можно считать недостоверными.

Кира

В процессе исследования важно не забывать, что методология — это инструмент, а не самоцель. Иначе ученый может попасть в ловушку умозаключений, движущихся по кругу.

Ваш комментарий или отзыв