По мнению эксперта в области компьютерных технологий МередитБруссард, хайп вокруг новых технологий привел к огромномуколичеству сырых и недоработанных продуктов. Она выступает противтехношовинизма пытается стать голосом здравого смысла, объясняя,что у технологий есть ограничения. В январе в издательстве АльпинаПаблишер выходит ее книга Искусственный интеллект: Пределывозможного. Inc. публикует отрывок.
Техношовинисты обожаютпрорывные инновации. Они стали популярны благодаря КлайтонуКристенсену, который в 1997 году фй1написал книгу Дилеммаинноватора (The Innovators Dilemma), после чего прорывныеинновации превратились в нечто вроде приливной волны, котораявымывает конкуренцию и в результате приносит колоссальнуюприбыль.
Инновации и прорывы, когда мы думаем о них, чаще всегоассоциируются с молодыми людьми. Спросите любого топ-менеджера, какон представляет себе типичного инноватора, и, вероятнее всего, онпредставит образ 20-летнего компьютерного гения в худи, пишущегокод, который впоследствии приведет к очередному многомиллионномустартапу. Менеджер верит в новизну, свежесть и оригинальность идей,предлагаемых молодыми людьми. Идей, способных создавать новые рынкисо своими новыми продуктами, формировать новые потребительскиезапросы покупателей, открывать новые грани индустрий или вовсеспособствовать появлению целых индустриальных областей.
Я хотела увидеть процессинновации от начала и до конца, чтобы выяснить, насколько все этосоответствует истине. Так я обнаружила себя уставившейся на экранноутбука в автобусе, движущемся по Западной Вирджинии, с 27незнакомцами. Я участвовала в соревнованиях Стартап-автобус.
Многое в Кремниевой долинепретерпело игрофикацию, и инновации не исключение. Появилиськонкурсы инноваций, их устраивают компании, а в конце лучшийпродукт и решение получает вознаграждение. Будет лиСтартап-автобус похож на реалити-шоу, только с компьютерами и наколесах? Сможет ли группа, состоящая полностью из незнакомцев,создать что-то по-настоящему новое и ценное, что-то, что можетвзбодрить всю индустрию технологий? Предстояло это выяснить,поскольку я уговорила моего редактора в Atlantic отправить менятуда. И вот в пять утра я стою на углу Чайна-тауна на Манхэттене вокружении дюжины других технарей, готовых обновить мой мозг .
Я была одним из 24buspreneurs, согласившихся провести в автобусе три дня ипритворяющихся, что они создают новую технологическую компанию. Мынаправлялись в Нэшвилл, Теннесси, где планировали встретиться счетырьмя другими автобусными командами, державшими путь изСан-Франциско, Чикаго, Мехико и Тампа. Вместе нам предстояловыяснить, какой команде удалось разработать проект лучшейтехнологической компании во время путешествия.
Я работала над презентациейприложения, подсчитывающего стоимость пиццы под названием Pizzafy.Домен pizzafy.me мы заказали еще в первый день нашегопутешествия.
Стартап-автобус, пожалуй, был самым полоумным хакатоном из всех,что проходили по всей стране каждые выходные. Хакатон этомарафон, соревнование, лишь немного уступающее в популярностивидеоиграм и Игре престолов в среде программистов. Он обычнодлится от 24 часов до 5 дней и предполагает литры Red Bull и редкийсон.
Стартап-автобусы эторазновидность хакатонов с пунктом назначения, когда участникипутешествуют в определенное место в течение определенногопромежутка времени. (Аналог подобного мероприятия под названиемStarter Island требует от участников кодить в течение пяти дней,находясь на борту яхты на Багамах.)
Те, кто никогда прежде неучаствовал в хакатонах , представляют их чем-то вроде очаговинноваций, средой, где величайшие умы встречаются и генерируютновые идеи. Программисты так не считают. Они знакомы с негласнойистиной: ничто толковое не создается на хакатонах. Для бесполезныхпроектов даже есть название vaporware. Оно означает, что софтпосле создания просто испарится (vapor пар) , поскольку никтоне будет работать над проектом после соревнования.
Вреальности хакатон это всего лишь игровое социальное мероприятие.Что-то вроде парусной гонки для гиков. Кроме того, хакатоны невероятно сложные рекрутинговые мероприятия. Венчурные инвесторы именеджеры по персоналу разыскивают таланты среди участников, а тепритворяются, будто действительно планируют бизнес, разрабатываютсофт, который на что-то повлияет, и делают то, что по-настоящемуизменит жизни других людей. Мечты о создании очередного Googleсоблазнительны настолько, что люди соглашаются провести несколькодней с незнакомцами и отказаться от сна только лишь для того, чтобыстать предпринимателями в области технологий.
Как появилисьСтартап-автобусы
Основатель и исполнительный директор проекта Стартап-автобусыЭлиас Бизаннес в 2010 году переехал в Сан-Франциско из Австралии,где работал бухгалтером. Его привлекала культура стартапов, но наего банковском счету оставалось лишь $200, и, если бы он не началкакой-либо проект, ему бы пришлось уехать обратно. Однажды вечеромБизаннес выпивал с друзьями и ему в голову пришла внезапная идея: ачто, если запустить собственную версию Startup Weekend, популярногохакатона, только участникам предстоит ехать на автобусе всевремя? Он позвонил знакомому инвестору во Флориде Стиву Репетти.Тот согласился вложить в проект $5 тыс. на условии, что получитместо в таком автобусе. Проект запустили через несколько месяцев.Бизаннес, работавший на венчурный фонд Charles River Ventures,теперь стал управлять Стартап-автобусом и каждый год организуетСтартап в доме, инкубатор в доме вроде того, что можно былоувидеть в сериале Кремниевая долина.
У меня была двойственнаяроль. С одной стороны, я находилась в автобусе, чтобы писать обопыте хакатона, с другой я была вполне конкурентоспособна,программировала, надеялась, что достаточно прогрессивна, и хотелавыиграть. У меня был план.
Я понимала, что идеальныйпроект для хакатона тот, что можно разработать в установленныевременные рамки, соотносится с опытом большинства людей в команде ихотя бы минимально подразумевает актуальную на тот моменттехнологическую тему. Для этого хакатона у меня была припасенастопроцентная идея. Мой муж предложил ее в качестве шутки, однакочем больше я о ней думала, тем более идеальной она казалась.
Когда в первый день нашегопутешествия автобус покинул место сбора с полуторачасовой задержкойв 6:30 утра, ведущие устроили публичное представление идей всехучастников. Дре Смит, разработчик ПО, поднялся и заявил, что егоидея проста: я собираюсь создать танцевальную вечеринку ввиртуальной реальности. Другой разработчик предложил написатьприложение, которое помогло бы эффективнее резервироватьконференц-залы. Тогда я про себя подумала, что такое приложение ужесуществует. Предсказуема была пара идей приложений, призванныхпомочь миллениалам знакомиться друг с другом. Некоторые предлагалиидеи в формате Это как _____, только для ________. Например, Дженпредложила создать приложение вроде AirBnB , только для лодок.Спроектировать нечто подобное казалось совершенно нереальным вусловиях трех дней, да еще и в автобусе. Но я всегда хотеланаучиться ходить под парусом, так что представила, как было быздорово, будь тогда с нами любители яхт. Я оставила себе пометкупоработать над ее приложением, если мою идею никто неподдержит.
Наступила моя очередь, и я подошла к микрофону. У меня есть идеяприложения, которое помогало бы подсчитывать количество пиццы,необходимое для вечеринки. Участники с любопытством повернулись комне. В свое время мы с друзьями каждый месяц устраивали вечеринкис пиццей и каждый раз сталкивались с тем, что не могли рассчитать,сколько пиццы нам нужно. Мы называли это математикой пиццы, и заней неизбежно следовал хаос. Так что я хочу создать приложение,которое подсчитывало бы необходимое для вечеринки количество пиццыс учетом того, кто придет (в том числе возраста, пола и любимыхнаполнителей). Раздались аплодисменты. Я испытала большоеоблегчение. Мой невероятный план мог стать реальностью.
Наша пицца-команда сложиласьблагодаря Эдди Занески, еще одному программисту в группе. Хакатоны,как правило, это фестивали членов, однако в нашей командестранным образом преобладали женщины. Эдди было 25 лет, рост 198см, и одевался он исключительно в безразмерные футболки стехнологических мероприятий. Я не покупал одежду годами, сказалон мне, когда мы сидели друг напротив друга за одним из хлипкихстоликов. У меня гардероб больше, чем у моей девушки.
Эдди был ведущимразработчиком технологической компании под названием SendGrid: этозначит, что его работа состояла в том, чтобы ездить по стране,посещать хакатоны, закатывать вечеринки с пиццей, бесплатнораздавать футболки и убеждать участников использовать SendGrid.
Эдди переживал, что
захватилслишком много футболок, ведь в нашем автобусе было всего
лишь 28человек. А тем временем в багажном отделении автобуса своей
очередидожидались три гигантские коробки с футболками,
которые,располагаясь друг на друге, достигали 120 см в высоту. Эдди
решил,что есть более важные вещи вроде того, чтобы заставить
нашеприложение заработать перед презентацией в Нэшвилле; он надел
своиголубые наушники и повернулся к ноутбуку. Яблоко на
крышкесветилось сквозь слой стикеров, собранных на
технологическихмероприятиях: 18F, Penn Apps, GitHub , HackRU.
Последний был с еголюбимого хакатона: он проходил в его альма-матер
УниверситетеРутгерса.
Я выбрала Эдди для своейкоманды как раз благодаря стикерам. Программисты изучают стикерыдруг друга так, будто бы те были предметом высокой моды и лейбламимодных домов. Стикер, полученный Эдди в 18F, государственномагентстве открытых данных, говорил о том, что, как и я, онзанимался гражданским программированием и ратовал за применениетехнологий на благо общества.
Мысоздали приложение при помощи Node.js, микрофреймворка Express.js,системы объектно-реляционного отображения на базе MongoDB подназванием Mongoose, идентификационного межплатформенного ПОPassport. Мы развернули его на Heroku и использовали Bootstrap дляразработки фронтенда. Все перечисленное бесплатные программы,которыми разработчики пользуются при создании ПО.
Современное программированиепохоже на строительство дома или создание мебели. Хакатоны могутбыть отличным способом попрактиковаться в окружении (слегка) болееопытных людей. А вот вам другой секрет сообщества программистов:обучающие инструкции и онлайн-видео эффективны лишь до некоторыхпор. Чтобы овладеть ремеслом на приличном уровне и сделать этобыстро, необходимо находиться рядом с профессионалами, говорить сними и общаться лицом к лицу.
Электронное письмо эффективнонастолько же, насколько почтовая открытка, но пятиминутныйтелефонный разговор эффективнее двухстраничного электронногописьма. Видеоконференция в высоком разрешении может быть чутькачественнее телефонного звонка, однако для обмена сложнойинформацией лучше всего подходит личная встреча. В случае сдеятельностью, требующей комплексных знаний, пятиминутная дискуссиялицом к лицу будет полезнее часов обучающих видео.
Тесная коммуникация одна изпричин, почему люди отправляются на хакатоны. Другаязаключается в духе сообщества. Как только мы покончили собсуждениями и проектированием приложения, нужно было заставитьдругих обыкновенных людей (друзей, коллег и даже случайныхнезнакомцев) поверить в реальность нашей воображаемой компании. Намнужно было, чтобы реальные люди зарегистрировались в приложении иоценили его потенциальное место на рынке.
Явспомнила о компании Dominos Pizza, которой по факту принадлежит9% всей индустрии пиццы в США общей стоимостью $40 млрд. ТимМакинтайр был достаточно добр и согласился поговорить со мной потелефону. Я объяснила ему суть приложения: групповой заказ пиццы,алгоритм для определения начинки и т. п. Идея отличная, изумленно ответил он. Такие приложения действительно могли быочень пригодиться! Компания с более чем полувековым опытом,Dominos, могла, кроме прочего, похвастаться системой онлайн-заказаи особой практикой, когда человеку доставляется его любимая пицца,если тот опубликует в Twitter изображения с пиццей. Но у них небыло приложения для группового заказа и анализа начинок. Я решила,что мы обнаружили новую рыночную нишу, и вставила цитату Макинтайрав нашу презентацию в PowerPoint.
Ходили слухи, чтопрограммисты зарабатывают на жизнь тем, что выигрывают нахакатонах. Я не придумала способа потратить выигрыш лучше, чемпросто покрыть расходы. Мы с коллегами заплатили по $300 заучастие, дополнительно за питание и номер на четверых на пятьдней. Погоня за мечтой в миллиарды долларов может оказатьсянедешевой.
Когда некоторые участникипоездки признавались, что у них нет денег на ланч, я была удивлена:мне представляли их как предпринимателей, которые началисобственные компании.
А вот и очередная тайнатехноиндустрии: иногда предприниматель означает управлять успешнойкомпанией, а иногда идей больше, чем денег. Люди из областивысоких технологий обсуждают деньги не так, как в других областях.Участники хакатонов болтают об оценке стоимости компаний подобнотому, как обычные люди обсуждают результаты спортивныхсоревнований.
Компания Instacart идея, рожденная в одном изСтартап-автобусов, ее основатели познакомились во время поездки изатем создали фирму. Затем ее цена прошла отметку $2 млрд покрайней мере, так мне сказали около дюжины участников. Такиеистории поддерживают миф о прорывных инновациях.
К моменту приезда в отель вНэшвилле моя команда была на грани из-за слишком большогоколичества нездоровой еды и недостатка сна. Однако наша программаработала, презентация была сделана и мы были готовы увидеть, что жеиз этого получится. Утром в день отборочного тура все команды селив нью-йоркский автобус и направились в Studio 615, пространство длямероприятий на месте бывшего склада на севере Нэшвилла.
И ведь кому-то пришла вголову эта идея: блестящей белой коробки с высокими потолками,импровизированной сценой и клубной музыкой на максимальнойгромкости. Все участники скучковались вокруг раскладных столов счерными пластиковыми крышками и начали выгружать ноутбуки.Некоторые танцевали. Все вокруг нас говорило о том, что грядетфэшн-шоу, правда, было всего 9:30 утра и в углу можно было увидетьбулочки с корицей и пеканом и сладкий чай.
Футболки Эдди стопкой быливыложены на стол вместе с футболками и стикерами другихпредставителей технологических компаний. Судьи расположились надиване и следили за презентациями команд. Меня предупреждали, чтоможет встать вопрос о монетизации, о том, как предполагаемаякомпания будет зарабатывать деньги.
Первая команда от проектаShar.ed рассредоточилась по залу, подключив компьютеры кэлектросети, и приготовилась к презентации. Я находилась рядом сними в течение трех дней, но так и не поняла до конца, о чемпроект. Shar.ed представили краудсорсинговый проект, организованныйпо принципу запроса для коммерческого сектора образования, в рамкахкоторого люди могли бы голосовать за курсы, которые хотятпрослушать, и преподаватели готовили бы именно этот материал. Онизапустили краудфандинговую компанию на Indiegogo, чтобы частичноспонсировать проект, и даже собрали несколько сотен долларов.Следом участники представляли Screet сервис доставки-по-запросупродуктов для пар, терзаемых страстью. Он предназначается для тех,кто хочет гарантировать безопасность интимного контакта, но приэтом не готов отправиться в соседнюю аптеку. Screet этоприложение для смартфона, связывающее пользователей с водителямиLyft или Uber, которые незаметно привозили бы презервативы,латексные салфетки и перчатки. Все это предполагается хранить вбагажниках водителей в коробках с маркировкой SKU. Такой сервисособенно пригодился бы представителям ЛГБТ, ведь, например,латексные салфетки сложно найти в аптеках.
Последвух презентаций я вышла из зеленого зала и присоединилась к моейкоманде за просмотром трансляции презентаций. Проект Pizzafy былпредпоследним в очереди. Я нервничала, но представила проект. Мыпрошли в полуфинал вместе с приложением Screet, командой из Чикаго,разработавшей игрушку под управлением iPad, при помощи которойродители могли играть с детьми в динозавров, и некоторыми другимикомандами.
На следующем этапе командапроекта SPACES из Нью-Йорка, разработавшая приложение длявиртуальной реальности, вышла на импровизированную сцену. Мыблагодарны за возможность, однако наша презентация содержитпроприетарные материалы (по сути, это означает, что команде удалосьсоздать коммерческий проект и уже договориться с инвестором осделке), поэтому отказываемся представлять проект, сказал ДжонКлинкенбирд, руководитель команды. Зал взорвался.
Команда, в которую входил ДреСмит(он предлагал идею танцевальной вечеринки в виртуальнойреальности), обеспечила себе $25 тыс. финансирования из стороннегоисточника. Команда спустилась со сцены, прошла сквозь толпу,пожимая всем руки, обнимаясь, принимая поздравления и наслаждаяськриками.
Главы региональных отделовСтартап-автобусов выглядели рассерженными так, будто командапроекта SPACES перешла все границы и спровоцировала преждевременнуюкульминацию представления. Повторить этот успех будет трудно.
Проект Pizzafy прошел наследующей этап. Тем вечером все участники отправились в Нэшвилл,чтобы отпраздновать успех. К ним присоединились и другие чтобывыпить и поболтать. Все обсуждали свою жизнь за пределамипроектного автобуса.
Этим хакерам, программистам ихипстерам рано или поздно придется нанимать людей, компании илипредстоит отвечать на сверхсрочный технический вопрос в реальноммире, так что вместе они закладывали основу нашего приложения длявечеринок с пиццей.
Таковаочередная тайна культуры программистов: порой нужно выполнятьбезумное количество технической работы без очевидной причины. Выделаете это, потому что это гонка, вроде марафонов.
Мы работали всю ночь и весьследующий день. Мы придумали трюк с участием людей из зала,переделали презентацию, повторяли презентацию до тех пор, пока я незапомнила каждую паузу и каждую игру слов со словом пицца.Наконец после полудня пришло время решающего выступления. Один изпредставителей компании Instacart судил финальный раунд.
Я поднялась на сцену исделала все что могла. После нашего проекта представляли PillyPod устройство, оповещающее вас, если возлюбленный не принимаетнеобходимые лекарства. После пришло время объявления победителя, яуслышала, как судьи вызвали нашу команду. Клубные лампы в залестали хаотично светить, а диджей запустил трек Кэти Перри DarkHorse. Мы вчетвером поднялись на сцену. Я чувствовала себяневероятно, стоя несколько минут на сцене вместе с командой.
По прошествии несколькихнедель я могу сказать, каково это выиграть хакатон . Это каквыиграть конкурс по поеданию пирогов, где в качестве приза ещебольше пирогов. Конечно, я была бы счастлива продать мое приложениетехнологической компании за кучу денег. Но я не слишком на эторассчитывала.
Очередной секретпрограммистов заключается в том, что успех, приходящий заодну-единственную ночь, это как черный лебедь, как удар молнии,как белая ворона. Полезная технология, способная служить долгоевремя, не создается за выходные или даже за неделю. Это марафон,а не спринт.
Мы любим пофантазировать отом, чего можно добиться на хакатонах при помощи компьютеров.Реальность, однако, немного отличается от того, что мыпредставляем. Проект Стартап-автобус служит в данном случаенапоминанием, что преобразующая сила технологий сильнопреувеличена.
Ни одно из созданных вньюйоркском автобусе приложений не выстрелило. Команда проектаSPACES, получившая тогда финансирование, вскоре распалась. Вреальной жизни оказывается, что софт редко бывает прорывным илиинновационным и еще реже и прорывным, и инновационнымодновременно (конечно, есть выдающиеся примеры вроде Google).
Вы же помните, что нашеприложение было создано на базе кусочков кода, написанного другимилюдьми, а подсчет необходимого количества пиццы вовсе не прорывнаяидея. Это всего лишь автоматизация вычислений, которые преждепроисходили вручную. И все же я кое-чему научилась за время своейпоездки: я стала еще лучше кодить, лучше представлять идеи,обзавелась полезными контактами, которые могут пригодиться длябудущих проектов. Разработка программного обеспечения преждевсего ремесло, и, как и во всех ремеслах скажем, в столярномили стеклодувном деле, требуется много времени, чтобы овладетьмастерством в полной мере. Участвовать в реальной разработке и еедемократизации, может, не так круто, как придумывать какую-тосудьбоносную технологию, но все же ближе к реальности.