Как научиться определять размеры стиха

Обновлено 28 ноября 2023 Просмотров: 140 195 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На уроках литературы в школе рано или поздно наступает момент, когда нужно проанализировать поэтический текст.

В числе прочего требуется определить его стихотворный размер. Без подготовки тут не обойтись.

Книга

Вот несколько простых способов разобраться в теме и превзойти в этом самого Евгения Онегина, о котором Пушкин, как вы помните, сказал:

«Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить…».

Стихотворные размеры — это ...

Стихотворные размеры (или размеры стиха) – это схема построения стихотворной строки, ритмически организованный с помощью стоп, ударений и слогов словесный ряд.

Существует несколько систем стихосложения. Наиболее известны три:

  1. силлабическая (основанная на равном, упорядоченном количестве слогов);
  2. тоническая (важно, чтобы в строках было одинаковое количество ударных слогов);
  3. силлабо-тоническая (построенная на ударно-слоговом принципе, для которого значимы равномерно чередующиеся ударные слоги).

В настоящее время самой распространённой и привычной для нас является силлабо-тоническая система стихосложения.

Немного об истории

Русская авторская поэзия начиналась с силлабического стиха, так как брала за образцы европейскую (французскую, польскую) литературу, для которой были характерны постоянные ударения. Ф.Прокопович, А.Сумароков, В.Тредиаковский писали длинным силлабическим стихом, состоявшим из 8-ми, 11-ти или 13-ти стоп.

Вскоре их последователи поняли, что подвижные ударения русского языка требуют более гибкого подхода. Постепенно поэтический канон стал меняться. Немало сделали для этого Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, а затем и великий А.С.Пушкин, считавший себя продолжателем их реформаторского дела.

Собственно с Пушкина начинается современный русский язык, в том числе и язык поэтический. Именно он «канонизировал» классические стихотворные размеры, которыми написаны добрые три четверти всех русскоязычных поэтических текстов.

Двусложные стихотворные размеры

Лидер среди размеров — это любимец Пушкина лучезарный и жизнеутверждающий ямб.

Ямбом называется двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Чтобы понять, что значит «двусложный», рассмотрим известную строчку: «Мой дядя самых честных правил…»

Попробуем произнести её по слогам и расставим ударения: «Мой дЯ–дя сА–мых чЕст–ных прАвил». Каждый второй слог является ударным.

Группа ударных и безударных слогов называется стопой.

В данном случае стопа состоит из двух слогов: одного безударного и одного ударного. А всего таких стоп 4. Значит, перед нами четырёхстопный ямб.

Второй двусложный размер – хорей. В нём ударение падает на первый слог каждой стопы.

Приведём пример:

БУря мглОю нЕбо крОет,
ВИхри снЕжные крутя…

В первой строчке 4 стопы, во второй – 3,5.

Ударение в каждой стопе падает на первый слог. Это хорей.

Ямб похож на ритм сердца, звук бодрого, чёткого, размеренного шага. Хорей напоминает плач, причитание.

Двусложные стихотворные размеры

Люди почувствовали это ещё в глубокой древности, так что обращайте внимание на размеры стихотворений – они имеют определённый смысловой посыл.

Трёхсложные размеры стихов

В трёхсложных стихотворных размерах стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.

В зависимости от того, который слог становится ударным, выделяют три размера:

  1. дактиль;
  2. амфибрахий;
  3. анапест.

Трёхсложные размеры получили распространение в послепушкинскую эпоху, поэтому примеры я подберу из лирики поэтов.

Пример

Дактиль – это стихотворный размер с ударением на 3-м слоге.

Он звучит напевно и жалобно:

Дактиль

Амфибрахий – стихотворный размер с ударением на 2-м слоге. Смотрим пример:

Амфибрахий

Иногда одно ударение как бы перетягивает на себя другое, как в стопе «был сильный». Слог «был» тоже ударный, но фразовое ударение падает именно на «силь».

Анапест – стихотворный размер с ударением на 3-м слоге. Выглядит это так:

Анапест

Как всё это применить на практике

Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.

Определять сильный слог можно тремя способами:

  1. Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
  2. Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
  3. Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.

Без музыкальной подготовки сразу определить размер стиха довольно сложно. Но если вы дружите с музыкой и у вас есть чувство ритма, почувствовать мелодию стихотворения вы точно сможете.

Ничего удивительного в этом нет, ведь музыка и поэзия – родные сёстры. Берите текст и пойте его, так он точно станет «лично вашим», а не «казённо-хрестоматийным».

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Екатерина

Ох, давно позабыта школьная программа... Помню только ямб и хорей. А о трёх остальных только сейчас вспомнила.

Недавно сочинила стихотворение на день рождения мэру города. Показала сыну. Думала — похвалит! А он спросил: «Мама, ты вообще знакома с понятием размера?» Стала переделывать, но так, увы, и не добилась хорошей оценки. А сейчас в статье прочитала, что музыканту легче определить размер стиха. А сын-то у меня — барабанщик в группе!

Ваш комментарий или отзыв