Что такое Мышление — определение, процессы, виды, качество и типы мышления (критическое, клиповое)

Обновлено 9 марта 2024 Просмотров: 58 867 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы можем воспринимать предметы: их цвет, форму, размер. Выстраивать между ними логическую цепочку. Представлять в голове с закрытыми глазами. А также размышлять об абсолютно абстрактных вещах и строить планы на будущее.

Всё это обеспечивает наше мышление. Оно безгранично в своих функциях и проявлениях. На сегодняшний день до конца не изучены все процессы. Но кое-что интересное мы вам всё-таки здесь расскажем.

Мозг

Определение понятия Мышление – что это такое

Мышление — это высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить.

Что такое мышление

Оно имеет две важные особенности:

  1. Это опосредованность. Человек сначала воспринимает информацию через органы чувств. Через эти ощущения формируется представление об объектах. К одним свойствам доходишь через другие, на основании фактов можешь размышлять о более широких вещах.
  2. Второе – обобщённость, которая связана с первой особенностью. Все свойства предметов объединяются между собой. И человек соединяет их во время мышления как пазл, и таким образом проявляется общая картина мира.

Как ранее говорили, мышление активно работает при разрешении возникшей ситуации. Процесс постепенного развертывания мышления можно описать в 4 этапа:

  1. Осознание наличия проблемы после анализа информации на протяжении какого-то периода.
  2. Формирование гипотез и поиск решений.
  3. Проверка гипотез.
  4. Решение проблемной ситуации.

Понятие, суждение и умозаключение

Выводы – это наиболее сложная форма и продукт мышления.

Существует 3 основных метода умозаключений:

  1. Дедукция – от более общих вещей, которые анализируются, к деталям. Здесь не обойтись без формирования логических связей.
  2. Индукция – это, наоборот, от более мелких факторов к обобщению.
  3. Аналогия – даёт возможность переносить знания со знакомого предмета на похожий.

Суждения — как самый маленький кирпичик мышления – озвучил Платон. Но размышляя дальше можно выделить «понятие». На их фоне, собственно, и строятся простые суждения. Соответственно, сложные – из простых.

Умозаключения – это форма абстрактного мышления, когда из старой информации вытекает новая. Важно, что при этом не задействуются органы чувств. Данный процесс уже не зависит от данных, которые человек получает извне во время мышления.

Мыслительные процессы

Чтобы решить какую-то задачу и раскрыть сущность явления/ситуации, активизируются мыслительные процессы. В зависимости от цели, применятся тот или иной вид обработки информации.

Анализ и синтез

Синтез – это объединение деталей, свойств и действий в целостную картину в зависимости от отношений между этими частями.

Анализ – это обратный синтезу процесс, который заключается в раскладывании целого на меньшие кирпичики.

Люди могут делать это практически, подключая мышление. Например, в детском садике, на работе. Наглядным и простым примером может послужить тот же конструктор или строительство дома.

Это также может происходить исключительно логически в голове, разбирая общую ситуацию на отдельные важные нюансы. Например, раскрывать разные стороны нового знакомого, хотя перед этим у вас сложился предположительный образ его личности.

Сравнение

Сравнение – это установление различия и сходства между объектами и явлениями.

В основе этого процесса лежит анализ. Поскольку сначала нужно выделить несколько основных признаков, чтобы потом их сопоставлять.

Сравнение может быть поверхностным и глубоким в зависимости от потраченного времени и способности анализировать детали. А также односторонним и многосторонним – нужно ли было человеку обратить внимание только на один аспект, или была важна их совокупность.

Конкретизация

Конкретизация – это уточнение, детализирование свойств и описания какого-то предмета или ситуации. Когда лучик внимания полностью нацелен в одну точку, и мышление работает только в этом направлении.

Абстрагирование

Абстрагирование – это противоположность приведенному выше понятию. Человек отвлекается от всех черт предмета, чтобы более детально рассмотреть одну характеристику. Дабы другие не мешали и не влияли на восприятие. Именно с помощью этого процесса учёные работают над своими теориями и изобретениями.

Виды мышления в психологии

Ещё в школе нас учили, какие виды мышления существуют. Не уверены, что эта информация сохранилась в полном формате, поэтому напомним.

Наглядно-действенное

Этот вид мыслительного процесса опирается непосредственно на восприятие предметов, поэтому с него начинается развитие младенца. По-другому его можно назвать конкретным или практическим. Направлено на решение технических задач.

В этом типе мышления взаимодействуют умственная и практическая часть. Здесь важными аспектами выступают:

  1. наблюдательность и особое внимание к деталям;
  2. использование рабочих схем;
  3. умение быстро переходить от мысли к действию.

Наглядно-образное мышление

Тут на сцену уже выходят образы и представления человека, его фантазия. Информацию, которую человек воспринял из окружающего мира, он воплощает в различные образы в своей голове.

Во время такого мышления могут появляться абсолютно разные картины, которые раньше не виделись в реальности. Создаются креативные идеи. Этот вид мыслительного процесса отлично развит в творческих личностях и у изобретателей.

Словесно-логическое

Состоит из понятий и логических связей между ними. Как правило, в большей мере нужно для того, чтобы установить связь между происшествиями, предметами, людьми.

По-другому называют абстрактным. Поскольку сюда входит и возможность представлять вещи, которые невозможно увидеть или потрогать в реальности. Например, любовь или счастье.

Все типы мышления связаны между собой и часто одинаково развиты в человеке. В зависимости от ситуации, активизируется наиболее подходящий, чтобы решить задачу.

Качество мышление

Поскольку мышление – это один из психических процессов, то оно так же индивидуально, как и характер или темперамент.

Можно охарактеризовать его по таким критериям:

  1. Широта – умение охватить большой спектр вопросов, наличие знаний в разных отраслях, способность к творческому мышлению.
  2. Глубина – умение предусмотреть наперёд ситуацию после анализа, возможность проникнуть в суть.
  3. Гибкость – быстро менять свою стратегию в зависимости от того, как изменяются обстоятельства. Использование разных видов тактики, а также способность находить новые способы решения.
  4. Самостоятельность – умение самому поставить правильно цель и найти к ней подход. Здесь также проявляется креативность и творческий потенциал.
  5. Оригинальность – способность производить новые идеи, которые отличаются от общепризнанных.
  6. Инициативность – постоянное желание привнести что-то своё; решить задачу, если тебя ещё не сделали исполнителем.

Критическое мышление

Ещё одна важная характеристика – это критичность. Именно с ней человек может объективно оценивать окружающий его мир.

Критическое мышление – это система суждений для анализа всего вокруг, на основе чего делаются выводы. Опираясь на логику и причинно-следственные связи, можно определить, что действительно является правдой.

Несколько практических примеров использования:

  1. Эффективное решение задач в быту и на работе. Достижение цели более быстрое и точное.
  2. Распознавание реальных аргументов из набора слов при общении с другими.
  3. Использование в качестве доказательств мнение действительно знающих лиц (экспертов). Умение грамотно оперировать фактами, чтобы доказать свою точку зрения, вести дискуссию.
  4. Определение ключевых идей в книгах и на лекциях.
  5. Умение понимать чужое мировоззрение.

Что умеет человек, у которого хорошо развито критическое мышление:

  1. быть убедительным;
  2. внимательно слушать и изучать информацию;
  3. анализировать и критиковать;
  4. грамотно изъясняться;
  5. с легкостью обосновывать свою точку зрения;
  6. быстро принимать решение в новых ситуациях;
  7. эффективно интерпретировать;
  8. логически рассуждать;
  9. формировать и озвучивать собственные суждения.

Дивергентное и конвергентное мышление

Эти сложные названия используются, как правило, для описания работы в коллективе. Но сие может касаться и размышления в голове одного человека. Сейчас всё объясним доступным языком.

Дивергентное мышление – это открытие и высказывание новых идей без возможности критиковать и обсуждать. Такой тип мыслительного процесса позволяет не останавливать свою фантазию и выдавать целые потоки иногда хороших решений задач, иногда полной ахинеи.

Соответственно, конвергентное мышление – это оценка и анализ идей на брейншторме. Во время такого рационального отбора много решений сразу отбрасываются. А другие по повторному кругу поддаются критическому мышлению.

Для того, чтобы можно было найти выход из ситуации быстро и эффективно, не стоит впадать в крайности. Поскольку можно как наплодить огромную кучу нереалистичных идей, так и застрять в аналитическом ступоре, боясь что-то предположить.

Клиповое мышление

Клиповое мышление – относительно новое понятие, которое описывает работу психики современного поколения. Мир сегодня предполагает огромный поток информации. И речь уже не идет, чтобы её хоть как-то «изучить» всю, можно успеть только пробежать поверхностно (по диагонали).

Клип означает вырезку из видео или текста. Так и человек воспринимает окружающую действительность по кускам, которые никак между собой не связаны. И это является огромной проблемой современного человечества.

Людям всё сложней мыслить логически и рассуждать, делать новые выходы из ситуаций. Невозможность принимать решения заключается в том, что в памяти не задерживаются данные. Поэтому нет основы для мышления и фантазии.

Кроме примитивных фильмов и простых текстов в книгах, рекламодатели также пользуются моментом. Их материал направлен на эмоциональную зацепку, а не осмысление.

Философ из России К.Г.Фрумкин выделил 5 факторов, которые больше всего влияют на развитие клипового мышления:

  1. Многозадачность.
  2. Большой поток информации с разных сторон.
  3. Развитие технологий и соцсетей, которые множат количество той же информации.
  4. Рост демократии, поэтому – и изобилие мнений и выражений своей позиции.
  5. Бешеный темп жизни, при котором надо всё успевать.

В этом есть, конечно, и положительные стороны. Умение быстро просматривать новые данные и адаптироваться под ритм.

Но при этом стоит не забывать читать объёмные книги, где представляется критическое мышление. По возможности отказаться от многозадачности и делать всё постепенно. А также планировать выходные с выездом за город, где всё ещё так же тихо и спокойно.

Комментарии и отзывы (2)

Кира

Хотя описанный процесс постепенного развертывания мышления кажется логичным и правильным, на практике это не всегда бывает именно так. После осознания наличия проблемы лишь немногие люди начинают конструктивно решать задачу. Проблема в том, что в эту логичную цепь вмешиваются эмоции и страхи, что порождает еще несколько стадий. Это небезызвестные гнев, торг, отрицание, апатия.

Александр

Вот оказывается сколько видов мышления существует, но ведь все они я сводятся к одному очень простому алгоритму, он заключается в том, что наш мозг получает информацию, обрабатывает её и выдает результат, такой же алгоритм люди заложили и в компьютер.

Что до критического мышления, то здесь главное не превратиться из конструктивного критика в Фому неверующего.

Ваш комментарий или отзыв