Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Ai

Как не надо внедрять разговорный AI горькая, нополезная правда о ботах вбизнесе

15.12.2019 18:03:05 | Автор: admin
Как не надо внедрять разговорный AI: горькая, но полезная правда о ботах в бизнесе
AI generated image/Tony Yanick

Как только на рынке появились первые чатботы, бизнесу начали сулитьзолотые горы, которые принесет экономия на клиентскихкоммуникациях. Juniper Research предсказывает, что к 2023 году боты будут экономитьбанковскому сектору, здравоохранению и ретейлу по всему миру до $11млрд в год. Но увидеть профит в деньгах до сих пор удается далеконе всем. Рассказываем, на чем спотыкается бизнес в погоне заискусственным интеллектом и как научиться экономить (и дажезарабатывать) с помощью разговорного AI.

Не понимаем, зачем

Часто руководители возлагаютна внедрение разговорного AI слишком много надежд. Компанииприходят к разработчикам с амбициозными целями вроде: Хочуразогнать весь отдел продаж  пусть бот продает. Но бот незакроет дыру в стратегии или в маркетинге, с ботом на вас непосыплюттся клиенты и деньги. Бот  это инструмент. Загвоздкав том, что бизнес часто не знает, чего он от него хочет.

У стартапа среди возможныхвариантов первичная консультация, оформление доставки,подтверждение заказа, сбор лидов и т. д. Российский бизнес покарассматривает ботов исключительно как способ экономии, а незаработка или выхода на новую аудиторию. Хотя толковыймаркетинговый навык для голосового ассистента способен принестичистую прибыль. Вдохновляющий кейс вначале этого года продемонстрировал Nike: во время трансляцииодного из матчей NBA телекомментатор Эрни Джонсон сообщил, чтопрямо сейчас, пока идет игра, зрители могут заказать пару кроссовокNike из лимитированной коллекции, просто попросив Google ssistant.Кроссовки стоили $350, за 6 минут их забронировали 15 тыс.человек.

Не обязательно действоватьсразу с таким размахом  на увеличение продаж сработает иразговорная игра для голосового ассистента, в конце которойпользователь получает скидку на товар вашего бренда.

Путаем прибыль и эффективность

Сокращение затрат насодержание того же контактного центра легко рассчитать исходя изOPEX (operating expense, операционные издержки) это арендапомещения и оборудования, зарплата и обучение сотрудников и прочиерасходы, в том числе на ежедневное обслуживание клиентов. На другойчаше весов  вложения и трудозатраты на создание бота,количество запросов, которое обычно обрабатывается сотрудниками, итрафик, который сможет обрабатывать бот.

Эффективность  болеесложная история, она, скорее, про уровень клиентского счастья. Выпишете в чат с банком, что вам нужно перевыпустить кредитку, и ботпосылает вас в отделение ведь операция требует личногоприсутствия. Эффективно ли он сработал? С точки зренияавтоматизации  да. Он распознал запрос, верно определилтематику и дал ответ, который заложен в сценарий. Но клиент приэтом вряд ли счастлив.

Странно ожидать, что послевнедрения бота, а точнее  лишь от его внедрения, ваша прибыльвнезапно подскочит. Нужно смотреть на все бизнес-процессы всовокупности. Если цикл сделки длится 34 месяца, то, нужно хорошопонимать свой цикл продаж, апсейла и клиентской поддержки, чтобызнать, при чем тут бот. Нельзя винить бота в уходе клиента, если онсправился и дал консультацию, но клиент столкнулся с плохойдоставкой, обслуживанием, испорченным товаром. Бот только частькоманды.

Недумаем на опережение

Внедрение бота  этополноценный IT-проект с планированием минимум на несколько месяцеввперед. Если бота не тюнить, через полгода автоматизация можетскатиться до нуля. Да, алгоритмы машинного обучения работают, нополностью на саморазвитие бота рассчитывать не стоит. А тюнингнеизбежен: в любой развивающейся компании появляются новые продуктыи услуги, изменяются названия товаров и целевая аудитория,расширяется региональная сетка, а значит, дополняются, меняются,исчезают и появляются тематики для бота,  и это процесс,который может остановиться только вместе с бизнесом.

Судьбу бота нужно планироватьи в контексте развития IT-инфраструктуры. Если сегодня компанияиспользует одну CRM, а через полгода планирует перейти на другуюили внедрить биллинг, этот момент тоже нужно продумать заранее.Ведь бота придется перенастроить, интегрировать с новой платформой,создать API.

Сколько стоит твой бот?

Трафик и количествотематик. Они тесно связаны и со стоимостью разработкибота, и с его окупаемостью, поэтому влияют на уровеньавтоматизации. На маленьком объеме обращений динамикапрослеживается хуже. Предположим, из 7 тыс. запросов в месяц ботзакрывает 20%, а стоит его разработка 500 тыс. руб. потому чтостроится на множестве тематик. Такой проект просто не будетрентабельным.


ВАЖНО

В каждой отрасли есть тематики, которые вообще не стоит отдаватьботу. Это случаи, когда требуются эмпатия (например в страхованиипри наступлении страхового случая) или аутентификация клиента,отработка возражений и негатива.

Логи. Чтобысоздать и затем обучать бота, нужны диалоги с клиентами датасет, сформированный на основе истории общения в чатах,почте, телефонных разговоров. Если у компании заготовлены скриптыили шаблоны  отлично. Если нет, придется потратить на эторесурсы, свои или вендорские. Причем логи должны быть привязаны кцелям проекта: не стоит давать разработчику логи техническойподдержки, чтобы по ним автоматизировать продажи.

Каналы. Чат-виджет на сайте, соцсети,телеграм, WhatsApp, почта, голосовой канал сегодня внедрить ботаможно куда угодно. Некоторые платформы позволяют подключать одногобота сразу к нескольким каналам: вы можете создать сценарий длятелеграма, обкатать его на клиентах, а затем с минимальнымитрудозатратами подключить к чату ВКонтакте. Однако нужноучитывать, что у каждой платформы есть свои технические ограниченияи свои концептуальные возможности. Так, адаптация телеграм-бота подАлису, скорее всего, потребует переосмысления UX сценария,подбора дополнительных материалов, проверку новых гипотез.


ВАЖНО

У компаний часто возникает желание получить выхлоп от бота вканале, который никогда ранее не продвигался (а то и вовсе несуществовал). Подумайте, как вы будете нагонять в этот каналтрафик, кто будет вашей аудиторией.

Требования SLA (service level agreement,соглашение об уровне обслуживания). По сути, речь о глубине имасштабе технической поддержки со стороны поставщика решения.Расширенный SLA, например, подразумевает, что клиент платитдополнительно за возможность позвонить вендору в любое время дня иночи, чтобы решить проблему.

Количество и сложностьинтеграций с ИТ-системами. Без логов бот может показатьнизкий процент автоматизации. Наличие логов повышает ее до 6070%.А если бот интегрирован с внутренними системами (например биллинг,CRM) и базами данных, на которых он сможет учиться, можно ожидатьавтоматизацию на уровне 80% и выше. Нужно заранее подумать, какиесистемы вы используете при работе с клиентами сейчас, есть ли к нимдоступ и насколько легко его организовать.

ИТ-решение для создания бота. Стоимостьпродуктов для разработки ботов по рынку очень сильно варьируется,как отличаются и их возможности: от кастомизации и доступа каналитике до серьезных бизнес-преимуществ вроде технологийпонимания естественного языка и сохранения контекста диалога,распознавания и синтеза речи, машинного обучения и нейросетевыхалгоритмов.

Малый бизнес можетиспользовать более экономичные и не требующие навыковпрограммирования решения вроде конструкторов ботов. Даже в этойкатегории на рынке есть вполне серьезные решения: некоторыеконструкторы имеют встроенные NLU-алгоритмы, чтобы бот понималживой язык и контекст вопросов, позволяют регулировать трафик,поддерживают интеграцию с CRM, биллингом или другими сервисами.Цена на NLU-продукт для SMB в среднем начинается от 5 тыс. вмесяц.


ВАЖНО

При выборе решения обязательно проговаривайте возможность плановогообновления. Чтобы, выйдя в плюс, не обнаружить, что ваша платформаморально устарела и нужно снова тратить деньги, чтобы не скатитьсяк тому, с чего начинали.

On-prem или Cloud.Желание развернуть бота в своей IT-инфраструктуре отражается настоимости проекта, но при этом положительно влияет на эффективностьбота и возможность егомасштабировать.

Кчему морально готовиться на старте

Вы не сделаете хорошегобота за месяц. Полгода на разработку и внедрение бота это норма. Часто клиенты второпях хотят избежатьприемо-сдаточных испытаний, хотя именно на этом этапе можетвыясниться, что вам нужен новый контент, новая гипотеза или вообщеновая идея.

После выхода бота в продакшнвыдохнуть тоже не получится. Закладывайте 23 месяца на тюнинг ботаи его обкатку на свежем материале. Обучаться на логах хорошо, ноботу все равно придется столкнуться с чем-то новеньким. А вам наблюдать за ним, смотреть, что идет по плану, а что нет,читать диалоги.

Вамможет понадобиться пилот. Пилотный проект необходим, еслиесть сомнения, нужен ли вам бот как таковой, сможете ли вы егоадаптировать под свои бизнес-процессы и тематики. Это не бесплатно,но страхует вас от дорогостоящих ошибок и позволяет развить своюэкспертизу.

Вам потребуется поддержкаколлег. Очень важно определить, кто будет заниматьсясозданием и внедрением бота. За чатботом всегда стоят люди проектные менеджеры, которые отвечают за цели и KPI,лингвисты, которые работают над созданием диалогов и сценариев,программисты, которые отвечают за реализацию. Согласуйтенововведение с отделом маркетинга, если вы планируете задействоватьбота в новых каналах коммуникации. К его появлению должны бытьготовы и сотрудники клиентских служб, которые будут работать с нимв связке (порой это требует пересмотра бизнес-процессов и KPIспециалистов).

Вампридется ближе узнать свою аудиторию. Кто будет общаться свашим ботом в том или ином канале? VIP или массовые клиенты? Какогопола и возраста? Как они привыкли общаться с вашим брендом?

Удостоверьтесь, что вашааудитория вообще готова к взаимодействию с искусственныминтеллектом. О том, что обслуживание ведется роботом, этичнеепредупреждать, тогда у клиента не возникнет ощущение, что егообманывают или что у компании нет на него времени. К тому же,исследования показывают, что с ботом люди общаютсяснисходительнее. Это можно использовать!

Выне получите профит в день запуска. Внедрение бота имеетнакопительный эффект. KPI могут снизиться на фоне роста обращений,даже если бот будет закрывать большой процент частотных запросов:без бота у вас было 10 тыс. обращений, а с ботом, который не спит иработает 24/7, стало 50 тыс.

Но при постоянном дообучениибота, при интеграции его с CRM и биллинговыми системами процентавтоматизации будет расти. Вы запустили бота, и он закрыл 30%обращений? Отлично, теперь можно увеличить этот процент. Разбиратьcatch-all (нераспознанные ботом фразы), расширять датасет,развивать интеграции.

При этом лучше действовать посистеме MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособныйпродукт), когда вы получаете фидбэк от пользователей и не тратитесилы на то, что им не нужно. Идите небольшими шажками, закрывая всебольше тематик, постепенно усложняя сценарий новыми данными,подключая и обучая операторов.

Подробнее..
Категории: Ai

Что такое Стартап-автобус ипочему хакатоны бесполезны

14.12.2019 12:03:06 | Автор: admin
Что такое Стартап-автобус и почему хакатоны бесполезны

По мнению эксперта в области компьютерных технологий МередитБруссард, хайп вокруг новых технологий привел к огромномуколичеству сырых и недоработанных продуктов. Она выступает противтехношовинизма пытается стать голосом здравого смысла, объясняя,что у технологий есть ограничения. В январе в издательстве АльпинаПаблишер выходит ее книга Искусственный интеллект: Пределывозможного. Inc. публикует отрывок.


Техношовинисты обожаютпрорывные инновации. Они стали популярны благодаря КлайтонуКристенсену, который в 1997 году фй1написал книгу Дилеммаинноватора (The Innovators Dilemma), после чего прорывныеинновации превратились в нечто вроде приливной волны, котораявымывает конкуренцию и в результате приносит колоссальнуюприбыль.

Инновации и прорывы, когда мы думаем о них, чаще всегоассоциируются с молодыми людьми. Спросите любого топ-менеджера, какон представляет себе типичного инноватора, и, вероятнее всего, онпредставит образ 20-летнего компьютерного гения в худи, пишущегокод, который впоследствии приведет к очередному многомиллионномустартапу. Менеджер верит в новизну, свежесть и оригинальность идей,предлагаемых молодыми людьми. Идей, способных создавать новые рынкисо своими новыми продуктами, формировать новые потребительскиезапросы покупателей, открывать новые грани индустрий или вовсеспособствовать появлению целых индустриальных областей.

Самый безумный хакатон

Я хотела увидеть процессинновации от начала и до конца, чтобы выяснить, насколько все этосоответствует истине. Так я обнаружила себя уставившейся на экранноутбука в автобусе, движущемся по Западной Вирджинии, с 27незнакомцами. Я участвовала в соревнованиях Стартап-автобус.

Многое в Кремниевой долинепретерпело игрофикацию, и инновации не исключение. Появилиськонкурсы инноваций, их устраивают компании, а в конце лучшийпродукт и решение получает вознаграждение. Будет лиСтартап-автобус похож на реалити-шоу, только с компьютерами и наколесах? Сможет ли группа, состоящая полностью из незнакомцев,создать что-то по-настоящему новое и ценное, что-то, что можетвзбодрить всю индустрию технологий? Предстояло это выяснить,поскольку я уговорила моего редактора в Atlantic отправить менятуда. И вот в пять утра я стою на углу Чайна-тауна на Манхэттене вокружении дюжины других технарей, готовых обновить мой мозг .

Я была одним из 24buspreneurs, согласившихся провести в автобусе три дня ипритворяющихся, что они создают новую технологическую компанию. Мынаправлялись в Нэшвилл, Теннесси, где планировали встретиться счетырьмя другими автобусными командами, державшими путь изСан-Франциско, Чикаго, Мехико и Тампа. Вместе нам предстояловыяснить, какой команде удалось разработать проект лучшейтехнологической компании во время путешествия.

Я работала над презентациейприложения, подсчитывающего стоимость пиццы под названием Pizzafy.Домен pizzafy.me мы заказали еще в первый день нашегопутешествия.

Стартап-автобус, пожалуй, был самым полоумным хакатоном из всех,что проходили по всей стране каждые выходные. Хакатон этомарафон, соревнование, лишь немного уступающее в популярностивидеоиграм и Игре престолов в среде программистов. Он обычнодлится от 24 часов до 5 дней и предполагает литры Red Bull и редкийсон.

Мечты о создании Google

Стартап-автобусы эторазновидность хакатонов с пунктом назначения, когда участникипутешествуют в определенное место в течение определенногопромежутка времени. (Аналог подобного мероприятия под названиемStarter Island требует от участников кодить в течение пяти дней,находясь на борту яхты на Багамах.)

Те, кто никогда прежде неучаствовал в хакатонах , представляют их чем-то вроде очаговинноваций, средой, где величайшие умы встречаются и генерируютновые идеи. Программисты так не считают. Они знакомы с негласнойистиной: ничто толковое не создается на хакатонах. Для бесполезныхпроектов даже есть название vaporware. Оно означает, что софтпосле создания просто испарится (vapor пар) , поскольку никтоне будет работать над проектом после соревнования.

Вреальности хакатон это всего лишь игровое социальное мероприятие.Что-то вроде парусной гонки для гиков. Кроме того, хакатоны невероятно сложные рекрутинговые мероприятия. Венчурные инвесторы именеджеры по персоналу разыскивают таланты среди участников, а тепритворяются, будто действительно планируют бизнес, разрабатываютсофт, который на что-то повлияет, и делают то, что по-настоящемуизменит жизни других людей. Мечты о создании очередного Googleсоблазнительны настолько, что люди соглашаются провести несколькодней с незнакомцами и отказаться от сна только лишь для того, чтобыстать предпринимателями в области технологий.


Как появилисьСтартап-автобусы

Основатель и исполнительный директор проекта Стартап-автобусыЭлиас Бизаннес в 2010 году переехал в Сан-Франциско из Австралии,где работал бухгалтером. Его привлекала культура стартапов, но наего банковском счету оставалось лишь $200, и, если бы он не началкакой-либо проект, ему бы пришлось уехать обратно. Однажды вечеромБизаннес выпивал с друзьями и ему в голову пришла внезапная идея: ачто, если запустить собственную версию Startup Weekend, популярногохакатона, только участникам предстоит ехать на автобусе всевремя? Он позвонил знакомому инвестору во Флориде Стиву Репетти.Тот согласился вложить в проект $5 тыс. на условии, что получитместо в таком автобусе. Проект запустили через несколько месяцев.Бизаннес, работавший на венчурный фонд Charles River Ventures,теперь стал управлять Стартап-автобусом и каждый год организуетСтартап в доме, инкубатор в доме вроде того, что можно былоувидеть в сериале Кремниевая долина.

AirBnB, только для лодок

У меня была двойственнаяроль. С одной стороны, я находилась в автобусе, чтобы писать обопыте хакатона, с другой я была вполне конкурентоспособна,программировала, надеялась, что достаточно прогрессивна, и хотелавыиграть. У меня был план.

Я понимала, что идеальныйпроект для хакатона тот, что можно разработать в установленныевременные рамки, соотносится с опытом большинства людей в команде ихотя бы минимально подразумевает актуальную на тот моменттехнологическую тему. Для этого хакатона у меня была припасенастопроцентная идея. Мой муж предложил ее в качестве шутки, однакочем больше я о ней думала, тем более идеальной она казалась.

Когда в первый день нашегопутешествия автобус покинул место сбора с полуторачасовой задержкойв 6:30 утра, ведущие устроили публичное представление идей всехучастников. Дре Смит, разработчик ПО, поднялся и заявил, что егоидея проста: я собираюсь создать танцевальную вечеринку ввиртуальной реальности. Другой разработчик предложил написатьприложение, которое помогло бы эффективнее резервироватьконференц-залы. Тогда я про себя подумала, что такое приложение ужесуществует. Предсказуема была пара идей приложений, призванныхпомочь миллениалам знакомиться друг с другом. Некоторые предлагалиидеи в формате Это как _____, только для ________. Например, Дженпредложила создать приложение вроде AirBnB , только для лодок.Спроектировать нечто подобное казалось совершенно нереальным вусловиях трех дней, да еще и в автобусе. Но я всегда хотеланаучиться ходить под парусом, так что представила, как было быздорово, будь тогда с нами любители яхт. Я оставила себе пометкупоработать над ее приложением, если мою идею никто неподдержит.

Наступила моя очередь, и я подошла к микрофону. У меня есть идеяприложения, которое помогало бы подсчитывать количество пиццы,необходимое для вечеринки. Участники с любопытством повернулись комне. В свое время мы с друзьями каждый месяц устраивали вечеринкис пиццей и каждый раз сталкивались с тем, что не могли рассчитать,сколько пиццы нам нужно. Мы называли это математикой пиццы, и заней неизбежно следовал хаос. Так что я хочу создать приложение,которое подсчитывало бы необходимое для вечеринки количество пиццыс учетом того, кто придет (в том числе возраста, пола и любимыхнаполнителей). Раздались аплодисменты. Я испытала большоеоблегчение. Мой невероятный план мог стать реальностью.

Слишком много футболок

Наша пицца-команда сложиласьблагодаря Эдди Занески, еще одному программисту в группе. Хакатоны,как правило, это фестивали членов, однако в нашей командестранным образом преобладали женщины. Эдди было 25 лет, рост 198см, и одевался он исключительно в безразмерные футболки стехнологических мероприятий. Я не покупал одежду годами, сказалон мне, когда мы сидели друг напротив друга за одним из хлипкихстоликов. У меня гардероб больше, чем у моей девушки.

Эдди был ведущимразработчиком технологической компании под названием SendGrid: этозначит, что его работа состояла в том, чтобы ездить по стране,посещать хакатоны, закатывать вечеринки с пиццей, бесплатнораздавать футболки и убеждать участников использовать SendGrid.

Эдди переживал, что захватилслишком много футболок, ведь в нашем автобусе было всего лишь 28человек. А тем временем в багажном отделении автобуса своей очередидожидались три гигантские коробки с футболками, которые,располагаясь друг на друге, достигали 120 см в высоту. Эдди решил,что есть более важные вещи вроде того, чтобы заставить нашеприложение заработать перед презентацией в Нэшвилле; он надел своиголубые наушники и повернулся к ноутбуку. Яблоко на крышкесветилось сквозь слой стикеров, собранных на технологическихмероприятиях: 18F, Penn Apps, GitHub , HackRU. Последний был с еголюбимого хакатона: он проходил в его альма-матер УниверситетеРутгерса.

Я выбрала Эдди для своейкоманды как раз благодаря стикерам. Программисты изучают стикерыдруг друга так, будто бы те были предметом высокой моды и лейбламимодных домов. Стикер, полученный Эдди в 18F, государственномагентстве открытых данных, говорил о том, что, как и я, онзанимался гражданским программированием и ратовал за применениетехнологий на благо общества.

Мысоздали приложение при помощи Node.js, микрофреймворка Express.js,системы объектно-реляционного отображения на базе MongoDB подназванием Mongoose, идентификационного межплатформенного ПОPassport. Мы развернули его на Heroku и использовали Bootstrap дляразработки фронтенда. Все перечисленное бесплатные программы,которыми разработчики пользуются при создании ПО.

Личное общение как путь к успеху

Современное программированиепохоже на строительство дома или создание мебели. Хакатоны могутбыть отличным способом попрактиковаться в окружении (слегка) болееопытных людей. А вот вам другой секрет сообщества программистов:обучающие инструкции и онлайн-видео эффективны лишь до некоторыхпор. Чтобы овладеть ремеслом на приличном уровне и сделать этобыстро, необходимо находиться рядом с профессионалами, говорить сними и общаться лицом к лицу.

Электронное письмо эффективнонастолько же, насколько почтовая открытка, но пятиминутныйтелефонный разговор эффективнее двухстраничного электронногописьма. Видеоконференция в высоком разрешении может быть чутькачественнее телефонного звонка, однако для обмена сложнойинформацией лучше всего подходит личная встреча. В случае сдеятельностью, требующей комплексных знаний, пятиминутная дискуссиялицом к лицу будет полезнее часов обучающих видео.

Тесная коммуникация одна изпричин, почему люди отправляются на хакатоны.  Другаязаключается в духе сообщества. Как только мы покончили собсуждениями и проектированием приложения, нужно было заставитьдругих обыкновенных людей (друзей, коллег и даже случайныхнезнакомцев) поверить в реальность нашей воображаемой компании. Намнужно было, чтобы реальные люди зарегистрировались в приложении иоценили его потенциальное место на рынке.

Явспомнила о компании Dominos Pizza, которой по факту принадлежит9% всей индустрии пиццы в США общей стоимостью $40 млрд. ТимМакинтайр был достаточно добр и согласился поговорить со мной потелефону. Я объяснила ему суть приложения: групповой заказ пиццы,алгоритм для определения начинки и т. п. Идея отличная, изумленно ответил он. Такие приложения действительно могли быочень пригодиться! Компания с более чем полувековым опытом,Dominos, могла, кроме прочего, похвастаться системой онлайн-заказаи особой практикой, когда человеку доставляется его любимая пицца,если тот опубликует в Twitter изображения с пиццей. Но у них небыло приложения для группового заказа и анализа начинок. Я решила,что мы обнаружили новую рыночную нишу, и вставила цитату Макинтайрав нашу презентацию в PowerPoint.

Миф об инновациях

Ходили слухи, чтопрограммисты зарабатывают на жизнь тем, что выигрывают нахакатонах. Я не придумала способа потратить выигрыш лучше, чемпросто покрыть расходы. Мы с коллегами заплатили по $300 заучастие, дополнительно за питание и номер на четверых на пятьдней. Погоня за мечтой в миллиарды долларов может оказатьсянедешевой.

Когда некоторые участникипоездки признавались, что у них нет денег на ланч, я была удивлена:мне представляли их как предпринимателей, которые началисобственные компании.

А вот и очередная тайнатехноиндустрии: иногда предприниматель означает управлять успешнойкомпанией, а иногда идей больше, чем денег. Люди из областивысоких технологий обсуждают деньги не так, как в других областях.Участники хакатонов болтают об оценке стоимости компаний подобнотому, как обычные люди обсуждают результаты спортивныхсоревнований.

Компания Instacart идея, рожденная в одном изСтартап-автобусов, ее основатели познакомились во время поездки изатем создали фирму. Затем ее цена прошла отметку $2 млрд покрайней мере, так мне сказали около дюжины участников. Такиеистории поддерживают миф о прорывных инновациях.

Фэшн-шоу для стартаперов

К моменту приезда в отель вНэшвилле моя команда была на грани из-за слишком большогоколичества нездоровой еды и недостатка сна. Однако наша программаработала, презентация была сделана и мы были готовы увидеть, что жеиз этого получится. Утром в день отборочного тура все команды селив нью-йоркский автобус и направились в Studio 615, пространство длямероприятий на месте бывшего склада на севере Нэшвилла.

И ведь кому-то пришла вголову эта идея: блестящей белой коробки с высокими потолками,импровизированной сценой и клубной музыкой на максимальнойгромкости. Все участники скучковались вокруг раскладных столов счерными пластиковыми крышками и начали выгружать ноутбуки.Некоторые танцевали. Все вокруг нас говорило о том, что грядетфэшн-шоу, правда, было всего 9:30 утра и в углу можно было увидетьбулочки с корицей и пеканом и сладкий чай.

Футболки Эдди стопкой быливыложены на стол вместе с футболками и стикерами другихпредставителей технологических компаний. Судьи расположились надиване и следили за презентациями команд. Меня предупреждали, чтоможет встать вопрос о монетизации, о том, как предполагаемаякомпания будет зарабатывать деньги.

Первая команда от проектаShar.ed рассредоточилась по залу, подключив компьютеры кэлектросети, и приготовилась к презентации. Я находилась рядом сними в течение трех дней, но так и не поняла до конца, о чемпроект. Shar.ed представили краудсорсинговый проект, организованныйпо принципу запроса для коммерческого сектора образования, в рамкахкоторого люди могли бы голосовать за курсы, которые хотятпрослушать, и преподаватели готовили бы именно этот материал. Онизапустили краудфандинговую компанию на Indiegogo, чтобы частичноспонсировать проект, и даже собрали несколько сотен долларов.Следом участники представляли Screet сервис доставки-по-запросупродуктов для пар, терзаемых страстью. Он предназначается для тех,кто хочет гарантировать безопасность интимного контакта, но приэтом не готов отправиться в соседнюю аптеку. Screet этоприложение для смартфона, связывающее пользователей с водителямиLyft или Uber, которые незаметно привозили бы презервативы,латексные салфетки и перчатки. Все это предполагается хранить вбагажниках водителей в коробках с маркировкой SKU. Такой сервисособенно пригодился бы представителям ЛГБТ, ведь, например,латексные салфетки сложно найти в аптеках.

Последвух презентаций я вышла из зеленого зала и присоединилась к моейкоманде за просмотром трансляции презентаций. Проект Pizzafy былпредпоследним в очереди. Я нервничала, но представила проект. Мыпрошли в полуфинал вместе с приложением Screet, командой из Чикаго,разработавшей игрушку под управлением iPad, при помощи которойродители могли играть с детьми в динозавров, и некоторыми другимикомандами.

Хакеры, программисты и хипстеры

На следующем этапе командапроекта SPACES из Нью-Йорка, разработавшая приложение длявиртуальной реальности, вышла на импровизированную сцену. Мыблагодарны за возможность, однако наша презентация содержитпроприетарные материалы (по сути, это означает, что команде удалосьсоздать коммерческий проект и уже договориться с инвестором осделке), поэтому отказываемся представлять проект, сказал ДжонКлинкенбирд, руководитель команды. Зал взорвался.

Команда, в которую входил ДреСмит(он предлагал идею танцевальной вечеринки в виртуальнойреальности), обеспечила себе $25 тыс. финансирования из стороннегоисточника. Команда спустилась со сцены, прошла сквозь толпу,пожимая всем руки, обнимаясь, принимая поздравления и наслаждаяськриками.

Главы региональных отделовСтартап-автобусов выглядели рассерженными так, будто командапроекта SPACES перешла все границы и спровоцировала преждевременнуюкульминацию представления. Повторить этот успех будет трудно.

Проект Pizzafy прошел наследующей этап. Тем вечером все участники отправились в Нэшвилл,чтобы отпраздновать успех. К ним присоединились и другие чтобывыпить и поболтать. Все обсуждали свою жизнь за пределамипроектного автобуса.

Этим хакерам, программистам ихипстерам рано или поздно придется нанимать людей, компании илипредстоит отвечать на сверхсрочный технический вопрос в реальноммире, так что вместе они закладывали основу нашего приложения длявечеринок с пиццей.

Таковаочередная тайна культуры программистов: порой нужно выполнятьбезумное количество технической работы без очевидной причины. Выделаете это, потому что это гонка, вроде марафонов.

Ожидания и реальность

Мы работали всю ночь и весьследующий день. Мы придумали трюк с участием людей из зала,переделали презентацию, повторяли презентацию до тех пор, пока я незапомнила каждую паузу и каждую игру слов со словом пицца.Наконец после полудня пришло время решающего выступления. Один изпредставителей компании Instacart судил финальный раунд.

Я поднялась на сцену исделала все что могла. После нашего проекта представляли PillyPod устройство, оповещающее вас, если возлюбленный не принимаетнеобходимые лекарства. После пришло время объявления победителя, яуслышала, как судьи вызвали нашу команду. Клубные лампы в залестали хаотично светить, а диджей запустил трек Кэти Перри DarkHorse. Мы вчетвером поднялись на сцену. Я чувствовала себяневероятно, стоя несколько минут на сцене вместе с командой.

По прошествии несколькихнедель я могу сказать, каково это выиграть хакатон . Это каквыиграть конкурс по поеданию пирогов, где в качестве приза ещебольше пирогов. Конечно, я была бы счастлива продать мое приложениетехнологической компании за кучу денег. Но я не слишком на эторассчитывала.

Очередной секретпрограммистов заключается в том, что успех, приходящий заодну-единственную ночь, это как черный лебедь, как удар молнии,как белая ворона. Полезная технология, способная служить долгоевремя, не создается за выходные или даже за неделю. Это марафон,а не спринт.

Мы любим пофантазировать отом, чего можно добиться на хакатонах при помощи компьютеров.Реальность, однако, немного отличается от того, что мыпредставляем. Проект Стартап-автобус служит в данном случаенапоминанием, что преобразующая сила технологий сильнопреувеличена.

Ни одно из созданных вньюйоркском автобусе приложений не выстрелило. Команда проектаSPACES, получившая тогда финансирование, вскоре распалась. Вреальной жизни оказывается, что софт редко бывает прорывным илиинновационным и еще реже и прорывным, и инновационнымодновременно (конечно, есть выдающиеся примеры вроде Google).

Вы же помните, что нашеприложение было создано на базе кусочков кода, написанного другимилюдьми, а подсчет необходимого количества пиццы вовсе не прорывнаяидея. Это всего лишь автоматизация вычислений, которые преждепроисходили вручную. И все же я кое-чему научилась за время своейпоездки: я стала еще лучше кодить, лучше представлять идеи,обзавелась полезными контактами, которые могут пригодиться длябудущих проектов. Разработка программного обеспечения преждевсего ремесло, и, как и во всех ремеслах  скажем, в столярномили стеклодувном деле, требуется много времени, чтобы овладетьмастерством в полной мере. Участвовать в реальной разработке и еедемократизации, может, не так круто, как придумывать какую-тосудьбоносную технологию, но все же ближе к реальности.

Подробнее..
Категории: Ai

Виктор Захарченко, FunCubator Подкасты уже давно не голубой океан

12.12.2019 18:03:24 | Автор: admin

РАЗОБРАТЬСЯ 12 декабря

Виктор Захарченко, FunCubator:

Подкасты  уже давно неголубой океан

РАЗОБРАТЬСЯ 12 декабря

Виктор Захарченко, FunCubator:Подкасты  уже давно не голубой океан

Текст

Мария Салтыкова

Фото

Андрей Рапуто для Inc.

FunCubator  первый в России акселератор для стартаповиз индустрии развлечений. В начале 2017 года егозапустила компания FunCorp  разработчик популярногоу американской аудитории агрегатора мемов iFunny.За первые два года акселератор инвестировал в два десяткапроектов. Самое крупное вложение  киберспортивная компанияWinStrike, в которую FunCubator инвестировал $1,5 млн.Но после энергичного старта акселератор взял паузу и за весь 2019 год не вложил деньгини в один проект. Управляющий партнер FunCubator ВикторЗахарченко рассказал Inc., почему рынок VR не оправдаложиданий, как индустрия развлечений борется со сноми зачем инвесторам давать фидбэк плохим стартапам.

VR как бусы для туземцев

Сколько сейчасстартапов в вашем портфеле? Многие выжили из тех, чтовы отобрали в первые два года?

Порядка 15. Из первой волны, в которой было семьпроектов, на плаву остались два. Мы спокойноотносимся к тому, что проекты умирают. Часть мы списали:это были случаи, когда лошадь легче пристрелить, чем кормитьдальше. Но стандартно на каждом этапе умирает 80-90%стартапов, у нас  меньше половины. Для начальнойстадии  самой рискованной  это хороший показатель.

Какие направленияоказались особенно провальными?

Самым тяжелым был опыт с VR. Поначалу к этой сфере былбольшой интерес: его подогревали заявления Facebook и Googleо том, что они будут работать в этом направлении.Но затем произошел спад. Этому есть две причины.

Во-первых, VR не заменяет что-то такое, что уже понятнолюдям. Это как бусы для туземцев: про него много говорят,он кажется забавным, его интересно попробовать но только один раз.

Этохорошо иллюстрирует пример нашей портфельной компании EngageVR  она начинала во время бумаVR-парков. Ребята пытались привлекать посетителей торговых центров,но быстро осознали, что это неэффективная бизнес-модель.Сейчас Engage  это парк интерактивных развлечений, гдеVR всего лишь один из инструментов.

Втораяпричина спада интереса  чисто физиологическая: все-таки длявестибулярного аппарата это не самая комфортная среда.На VR могут быть разные реакции: от легкогозамешательства, когда мозг немножко сходит с ума,до рвотного рефлекса при просмотре определенного контента.

А вы личнотестируете VR-шлемы?

Да, работа обязывает. То, что я говорило рвотных позывах,  иногда прямо про нас. Смотримконтент, а затем бежим в уборную. Когда это нужнопо работе, мы тестируем контент и сервисы.Но у меня самого дома всего один VR-шлем от нашей портфельной компании Fibrum,и я не скажу, что часто его надеваю.

Состояние индустрии хорошохарактеризует такая история. В прошлом году я выступална VR-конференции и рассказывал об инвестицияхв эту сферу. В начале доклада я попросил поднятьруки тех, у кого дома есть VR-шлем. Из 200 человекруки подняли 15.


Кто такой Виктор Захарченко

Управляющий партнер FunCubator. Ранее,с 2011 по 2017 годы, занимал должностьисполнительного директора разработчика игр KamaGames Studio.Главный проект студии  игра Pokerist: Texas Holdem Poker,вышедшая в 2010 году. Позднее, когда в студию пришелЗахарченко, она выпустила несколько игр в формате социальногоказино: среди них Roulettist, Blackjackist и Baccarist.

Музыка нейросетей

Какие технологиивы считаете самыми перспективными сейчас?

В первую очередь, это искусственныйинтеллект (AI), который может обрабатывать большие массивыданных.

Например, наша портфельнаякомпания Mubert создает музыку с помощью AI. Сейчасмузыкальные композиции по умолчанию продаются как авторскиепроизведения, предмет искусства. Но при этом мы слушаемих в такси, в салоне парикмахерской,в ресторане  там, куда приходим не за этим.Рестораны вынуждены платить большие отчисленияза использование объектов авторского права. С помощьюMubert они могут использовать фоновую музыку, которую сгенерироваланейросеть из созданных музыкантами сэмплов. Алгоритмподстраивает их под предпочтения пользователя на основеего фидбэка.

Для кого-то эта идеявсе же может звучать слишком ново. Чем основателям стартапаудалось вас заинтересовать?

Мы поверили в Mubert после первых двух встреч. Тогдамы смотрели еще несколько похожих проектов, и оказалось,что это был чуть ли не единственный продукт, который имелрабочую версию. Его можно было запустить и послушать.Остальные компании были на уровне: coming soon, оставляйтесвой e-mail, сообщим о выходе.

Когда мы рассказали про эту идею одному из музыкальныхмэйджоров, нам ответили: Мы следим за этим, потому чтогипотетически это может нас убить. Большие лейблы держатсяза свои музыкальные библиотеки, и они очень внимательнык изменениям на рынке, которые могут сломать существующуюмодель. Это нас убедило.

Mubert только несколькомесяцев назад начал продавать свое решение. Пока это большеb2b-продукт. Версия b2c тоже есть  у нее хорошийпользовательский фидбэк: она стала приложением дня в японскоми американском AppStore. Но основные деньги лежатв b2b.

То есть конечныепотребители все же не хотят сами покупать фоновуюмузыку?

Нет, для них тоже разрабатываются разныебизнес-модели. Пока они тестируются, но мы видим первыепризнаки того, что перспектива есть.

За развитиемкаких еще технологических трендов вы следите? Что будет влиятьна индустрию развлечений сильнее всего в ближайшее время?

Главный тренд в видео  этоперсонализация контента. Например, в фильмах будутмоделировать интерфейсы и сюжетные элементы под пользователей:если на какие-то вещи люди реагируют хуже, их будутубирать.

Ещеодин тренд  развитие облачных сервисов. Это связанос появлением технологии 5G. Скорость интернета увеличилась:чтобы посмотреть фильм или сыграть в игру, больше нет нуждыпользоваться дисками.

В сфере аудиотехнологий тоже есть несколько трендов, которыеприводят к появлению новых форм развлечений. Например, ростчисла подкастов  это следствие того, что наушникипревращаются в самостоятельный девайс. AirPods  этосамый продаваемый продукт Apple, в их предыдущей моделиуже появилась интегрированная Siri  то есть ониперестали быть связаны с телефоном или компьютером. И этоне просто платформа потребления контента  это ещеи платформа, с который ты можешьвзаимодействовать.

Так что аудиоконтент сейчасбудет развиваться, и мы ищем проекты в этой сфере.Производство контента само по себе при этом не оченьинтересно. В подкасты мы не идем, потому что это ужедавно не голубой океан: слишком многие их делают.Мы ищем технологические решения, которые продаютлопаты  инструменты для тех, кто создает подкасты.

Пожиратели времени

Есть ли другиетренды, которые связаны не с появлением технологий, а,допустим, новых поколений пользователей?

Да, один из них первыми заметили ранние инвесторы Skype из известного люксембургского фонда Mangrove Capital Partners.Они выделили в аудитории пользователей развлечений новыйсегмент  новых стариков. По их данным, это людив возрасте примерно 60 лет: у них намного большездоровья и денег, чем у предыдущего поколения стариков.Они активно пользуются Facebook, следят за технологическимитрендами и им нужны новые виды развлечений.

С этим связан еще одинтренд, о котором говорили представители другого венчурногофонда,  Andreessen Horowitz. Традиционные видыофлайн-развлечений, которыми пользовались новые старики, сейчасменяются  в них приходит онлайн. Например, у насв портфеле есть эстонская компания Nowescape, котораяпридумала систему онлайн-бронирования для квестов и другихклассических офлайновых игр  таких, как боулинг.

Еще один глобальный тренд, который касается обществав целом,  это попытки развлечений отвоевать времяу сна. СЕО Netflix Рид Хастингс еще в 2017 годузаявил, что их главный конкурент не HBO или Amazon, а сон.

Возможно, в будущемразвитие медицины приведет к тому, что на здоровый сонбудет требоваться меньше времени. В этом помогут новыедевайсы  удобные матрасы, умные подушки и так далее.Пока этого не произошло, но уже сейчас сон стало средой,в которую пытается залезть развлечение.

Из развлечений,которые отвоевывают время у сна, первое, что приходитв голову  это компьютерные игры. Как сейчас развиваетсяэтот сегмент?

Во-первых, появляются игры нового формата:Fortnite, PUBG, Apex Legends. Fortnite  это фактически новаясоциальная сеть. Она становится больше, чем игрой  этовзаимодействие между игроками на фоне битвы. Все болеепопулярными при этом становятся бесконечные игры:в тот же Fortnite можно играть сколько угодно:ты переигрываешь схватку, перезагружаешься, соревнуешься.

Во-вторых, игры потихоньку отжирают кусок денежного пирогау кино. По качеству контента, сценарной проработкеи уровню детализации они становятся все ближе к фильмам.В прошлом году была показательная история, когда выход RedDead Redemption 2 за первую неделю продаж показалсопоставимые сборы с Черной пантерой.

И то, что Netflix началэкспериментировать с Bandersnatch контентом, с которым можно взаимодействовать, доказывает, что руководство компании воспринимает киносо стороны игр. То есть это просто кино,в которое ты можешь играть.

Сейчас много говорятпро рынок киберспорта. Но по даннымВенчурного барометра-2018, большинствоинвесторов в России относятся к нему равнодушно.На ваш взгляд, какие проблемы есть на этом рынкесейчас?

В начале этого года в западных медиатоже начали появляться публикации о том, что киберспорт это пузырь. Наверное, главная причина этого пузыря  слишкомвысокие инвестиции в команды. А команды  это всеголишь часть экосистемы.

В контекстекиберспорта часто упоминают проблемус медиаправами.

Да, это сложный вопрос: условно, футбол никомуне принадлежит, а вот конкретная игра Leagueof Legends  это собственность конкретного производителя.Но, на самом деле, с футболом тоже все не такпросто: ты не можешь зарабатывать, например,на клубах Английской Премьер-лиги. И если ты начнешьтранслировать в России матчи, тебя засудят, потому что правана это купил Okko.

В случае с киберспортом сейчас есть экспериментыпо созданию своего контента. ESPN что-то делает;телевизор все еще цепляется, но его заигрываниес молодежной аудиторией пока не очень успешно.

Платформы стримингав этой связи стали одним из самых большихи интересных рынков. YouTube, Twitch, Mixer, дажев России появляются новые платформы. Вот это новый телевизор,новая точка внимания. Так что мы смотрим в эту сторонуи общаемся с командами, которые делают решения длястримеров.

Санитары леса

Вы ищете проектыне только в России. Приходилось ли вам сталкиватьсяс опасениями по поводу токсичности российскихденег?

Нет, этого не было. В случаес классическими венчурными фондами за рубежомдействительно существует определенный стереотип о том, чтоденьги российских инвесторов токсичны. Но мы общаемсясо стартапами на той стадии, когда еще нет особого смыслаговорить про бизнес-показатели  важна сама идея продукта.Фонды не разбираются в продукте, им важен бизнесс P&L, которыйможно спрогнозировать и посчитать. Так они страхуютсяот рисков. Но у нас есть продуктовая экспертиза,поэтому мы спокойно идем в эту сторону.

Сейчас все проекты начальнойстадии нас как минимум знают. Во многом потому, чтомы всегда стараемся дать фидбэк. Даже когда мы пишемкоманде, что не инвестируем в их проект, тодобавляем 5-6 пунктов о том, почему и чтоим надо сделать. И люди к нам приходятпо крайней мере за тем, чтобы такой фидбэк получить.

Сколько заявокк вам поступает ежемесячно?

За два года их было порядка тысячи. Это не такмного.

И вы каждомудали фидбэк?

Может быть, не каждому: бывают проекты,которые не совсем наши. Мы фокусируемсяна развлечениях, а заявку присылают, например,на сеть барбершопов.

На самом деле, коммуникация  это одна из главныхзадач инвестора. Сейчас мы забросили ангельскую стадию. Еслираньше мы на самом старте давали деньги, то теперь даемдомашние задания: списки вещей, которые команде нужно сделатьперед тем, как обращаться к нам снова. У нас около20 проектов, с которыми мы общаемся таким образомот полугода до года.

С одной белорусской командой мы общаемся даже два года.Мы не вложили в них ни копейки,но постоянно в чем-то им помогаем. Даем обратнуюсвязь, ругаем, предлагаем нетворкинг. Затем смотрим, как онииспользуют этот нетворкинг, насколько растут и ждем, когдак ним можно будет прийти в качестве инвестора.

Конечно, часть проектовполучают фидбэк и не возвращаются. Некоторые дажеспасибо не говорят.

Когда кто-то закрывается, мы чувствуем себя санитарами леса:слава богу, эта команда развалилась и не пошла дальше отниматьвремя у других инвесторов. Это часть работы на экосистему.

Когда кто-то закрывается, мы чувствуем себя санитарами леса:слава богу, эта команда развалилась и не пошла дальшеотнимать время у других инвесторов. Это часть работына экосистему.

Сколько у вас ужепроектов без русских корней? Как вы ищете стартапы в СШАи в Европе?

У нас в работе пять проектов безрусскоговорящих фаундеров. Мы стараемся мониторить оченьбольшое количество источников  в том числе все сервисыаналитики, публикации в медиа, блоги и форумы. Часто самиприходим к стартапам.

Используем Sensor Tower и другие сервисы, смотрим, кто тампоявился из новичков. Выручка в размере $3-5 тыс.в месяц  это уже признак компании, которая нашла некуюбизнес-модель.

Мы ориентируемся на команды, которые зарабатываютс первого дня. Мы не очень веримв венчурную модель, когда инвестор вкладывает деньгив компанию, которая отвоевывает долю рынка, тратит на этомного денег и ничего не зарабатывает. Мы все-такиинвестор от продукта, и для нас более понятна модель,когда это работающий бизнес. Пусть маленький, но растущийи имеющий перспективу.

Вы ощущаетеконкуренцию среди венчурных фондов за рубежом?

Безусловно. Мы следим за американскимифондами, которые тоже работают с этой темой. Часто они либооснованы выходцами из индустрии развлечений, либо у нихв партнерах есть кто-то из этой сферы. Но сейчасмы на той стадии, когда уже работают синдикаты, так чтомы с ними скорее сотрудничаем.

Синдикат помогает фондамраспределить риски, и в итоге вы можете обеспечитьсвоим капиталом больший срок жизни проекта. Мы стараемся,чтобы проект получал runway на полторагода. Чтобы не получилось так, что первая гипотеза через тримесяца провалилась, и команде сказали: Все, деньгикончились. Кроме того, в этом случае у проекта большевозможностей получить экспертизу и нетворкинг.

Нечестные преимущества

Какой потенциальныйобъем рынка должен быть у стартапа?

Мы ищем компании, работающие на рынках, которые имеютперспективу роста минимум до $1 млрд. Бывают хорошиестартапы с интересными идеями  но они работаютна маленьком рынке. В этом случае мы бьем себяпо рукам: нельзя инвестировать просто в хороших ребят.Когда к нам приходит новая команда, первый вопрос, которыймы задаем: А где ваше нечестные преимущества? Почемунужно вкладываться именно в вас?.

Что значитнечестные?

Эточто-то такое, что есть только у тебя. Инсайт, информация,связи  некий ров, который ограждает тебя от твоихконкурентов.

Пусть в тренде освоение космического пространства,но если ты придешь просить денег на то, чтобы тебедали строить ракеты, тебе их не дадут  потому чтоне умеешь этого. Люди часто цепляются за идею,но важнее то, как ты ее реализуешь: превратишьв набор гипотез, проверишь их и получишь готовыйпродукт.

У какогоиз ваших стартапов было самое серьезное нечестноепреимущество?

Например, у компании Viqeo. Они делают  как мы этодля себя называем  правильный видеоплеер для медиа.На самом деле, сейчас уже не видеоплеер, а наборинструментов для работы с видео, которые могут использоватьне только медиа, а производители контента на любойплатформе. До этого они делали большую обменную сетьвидеорекламы, то есть копили экспертизу в этойнише  это их преимущество.


Проекты FunCubator

WinStrike  киберспортивныйхолдинг, основанный в ноябре 2017 года. Практически сразупривлек $10 млн от бизнес-ангелаНиколая Белых и других инвесторов (как уточнил Захарченко,итоговая сумма инвестиций была меньше $10 млн). FunCubatorинвестировал в него $1,5 млн в августе2018 года, деньги были выделены на развитие холдингаза рубежом, расширение сети клубов и покупку медиа-прав.Сейчас компания открывает киберспортивные клубы, представляет своюкоманду на международных турнирах и занимаетсямаркетингом.

Dive2VR  компания, разрабатывающая собственнуютехнологию виртуальной реальности. Основана в 2016 году.В 2018 году привлеклаинвестиции в размере $1 млн: $750 тыс.от FunCubator и еще $250 тыс.  от фондаRB Capital. Один из продуктов компании  VR-паркиEngage, игровые зоны площадью 120240 кв. м. По даннымFunCubator, сейчас компания управляет двумя собственными паркамив Москве, еще шесть парков работают по модели франшизыв других странах  в том числе, в Малайзии.

Fibrum  компания,разрабатывающая приложения и шлемы для виртуальной реальности.Привлекла от FunCubatorи фонда NP Capital $1 млн в 2018 году.

Дикий Digital  студиявеб-сериалов Виктории и Виктора Кравченко, основаннаяв 2017 году. FunCubator инвестировал в студиюв 2018 году, сумма сделки не разглашалась. Доляакселератора в стартапе составила 20%.

Mubert сервис для алгоритмической генерации музыки,придуманный российским разработчиком Алексеем Кочетковым.Привлек от FunCubator инвестиции в размере $500 тыс.в виде конвертируемого займа в 2018 году.

Memepedia  крупнейшая энциклопедия мемов Рунета.По словам Захарченко, акселератор инвестировал в компаниюв двух раундах в конце 2017 годаи в марте 2018 года на общую сумму порядка3,5 млн рублей.

Gimme Radio  американскиймузыкальный холдинг от топ-менеджеров Apple Musicи Google Play. FunCubator участвовал в конце2018 года в раунде pre-seed вместе с Techstarsи SmartHub. Сумма вложений, по словам Захарченко,составила несколько сотен тысяч долларов.

Nowescape  система бронирования для аттракционовформата escape the room. Начала работу в 2017 году,привлекла посевные инвестиции от FunCubator и другихинвесторов для выхода на рынок Великобритании.

Viqeo  платформа, позволяющая медиа создаватьи монетизировать видеоконтент в форматах видеоиллюстрацийи stories. Используется 70+ крупнейшими российскимиплощадками, а также медиа Германии, Испании, Индиии некоторых других стран. FunCubator участвовал в двухраундах посевных инвестиций совместно с фондом AdFirst.VC.

По данным Crunchbase,в 2019 году у вас не было ни однойинвестиции. Это правда?

Да, все смеются, что сейчас мы инвесторыбез инвестиций, которые только ходят на тусовки. Этому естьнесколько причин. Во-первых, мы для себя выделили в этойистории определенный цикл, и 2019 год  это год дляfollow on, мониторинга первых вложений. Это стандартная ситуациядля фонда, когда ты смотришь, какие компании стали болееуспешными  и либо увеличиваешь в них свою долю,либо наоборот, перестаешь инвестировать дальше в какие-тосектора, чтобы не размываться.

Во-вторых, у нас вырос уровень требований к проектам.Мы работаем по принципу двух ключей: сначала решениепо стартапу принимает команда инкубатора, затем фаундеры FunCorp. Соответственно, мы готовим для них заявкуи дальше выносим на их рассмотрение. Примерно6 заявок, уже подготовленных для просмотра, мы самиразвалили. Провели ресерч и по совокупности причинприняли негативное решение. Но я ничего страшногов этом не вижу. Прямо сейчас мы готовим две или трисделки. Декабрь  это в определенной степени мертвыймесяц, но я все-таки верю, что в ближайшее времянесколько сделок у нас состоится.

И в-третьих,мы перешли в стадию, когда у нас много времениотнимает работа с проектами. На каждом квартальномсаммите мы декларируем некую цель. Для нас главное чтобы существующий портфель оставался ликвидным.

Будет ли FunCorpдокапитализировать фонд?

Этотвопрос обсуждается. Поскольку мы работаем не как фонд,а как family office, у нас нет необходимостисогласовывать наш мандат с большим количеством LP. Еслимы видим какую-то возможность  то обсуждаемее и приходим к решению, как двигаться.Мы не уходим в сторону от развлеченийи стараемся двигаться вокруг определенного пула кластеров,но при этом оставаться гибкими. Каждый кварталмы пересматриваем свою стратегию и вносим в нееизменения. Раньше мы тратили много сил на хакатоны,сейчас это будет другая инкарнация. В общем, не должнобыть догм. Инкубатор  это стартап, и он такжедолжен быть гибок по отношению к любым изменениям.

Подробнее..
Категории: Ai

Последние комментарии

© 2006-2020, 07j.ru