Что такое Пропаганда — определение, назначение, какие приемы используются в пропаганде

Обновлено 9 марта 2024 Просмотров: 170 902 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Если произнести слово «пропаганда», то первая ассоциация будет иметь негативный оттенок.

Пропаганда, простыми словами – это что-то вроде программирования сознания.

Рупор

Сегодня попытаемся докопаться до сути, узнаем: что такое пропаганда, какие виды бывают и в чем ее основное предназначение.

Определение понятия Пропаганда – что это

Латинское слово «рropaganda» переводится как «распространять веру (во что-либо)».

Говоря проще, пропаганда – это распространение какой-либо информации (фактов, сведений, аргументов в пользу или против чего-то, иногда домыслов и лжи) с целью формирования устойчивого мнения о чем-либо в обществе или в его определенной части. Люди, которые занимаются пропагандой, называются пропагандистами.

Пропаганда – это …

Если Иванов рассказал вам, что в магазине он купил булку хлеба за 30 рублей, то он просто поделился с вами информацией.

Если же Иванов сказал, что купленный им хлеб по 30 руб. – это ужасно дорого, потому что правительство стремится как можно больше денег выудить у народа – то это пропаганда против существующей власти. Конечно, пример примитивен, но, думаю, что схема работы пропагандистов вам понятна.

Пропаганда – это процесс.

В этом процессе задействованы:

  1. субъект — группа общества, которая стремится навязать свою точку зрения другой социальной группе;
  2. объект – целевая аудитория, на которую направлены агитационные действия.

Методы пропаганды заключаются в воздействии на эмоции и разум человека. К пропагандистским методам относится:

  1. навешивание «ярлыков». Мы привыкли к ярлыкам и поэтому автоматически отождествляем ярлык с лицом (группой лиц), которому его «навесили». Мы не подвергаем сомнению данную характеристику, а начинаем относиться к характеризуемому объекту в соответствии с ней;
  2. упоминание чего-либо для придания упоминаемому факту солидности и веса. Например, если написано (сказано), что «эксперты утверждают …», то мы с доверием относимся к тому, о чем будет упомянуто далее;
  3. принадлежность к большинству. Фраза «большинство населения считает …» заставляет нас думать, что большинство не может быть неправым, поэтому мы постепенно меняем свою точку зрения;
  4. отзывы знаменитостей – очень востребованный прием у пропагандистов. Почитатели таланта знаменитости не могут допустить того, что их кумир может сказать неправду;
  5. страх – наверно, самый действенный метод пропаганды. Это тот вариант, когда нам говорят, что если мы не сделаем то-то, то нас ждет то-то. Чувство самосохранения у человека развито очень сильно, иначе мы бы уже вымерли как вид. Поэтому манипулирование с помощью различных страшилок является очень эффективным.

Средства, используемые для пропаганды:

  1. телевидение;
  2. интернет (ютуб, социальные сети, Телеграм, Дзен и другие средства интернет-коммуникации);
  3. радио;
  4. газеты и журналы;
  5. лекции;
  6. наглядная агитация.

Главное отличие пропаганды от обычного распространения информации – наличие цели, в пользу которой ведется пропагандистская деятельность (т.е. наличие преднамеренности) + систематичность этой деятельности.

Простой схематичный пример: Сидоров в своем выступлении на публике заявил, что Иванов – не очень умный человек (дурак, проще говоря). Одноразовое упоминание этого факта – это просто информация к сведению.

Но если Сидоров будет утверждать это на каждом перекрестке, привлечет телевидение, разбрасывание листовок и т.д., добиваясь, чтобы в его домыслы поверила определенная аудитория, то его деятельность будет классифицироваться как пропаганда.

Пропаганда может быть 2 видов:

  1. позитивная – она несет в массы общепринятые ценности. Например, пропаганда здорового образа жизни;
  2. негативная – манипулирует эмоциями и разумом людей для создания определенного настроя в различных слоях общества.

Для чего нужна пропаганда

Как правило, основная сфера, где активно применяется пропаганда – это политика.

Ведь именно политика нуждается в средствах манипулирования людьми. Политическая пропаганда может быть и позитивной, и негативной. Процентный состав этой смеси зависит от целей, которые преследует та или иная партия, тот или иной политик.

Политика

Позитивная пропаганда используется для информирования и воспитания общества.

Негативная призвана обострить имеющиеся в социуме противоречия по расовому, национальному, социальному признаку. Это ведет к расколу общества, к его ущербу. Ущербным обществом легче манипулировать. Этого и добиваются пропагандисты, представляющие чьи-либо интересы.

Функции

Кто такие пропагандисты и какие приемы они используют

Как уже говорилось ранее, пропагандисты – это люди, занимающиеся пропагандой.

Главная их цель – сформировать нужное общественное мнение у определенной группы населения.

Чтобы люди доверяли пропагандисту, он должен владеть искусством манипулировать людьми и при этом быть им близким и понятным.

Пропаганда эффективна при соблюдении следующих условий:

  1. есть четко сформулированная цель;
  2. средства донесения пропагандируемых интересов максимально доступны для целевой аудитории (например, для молодежи оптимальным каналом доставки пропагандисткой информации является интернет, для лиц среднего и старшего возраста – телевидение);
  3. пропагандируемые тезисы легко понимаются целевой аудиторией и связаны с ее насущными проблемами. Именно поэтому пропагандистские материалы подготавливаются специалистами, среди которых есть и психологи;
  4. навязываемую информацию трудно опровергнуть (как правило, она логична, подтверждена реальными примерами).

Приемы, которые используют пропагандисты для достижения своей цели:

  1. искажение смысла и сокрытие части информации. Например, политик сказал фразу: «Казнить нельзя помиловать» без речевого выделения запятых. После этой оплошности данную фразу можно трактовать так, как это выгодно оппонентам политического деятеля.

    Очень часто, слова, в действительности произнесенные видными политическими деятелями, трактуются пропагандистами с намеренным искажением смысла. Это очень просто сделать: взять записанную на видео и аудионосители речь, исключить из нее пару предложений, и весь посыл этого спича приобретет совершенно диаметральный смысл;

  2. избирательность в подаче информации. При этом одни факты максимально «обыгрываются», другие – замалчиваются;
  3. искажение значимости фактов. Например: Иванов посадил дерево – молодец, спас Землю! Сидоров помог ветеранам войны получить жилье – ну и что, невелик подвиг;
  4. представление недостоверной информации. Как правило, ложь не подается в открытом виде, опытные манипуляторы прячут ее под гарниром достоверных сведений.

Вместо заключения

Пропаганда – это неизбежность при любом строе и при любой власти. Поэтому не стоит безоговорочно доверять всему, что говорят вам СМИ, пропагандисты от власти или оппозиции.

Собственное мнение, основанное на фактах, может совпадать или не совпадать с общепринятым, но зато оно ваше.

Автор статьи: Елена Копейкина

Комментарии и отзывы (3)

Олег

Манипулировать можно только баранами, извините за грубость, но это так. Только глупому человеку можно что-то внушить, умный же всегда проверит информацию, заглянет в несколько источников и только после этого сделает выводы.

Дмитрий

Олег: поверьте, что это дело от ума не шибко зависит. Есть люди внушаемые, а есть не поддающие внушению. Первые могут быть умными, а вторые — нет.

Виктор

Хоть акцент и сделан больше на негативной стороне вопроса, но не все же так печально, есть и хорошая пропаганда. Что плохого в пропаганде отказа от курения? Хотя и эnj может использовать всякого рода страшилки, преувеличивать вред табака на организм, но делается это на благо здоровья общества.

Реклама товаров тоже своего рода пропаганда, ведь в рекламе не просто дают информацию о товаре или услуге, а часто преподносят объект рекламы, как что-то уникальное, обладающее неповторимыми свойствами, что, мягко говоря, не соответствует действительности.

Ваш комментарий или отзыв