Пассионарность: значение слова простыми словами

Обновлено 14 ноября 2023 Просмотров: 27 144 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Деятельное отношение человека к окружающей действительности стало одним из самых нормальных и закономерных явлений в XXI веке.

Масштабные политические акции, флешмобы и гражданский активизм во всем своем многообразии сегодня имеют место практически ежедневно в десятках стран.

Череп

Чтобы лучше понять, что движет этими неравнодушными людьми, стоит поискать причины в небезызвестной концепции пассионарности. На чем она строится и как проявляется?

Пассионарность – что это за качество и для кого характерно

Термин «пассионарность» – это, что называется, советское наследие. Само понятие ввел и активно использовал Лев Гумилев в своих трудах, посвященных ПТЭ (пассионарной теории этногенеза).

И хотя в те времена теория так и не встретила признания среди современников в научных кругах СССР (как, впрочем, и за пределами Союза), сегодня она обрела достаточную актуальность, чтобы стать одной из обязательных дисциплин во множестве вузов. А понятие о пассионариях ушло в народ и периодически всплывает в дискуссиях.

Определение

Суть этой теории вполне логична и при этом довольно проста: этносы, равно как и не связанные общими признаками люди, проходят через все антропологические фазы – рождение, развитие, старение и исчезновение.

Однако активные стадии этногенеза свойственны только особо значимым деяниям, оставляющим какой-то след – резонансным, запоминающимся, дающим конкретные результаты. Понятно, что такая деятельность будет абсолютно невозможна, если не затрачивать реальную энергию. Вот в этом и вся разница!

По теории Гумилева, люди всегда вбирали из мира некую энергию, необходимую им для выполнения обычных повседневных дел. Однако у пассионариев эта способность развита до такой степени, что их сил хватает для решения глобальных социальных задач, вплоть до изменения мира на физическом и ментальном уровне.

Так и появляются активные и рисковые граждане, которые генерируют идеи, ломают устои, становятся ядром развития социума. Таким образом, пассионарий – это увлеченный человек, имеющий определенные цели, направленные на изменение мира, и для их достижения он использует излишки своей энергии.

Но что это значит на деле? Гумилев, чтобы как-то обозначить эту энергию, ввел определение пассионарности, опираясь на латинское понятие «passio» – «страстность, страсть». Что касается получившегося прилагательного, то здесь уже основой послужило французское «passionner», что указывает на человека яркого, харизматичного, неординарного.

Удар

В буквальном переводе подразумевается, что пассионарный – это человек:

  1. разжигающий страсть;
  2. возбужденный;
  3. вдохновленный;
  4. увлеченный.

По заключениям Гумилева, чем больше пассионариев в том или ином этносе, тем активнее этот этнос.

В случае уменьшения числа пассионариев этнос как бы увядает, становится вялым и все более равнодушным, что неизбежно приводит к «рассыпанию» – этнос утрачивает ранее объединявшие его признаки и распадается на мелкие сообщества, тихо обитающие в привычном ландшафте.

Авторская классификация пассионариев

Гумилев

В рамках собственной теории Гумилев подразделил человеческую общность на несколько групп, в разной степени приспособленных к взаимодействию с миром и социумом. Одним из них были присущи нейтральные качества, другим – положительные или не очень. Но в основном это:

  1. гармоничность (базовый уровень) — равновесие со средой;
  2. субпассионарность (два отрицательных уровня) — пассивность, недостаточность энергии, склонность к лени и предательству, равнодушие (как отсутствие эмпатии), неспособность сдерживать свои желания;
  3. пассионарность (шесть верхних уровней) — предприимчивость, внутренняя устремленность, жертвенность, готовность к сверхнапряжениям.

Так, в частности, обыватели относятся к первой группе и составляют большинство; они просто подстраиваются под обстоятельства и помогают (или мешают) обществу функционировать.

Субпассионариям отводится роль этаких иждивенцев, которые потребляют ресурсы для безмятежного существования и не задумываются о будущем.

А вот разнообразие уровней пассионарности удивляет. Классический пассионарий:

  1. хочет позитивных изменений без риска;
  2. готов рискнуть в поиске удачи;
  3. в фазе надлома — это крупные деятели науки и искусства, забывающие об осторожности ради абстрактных идей, идеала;
  4. на уровне перегрева — действует с возможным риском для жизни;
  5. готов рискнуть жизнью, но не пойдет на гарантированную смерть;
  6. жертвенность — отдаст жизнь ради изменений к лучшему.

Гумилев не стеснялся приводить в качестве примера исторических персонажей. Так, пассионариями высшего уровня он назвал Жанну Д'Арк и Ивана Сусанина, которые пренебрегли инстинктами самосохранения и пожертвовали собой ради защиты народа и страны.

Лестница

При этом, как подчеркивает автор концепции ПТЭ, немаловажен и такой момент: процессы этногенеза практически никак не коррелируют ни с экономическими обстоятельствами, ни с проблемами ментальности, поскольку эти факторы слишком неустойчивы и могут меняться в зависимости от степени пассионарного напряжения.

И парочка побочных эффектов

Впрочем, не стоит считать, что пассионарность – это однозначно положительное свойство.

Глобальные перемены на коротком временнОм отрезке нередко ведут к ухудшению уровня жизни. А если организованная пассионарием авантюра провалится, ее результаты могут оказаться существенно хуже, нежели ситуация на начало затеи.

Есть и другая сторона. Эмоционально богатая и идейно заряженная личность ставит некий идеал или лелеемые цели выше собственной жизни. Но как она отнесется к чужим жизням – близких людей и/или просто незнакомых окружающих?

Пассионарная деятельность не связана этикой по своей природе, может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Гумилев исключал лишь равнодушие, однако допускал выбор между радикальными противоположностями:

  1. творчество — разрушение;
  2. подвиги – преступления;
  3. любовь — ненависть и т.п.
Воин

Некоторые вполне способны жертвовать спутником на пути к цели длительного путешествия. Или убить владельца драгоценной статуэтки ради достижения процветания и обретения желанного богатства.

Немного объективности

Приписываемое Гумилеву авторство в «изобретении» термина «пассионарность» весьма сомнительно. Он просто позаимствовал его у испанских коммунистов, многолетним вождем которых была худенькая, но очень энергичная и харизматичная женщина с псевдонимом «Пассионария». Именно так – «страстная, страстоцвет» – называли однопартийцы свою идейную вдохновительницу Долорес Ибаррури.

Более того, как утверждает профессор Л.Клейн, друживший с Гумилевым чуть ли не полвека, Лев Николаевич выдвинул теорию пассионарности и этногенеза как собственное открытие, причем никаких доказательных выкладок она не содержала.

На самом деле эта идея разрабатывалась задолго до Гумилева, и сделано это было известным русским социологом, эмигрировавшим в Америку в 1922 году, – Питиримом Александровичем Сорокиным.

Сражение

Создавая свою теорию, Сорокин отрабатывал каждое умозаключение на конкретном материале, используя энциклопедические данные о знаменитостях различных эпох и национальностей. Он рассчитывал среднестатистические показатели, сравнивал результаты, составлял наглядные таблицы. Ничего подобного в трудах Гумилева не было…

Тем не менее в целом пассионарии играют положительную роль. Они делают научные открытия, реформируют общество на политическом и социальном уровнях, ежедневно совершают подвиги, закрывая товарища от пули на войне или прыгая в ледяную воду, пытаясь вытащить незнакомца на берег.

Безусловно, некоторые чересчур страстные личности могут вдохновиться разрушительными идеями. Но это лишь еще один повод лучше воспитывать молодежь, чтобы та всегда выбирала конструктивные и социально безопасные решения.

Комментарии и отзывы (3)

Пётр

Какая разница, как назвать увлеченных людей? Факт в том, что именно такие люди оставляют след в истории, что до энергии, то эти люди не получают лишнюю энергию, а просто рационально расходуют имеющуюся в распоряжении.

Марианна

Думаю, люди уже приходят в мир с определенным уровнем энергии и жизненных сил. Этим уровнем и определяется их жизнь, а также способность влиять на окружающих.

Мак

«Безусловно, некоторые чересчур страстные личности могут вдохновиться разрушительными идеями. Но это лишь еще один повод лучше воспитывать молодежь, чтобы та всегда выбирала конструктивные и социально безопасные решения». Это странная фраза, чтобы не сказать, что неуместная ...

Пассионариями рождаются и при чем тут воспитание? И разрушение общественных заблуждений, старых парадигм необходимо, а если все будут правильно воспитанными, то они ничего не разрушат. А какое развитие без предварительного разрушения?

Ваш комментарий или отзыв