По данным недавнего исследования, современные потребителисталкиваются с рекламой около 5 тыс. раз в день, приэтом 30% людей ощущают негативное влияние смартфонана психическое здоровье. Цифровое перенасыщение заставляетаудиторию в прямом смысле отключаться от информационногопотока и ограничивать экранное время. При этом потреблениеинформации в аудиоформате для многих является как раз способомотдохнуть от мониторов и смартфонов. Рассказываем, какэтим можно воспользоваться бизнесу.
В последние годыdigital-детокс становится все популярнее. По оценке GlobalWebIndex,в 2018 году почти 20% людей в Великобританиии США воздерживались от использования цифровых устройстви сервисов, а еще 50% стремились сократитьпотребление digital-контента.
Чтопримечательно, digital-детокс привлекает наиболее технологическипродвинутую, богатую и молодую демографическую группу.Парадоксальным образом, аудитория, которая, казалось бы,должна больше взаимодействовать с брендом в цифровойсреде, становится наиболее труднодоступной.
Технологические компании,в свою очередь, сами предлагают инструменты для болееосознанного цифрового потребления. Например, компания Appleпредставила сервис Screen Time, который позволяет узнать, скольковремени вы провели с гаджетом в руках и какиеименно приложения сожрали ваше время.
Очевидно, что ни одна технологическая компания не хочет,чтобы ее сервисами вообще прекратили пользоваться.С другой стороны, предлагая продукты, они помогаютпользователям быть более избирательными и контролироватьиспользование технологий.
Куда идут потребители,которые выбирают digital-детокс? Игнорируют ли они цифровыетехнологии вообще? Не совсем. В то время как людисокращают время у экранов, количество слушателей подкастовна многих рынках превысило треть населения. По прогнозам, их аудиторияпродолжит расти и в 2020 году.
При этом наиболее активнымипредставителями аудитории подкастов являются те же самые молодые людис зарплатами, дипломами и цифровыми навыками вышесреднего, которые с большим энтузиазмом отключают своиэкраны.
Новыетехнологии, такие как умные колонки и стриминговый сервисSpotify, делают аудиоконтент более доступным, чем когда-либо ранее.Но главная причина роста популярности аудио в самой психологии человека: в визуальном пространствеаудиоконтент дает чувство новизны и свежести, спасаяот бесконечного потока сообщений на экране.
Почти половина людейнастроена на то, чтобырасслабиться во время прослушивания подкастов.Согласно недавнему исследованию BBC Global News, 94% слушателейпотребляют подкасты во время других занятий.
Людимогут расслабляться в ванне или готовить, заниматься деламиили уединяться в своих мыслях, и в то же времянаслаждаться прослушиванием аудио. Не секрет, чтовзаимодействие с людьми в хорошем настроении повышаетэффективность рекламы: это касается и осведомленности, ивосприимчивости к сообщению.
Люди часто забывают, чтовидели, но лучше запоминают на слух. Исследования Caratпоказывают, что 55% пользователей обращают внимание на рекламув подкастах (против 34% в онлайн видеорекламе). Две третислушателей могут назвать бренд или конкретнуюрекламу, упомянутую в подкасте.
Аудитория подкастов активнаи склонна к покупкам. Согласно исследованию Midroll, аудиорекламапо сравнению с другими формами интернет-рекламыпоказывала значительные улучшения в отзывах о брендеи намерении приобрести товар. По оценке BBC Global News, выполнение другихзадач во время прослушивания даже увеличивало откликна 28%.
Длябрендов с недостаточным уровнем известности аудио становитсяисточником недорогих контактов в общей коммуникационнойцепочке, помогая как следует закрепить сообщение в памятипотребителя. В то же время подкасты позволяют брендамналадить длительный диалог с нужными сегментами аудитории.
Детским брендам логичнозаписывать или интегрироваться в сказки, создавать обучающиеаудио; автомобильным брендам полезные образовательные илиразвлекательные подкасты, музыкальные подборки, бизнес-кейсы илиаудиокниги, которые можно слушать в пробках.
Брендированный контент,безусловно, не работает на построение массового знания,но будет крайне эффективен, если бренд точно знает своюцелевую аудиторию.
Если бренд не уверен,стоит ли использовать аудио как часть коммуникационнойцепочки, или пока не готов специально создавать аудиоконтент,то он может просто записать аудиорекламный ролики разместить его на соответствующем ресурсе. Частозатраты на продакшн ролика даже включаются в стоимостьразмещения.
По прогнозам аналитиков PwC, объемроссийского рынка рекламы в подкастах к 2023 годувырастет в 5 раз, до $133 млн. Сейчасаудиоконтент в России остается недооцененным как медиарынком,так и рекламодателями, оазисом в пестром ландшафтевизуальных медиа. Из 10 рекламодателей в лучшемслучае один активно использует этот канал. При этом аудиорекламаработает практически на любой бренд вне зависимостиот товарной категории.
Формат показывает крайневысокие показатели вовлеченности. Согласно последним даннымMediascope, 72% россиян обращают внимание на размещеннуюв аудио рекламу, а 85% согласны слушать аудиорекламув обмен на доступ к бесплатному контенту.
На российском рынкенаблюдается активный рост слушателей аудио среди как молодой, таки возрастной аудитории. По нашим данным,в 2019 году 37% пользователей интернета (в возрасте1664 лет) скачивали или слушали подкасты (против 31%в 2018 году). А в аудитории 1624 такихуже половина!
Аудиокоммуникация, обладаятеми же технологическими возможностями, чтои онлайн-видео, напрямую связывает потребителя-слушателяс платформой бренда, то есть может привестик немедленной покупке или иным целевым действиям. Среди другихпреимуществ стоимость производства аудио, котораяв разы ниже видео, а это экономия не только медиа,но и маркетингового бюджета в целом.
В последнее время бизнес то и дело сталкиваетсяс необходимостью кризисного PR-менеджмента. Любая мелочь можетвызвать масштабный скандал. Бренды уже не хотят простопривлекать к себе внимание: они вынуждены тщательно подбиратьслова и дифференцировать свою аудиторию. Рассказываем, какрепутация стала новым драйвером роста и новым способомматериальной капитализации бренда.
В современном мире, где информация моментальнораспространяется через соцсети, для компаний стало особенно важноне выбиваться из актуальной социокультурной повестки.Бренд, который говорит со своей аудиторией свысока или делаетчто-то, позволяющее обвинить его в поддержке расизма иливырубки деревьев, рискует столкнуться с бойкотоми неконтролируемым негативом в соцсетях.
И наоборот, по данным исследованияPurpose2020, стоимость брендовс активной социальной позицией выросла на 175%. Именноих предпочитают 61% поколения Z.
В ситуации, когда поколение Z массово выходитна HR рынок, а в наступившем году составляетуже 40% потребителей в мире, это означает, что компаниям стоитизменить многие внутренние процессы и ключевые сообщения,чтобы не потерять аудиторию.
Новое поколение более активно и ужесейчас влияет на бизнес и экономику в целом.Исследование британскогоонлайн-сервиса Green Match показывает, что поколение Z меньше ценит программылояльности, но на их лояльность можно влиятьс помощью этики и репутации.
Новыепоколения больше реагируют на вирусные роликии социальные сети, чем на отчеты о социальнойответственности бизнеса и формальные доводы. Им нужныдействия и близкий им по духу посыл конкретные примеры того, как стратегии воплощаютсяв повседневные действия. Обратная связь с обществомдолжна быть интегрирована в деятельность компаниив дополнение к прозрачному взаимодействиюсо стейкхолдерами и обществом в целом.
Большая часть PR-конфликтов начинаетсяв социальных сетях. Достаточно вспомнить недавний скандалс компанией Аэрофлот вирусную историю про толстогокота Виктора. Этот случай особенно наглядно показал, чтоPR-специалисты сейчас должны быть более активны и иметь большевозможностей влиять на внутренние процессы компании, без этого их ценность нивелируется, а ROI для компаниии бренда уменьшается.
Социальные медиа начали играть ключевуюроль в том, как компании формируют свою политику социальнойответственности, и там нужны новые креативные подходы. Еслираньше достаточно было одного или нескольких SMM-специалистов,то теперь некоторым компаниям могут понадобиться полноценныередакции с четким разделением на тех, кто создаетконтент, и тех, кто отвечает за егодистрибуцию.
Политика, экология, социальная ответственность, любыедействия акционеров и руководства все это будет влиятьна бизнес, которому придется иметь дело с новымпоколением осознанных потребителей. Бренды в fashion-индустрииособенно заметно пытаются работать над своей репутацией.
Первый номер Vogue Italia в этом году вышелс рисунками вместо традиционных фотосессий, заявив, чтоподдерживает таким образом модный экологический тренд, сокращаярасходы топлива на логистику и производство.В индустрии красоты важный тренд инклюзивность,появилось направление disability-friendly. В рамках трендана экологичность косметические компании, такие как Muglerи Cartier, вводят станции дозаправки ароматов.
Исследование The Most SustainableCompanies In 2019 (Global 100), проведенное Corporate Knights, выявило 100 самыхответственных компаний, среди которых Cisco, Novartis, Sanofi,Ericsson, Siemens, Electrolux, HP, Samsung. Adidas, покане вошедшая в список лидеров, не так давно заявила,что к 2024 году она будет использовать толькопереработанный пластик во всей своей обувии одежде.
Корпорациям приходится перепридумывать свой имидж,чтобы встроиться в меняющийся мир. Для молодых брендовэто открывает новые возможности они не несут грузанеэкологичного и неосознанного прошлого и могутна рынке репутаций успешно конкурировать с гигантами,используя свою чистую репутацию как конкурентноепреимущество.
Компании тратят огромные суммы на маркетинг в надежде заслужитьдоверие их потребителей. Однако иногда в этом деле случаютсяосечки: из-за провальных кампаний потенциальные покупатели,напротив, отворачиваются от брендов. В 2019 году случилосьнесколько крупных маркетинговых скандалов. Редакция Inc. собрала 7самых ярких из них.
В апреле исследовательскаякомпания Ancestry (с помощью анализа ДНК выявляет этническоепроисхождение клиентов) оказалась под огнем критики. В рамках своейрекламной кампании под названием Inseparable она сняла видео дляканадского телевидения.
Сюжет ролика (егоопубликовали и на официальном YouTube-канале Ancestry)романтизировал межрасовые отношения на рабовладельческомамериканском Юге. Зрителей возмутило, что белый мужчина просилчернокожую женщину убежать с ним на север, держа в рукахобручальное кольцо. Но сценаристы, кажется, упустили важный момент:рабство в стране было насильственным и далеко не таким романтичным.В итоге компания была вынуждена удалить видео.
ooooh mygod LMAOOO who approved this ancestry commercial??? pic.twitter.com/Isy0k4HTMA
manny (@mannyfidel) April 18, 2019
В канун Дня святого Валентинафинансовая технологическая компания Revolut разместила в лондонскомметро весьма неоднозначную рекламу. Надпись на баннере гласила, чтоперед Днем всех влюбленных 12,7 тыс. человек заказали доставку едына одну персону. Однако критиков привлекла не фиксация компании наодиночестве людей, а озвученная ею цифра, многие сочли, чтоRevolut, публикуя подобные данные, слишком тщательноотслеживает потребительские привычки своих клиентов.
Реклама привлекла вниманиекомитета по рекламным стандартам Великобритании (ASA) он направилжалобу в управление по финансовому регулированию и надзору (FCA).Позже Revolut пришлось признать, что указанные на баннере данныебыли фиктивными, а цифра в 12,7 тыс. выдумана. Представителикомпании заявили, что извлекли урок из обратной связи с клиентами.Но извинения клиентам так и не принесли.
How muchdoes this ad infuriate me? Let me count the ways. Firstly,patronising language & awful single-shaming more redolent ofearly 2000s Bridget Jones, not a modern and empowered fintech brand(1) pic.twitter.com/rnIg3YXRfq
Iona Bain (@ionayoungmoney)February 4, 2019
Этой осенью модный ретейлерForever 21 попросил суд признать его банкротом. Но это неединственная проблема, с которой компании пришлось столкнуться вушедшем году. В рамках своей летней рекламной акции Forever 21заключила партнерство с производителем здорового питания Atkins. Вкоробках с одеждой все клиенты (включая тех, кто заказывал вещибольших размеров) получили диетические батончики. Многие покупателиусмотрели в этом намек на то, что им следует сбросить вес.
Представители бренда не сталидолго ждать и сразу же принесли извинения за свою неудачнуюрекламную коллаборацию. В Forever 21 отметили, что бесплатныебатончики рассылали абсолютно всем покупателям: Их получили всеклиенты без исключения вне зависимости от категории товаров и ихразмера. Мы приносим искренние извинения, если это доставилонеудобство или оскорбило кого-либо из наших покупателей.
I went froma size 24 to 18, still a plus size girl, so I ordered jeans from@Forever21Opened the package, when I looked inside I see this Atkins bar.What are you trying to Tell me Forever 21, Im FAT, LOSE WEIGHT? doyou give these to NON-PLUS SIZE WOMEN as well? pic.twitter.com/ds8kUTs7T7
MissGG (@MissGirlGames)July 19, 2019
В сентябре Федеральнаяторговая комиссия США подала в суд на сервис знакомств Match.com.По данным регулятора, сайт преднамеренно рассылал своимпользователям фейковые письма и уведомления от несуществующихпрофилей. Их получателями были те, кто еще не подписался на платныйаккаунт, а потому не мог отвечать на сообщения и вести другуюактивность на сайте. Таким образом администрация сервиса пыталасьстимулировать своих новых пользователей как можно скорее купитьподписку. Когда же люди переходили в статус платящих клиентов,выяснялось, что на самом деле их профилем никто даже неинтересовался.
В ответ на действиярегулятора представители Match.com заявили, что их сервисупредъявляют совершенно беспочвенные обвинения, подкрепленныесознательно вводящими в заблуждение цифрами. В дальнейшем компанияне давала никаких расширенных комментариев, ограничившись лишьпресс-релизом по теме.
FTC allegesthat millions of contacts that generated Matchs You caught hiseye notices came from accts the co had already flagged as likelyto be fraudulent. By contrast, Match prevented existing subscribersfrom receiving email communications from a suspected fraudulentacct. pic.twitter.com/iFSb9REQso
FTC (@FTC) September 25, 2019
Этим летом Ким Кардашьянанонсировала запуск новой линии одежды и сразу же столкнулась снеоднозначной реакцией как своих поклонников, так и случайныхинтернет-пользователей. В итоге телезвезде пришлось отказаться отназвания своего бренда Kimono. Такую прямую отсылку ктрадиционной японской одежде аудитория восприняла как неуместноекультурное присвоение.
Finally Ican share with you guys this project that I have been developingfor the last year.
Ive been passionate about this for 15 years.
Kimono is my take on shapewear and solutions for women thatactually work.
Photos by Vanessa Beecroft pic.twitter.com/YAACrRltX3Kim Kardashian West(@KimKardashian) June 25, 2019
Уже в августе Ким Кардашьянпровела ребрендинг своей линии одежды и назвала ее SkimsSolutionwear. Звезда призналась, что обратная связь с аудиториейзаставила ее размышлять над своим первоначальным решением оназвании бренда.
В октябре португальскийMcDonalds использовал фразу Sundae Bloody Sundae для рекламысвоего клубничного мороженого. Клиенты быстро истолковали рекламныйтекст как ссылку на знаменитую песню U2 Sunday Bloody Sunday,которая рассказывает о схватке за Богсайд в Северной Ирландии в1972 году. Тогда британские военные стреляли в демонстрантов,которые боролись за свои гражданские права. Погибли 14 человек.
Portugal iscancelled. pic.twitter.com/X1egoGRq9j
White Water Raifteir(@bigmonsterlove) October 30, 2019
Пользователи Twitter активнообсуждали этот инцидент. По их мнению, компания не смогла должнымобразом оценить всю трагичность и жестокость событий, о которыхрассказывалось в песне U2. В итоге McDonalds принес извинения иснял рекламные постеры.
В 2019 году производительвелотренажеров Peloton столкнулся с массой неприятностей. Вчастности, компания получила судебный иск за незаконноеиспользование песен популярных исполнителей в своих тренировочныхроликах. Но на этом проблемы не закончились. После сложного выходана IPO Peloton выпустил неоднозначную рекламу, которую многиепользователи сравнили с мини-эпизодом сериала-антиутопии Черноезеркало.
I am one ofthose weirdos who got a Peloton for Christmas (long story) from myhusband and I love it.
I HATE THIS AD SO MUCH IT HURTS.
Just wanted to make that clear. I'm exactly the target demo & Iagree w/you all that this is the beginning of a Black Mirrorepisode. https://t.co/EvFhjRIzu7joanna schroeder (@iproposethis)December 2, 2019
30-секундный роликрассказывает, как мужчина дарит своей супруге велотренажер, а таначинает его фанатично использовать и каждый день записыватьнебольшие видеоролики о своих тренировках. Критики усмотрели в этомподарке сексистский подтекст. В результате акции Peloton упали вцене на целых 9 %.
К 2025 году правительство хочет довести вклад малого и среднегобизнеса в ВВП до 32,5%. Сейчас его доля составляет 21,6%, в товремя как в развитых странах этот показатель достигает 50%. Ноколичество МСБ почти не растет. Основательница онлайн-сервисаexeDrive Юлия Воликова рассказала Inc. о своем исследовании,которое показало, что проблемы большинства предпринимателей связаныс непониманием маркетинга и высокой ценой специалистов, способныхпоказать, зачем он нужен.
Я больше 15 лет занимаюсьмаркетингом: помогаю компаниям развиваться на рынках России, СНГ иЕвропы. И знаю, что у нас в стране нет недостатка в хороших молодыхпроектах и сильных командах. Но цифры говорят о том, что растет только число микропредприятий сгодовым доходом до 120 млн руб., и то незначительно на 0,3%. Амалые и средние компании закрываются их количество сокращается на67% в год.
У менябыло предположение, что такие показатели в меньшей степени связаныс продуктами и в большей с маркетингом. Мы решили проверить этугипотезу и провели исследование, в основу которого легли глубинныеинтервью с 700 предпринимателями из 30 регионов России о спецификебизнеса, проблемах и их возможных решениях.
В качестве основной проблемымалого и среднего бизнеса в России 40% опрошенных указали слабуюконкурентоспособность, 30% отметили отсутствие грамотногомаркетинга. На самом деле, это взаимосвязанные понятия. Когда вкомпании проседает маркетинг, никто не знает, как сформироватьконкурентное преимущество, правильно упаковать продукт на егоосновании, выделиться на рынке и обойти конкурентов. В результатевсе всё делают одинаково это так называемый алый океанконкуренции.
Большинство опрошенных считает, что причина проблем с маркетингом постсоветское прошлое. И действительно, маркетинг как дисциплинапоявился у нас только в 2000-х годах. Отсутствие опытакомпенсировалось обучением на теории. Как следствие, рынок получилпредпринимателей с несформированным стратегическим мышлением инекомпетентных маркетологов. 90% опрошенных до сих пор уверены, чтомаркетинг это реклама, а маркетологи просто сливаютбюджеты.
Эмин Алиев
экс-управляющий директор Criteo в странах СНГ и Израиле
На мой взгляд, есть две проблемы. Первая непонимание маркетинга вцелом: что делать, какие бюджеты закладывать, какие каналыиспользовать, и какая от этого будет отдача. Вторая в том, чтообласть маркетинга меняется очень быстро. Основные каналы и бюджетысдвигаются в цифру и в сторону систем с начинкой из искусственногоинтеллекта. Маркетологи в крупных компаниях, привыкшие планироватьсвои стратегии на год вперед, все чаще встречают необходимостькорректировать планы, менять инструменты и каналы. Что тут говоритьпро малый и средний бизнес?
Надежда Артемьева
директор по маркетингу бизнес-сегмента ПАО ВымпелКом
Основная проблема это отсутствие практического инструментария,позволяющего МСБ эффективно инвестировать в своё продвижение.Традиционные медиаканалы ТВ, радио, outdoor очень дороги ибьют из пушки по воробьям, так как работают на широкую аудиторию.А МСБ важно достучаться до своей аудитории, какой бы узкой она нибыла, жителей окрестного микрорайона, мам с маленькими детьми,студентов, готовых заинтересоваться одеждой никому не известногобренда и так далее. Тут в ход обычно идут простые и дешевыеинструменты листовки, флаеры, сарафанное радио. Бизнесориентируется скорее на свою удачу и интуицию, и иногда этиинструменты работают, а иногда нет. Отсюда и скепсис.
Большинство российскихпредпринимателей не могут позволить себе нанять сильныхспециалистов. 85% опрошенных довольствуются начинающими или узкимиспециалистами но у них нет средств на директора по маркетингу. Понынешним расценкам он обойдется компании от 80 тыс. руб. в регионахи от 200 тыс. руб. в Москве. Но результаты исследования говорят отом, что предприниматели из регионов готовы платить маркетологамвсего 2030 тыс руб., а из Москвы 7080 тыс. руб.
Смаркетологами в штате или на аутсорсе работают 62% опрошенных, а35% не могут найти подходящего специалиста 23 года и уже оставилипопытки.
Ирина Семенок
директор по маркетингу онлайн-университета Нетология
Логично, что небольшой бизнес не может позволить себедорогостоящего специалиста. Особенно когда есть опасение, что онпридет и ничего не сделает а ты только деньги потратишь. А еслималенькая компания платит рыночную стоимость, то за эти деньгивыпивает последнюю кровь у специалиста, заставляя его делать все от запуска контекстной рекламы до раздачи листовок у метро.
Ноготовность компаний к работе с опытными маркетологами не всегдаобусловлена только бюджетом дело еще и в организациибизнес-процессов в целом. К примеру, самозанятые все делают сами ине готовы делегировать задачи. Они больше концентрируются напродукте, чем на продвижении, и только мечтают, чтобы продуктпродавался. Они ищут волшебную таблетку во всех решениях,предложенных на рынке. Они состоят в клубах и пытаются учиться, но,как правило, ничего не внедряют и грязнут в текучке.
Активно вовлеченныесобственники с микрокомандами до 1015 человек готовы что-тоделегировать, а что-то хотят делать сами поэтому много учатсямаркетингу. Но часто им все равно не хватает компетенций, чтобынанять грамотного специалиста и поставить ему задачи, из-за чегоони допускают ошибки и теряют деньги на недобросовестныхподрядчиках.
Командыбольшего размера готовы нанимать и платить внешним подрядчикам иактивно ищут руки однако не всегда могут предложить грамотнымспециалистам достойное вознаграждение и интересные задачи.
Исследование показало, чтопредприниматели все еще очень консервативны в вопросах продвиженияи продаж. Всего 22% следят за новинками в сфереинтернет-продвижения. Только 7% предпринимателей находятся наострие новых технологий и инструментов обычно это выходцы изкорпораций, открывшие свои компании.
Большинство из них не понимают систему маркетинга, взаимосвязьмежду продуктом, ценой, рынком, каналами продвижения и результатом.Они не видят, как маркетинг может влиять на прибыль, и уж точно неставят соответствующих задач. В результате затраты на маркетинг неокупаются у 46% аудитории. Также не хватает управляемого исистемного привлечения клиентов: большая их часть приходит посарафану.
Ирина Семенок
директор по маркетингу онлайн-университета Нетология
Затраты на маркетинг могут не окупаться по двум причинам.Во-первых, если компании вкладываются не в те каналы, которыемогут, на самом деле, привести клиентов, и тратят деньги, кпримеру, только на контекст, где большая конкуренция и клик стоитдорого. И во-вторых, если не умеют правильно считать ценупривлечения клиентов. Например, считают окупаемость рекламы вразрезе месяца, когда цикл сделки дольше или процесс принятиярешения растягивается до полугода.
Врешении проблемы маркетинговой грамотности я вижу залог роста МСБ иконкурентоспособности страны на глобальном рынке. Прорабатывать этупроблему нужно с обеих сторон: и маркетологам, и предпринимателям.Когда этот тандем станет эффективнее, руки маркетологов освободятсяи они станут лучше управлять бюджетами и результатом.
Эмин Алиев
экс-управляющий директор Criteo в странах СНГ и Израиле
Владельцам и сотрудникам МСБ нужно хотя бы на базовом уровнеознакомиться с матчастью: определиться с основной целевойаудиторией продукта, понять, где ее искать, распознать боликлиентов и решить, как продукт поможет их вылечить. Затемвыделить основные KPI и протестировать гипотезы через разныерекламные каналы (как правило, цифровые). В идеале следуетпостепенно автоматизировать маркетинг по максимуму. При такомподходе вложения в маркетинг начнут окупаться уже в течение 36месяцев.