Вопрос, кому принадлежат интеллектуальные права на разработанныйпрограммистом в найме продукт, на прошлой неделе превратился внастоящую драму. В офисе компании Nginx прошли обыски, а у ееоснователей изъяли телефоны, все потому, что в начале 2000-хоснователь работал сисадмином в Рамблере и именно тогда началсоздавать свой стартап. В 2019 году корпорация решила, что права на Nginx принадлежат ей.Сейчас Рамблер дал задний ход и намерен отозвать заявление овозбуждении уголовного дела. Но чем все закончится, поканеизвестно. Бывают и зеркальные ситуации: когда иски и притязанияисходят от разработчиков ПО, а компании несут ощутимые убытки.Чтобы избежать неприятностей, и программистам, и заказчикам важнознать, как правильно сохранить за собой (или передать другойстороне) права на продукт. Рассказываем о самых распространенныхпроблемах в этой области и о том, как их предупредить.
Бизнес часто привлекает кразработке ПО не только штатных сотрудников, но и фрилансеров(например для написания каких-то отдельных блоков и модулей). Приэтом некоторые компании забывают вовремя забрать себе права напродукт или просто не придают этому значения. Подобная беспечностьможет привести к серьезным проблемам, например таким.
Кто-то взял и запретил вашей компании продавать ПОклиентам или потребовал за это денег. Так бывает, когдапродукт создавали несколько сотрудников, а свои права на него покаким-то причинам вам не передали. Когда компания уже зарабатываетна ПО, один из разработчиков присылает вам письмо с требованиемпрекратить продавать его интеллектуальную собственность. Либо ещехуже: пишет напрямую вашему клиенту и заявляет, что вы торгуетеконтрафактом. Крупные покупатели чаще всего не хотят скандалов и сбольшой вероятностью откажутся от вашего продукта и найдут емузамену.
Отклиента вы узнаете, что кто-то предложил ему продукт, похожий наваш, но по лучшей цене. Вскоре становится понятно, что этоваши бывшие сотрудники (или подрядчики) торгуют вашим же ПО.Продукт вы считаете своим, потому что платили этим ребятамзарплату и вообще взрастили их с институтской скамьи. Пишетепретензию и просите юристов пресечь незаконные продажи, но теизучают документы и выясняют: вы не забрали права у программистов продукт официально принадлежитим.
Вы решили привлечь средства в компанию,но инвестор изучил вашу документацию и ушел. Первыйвопрос, который задает себе человек, собирающийся вложить деньги:Что я покупаю? Его юрист непременно потребует документальноподтвердить, что все активы компании действительно принадлежат вам(нет документов нет сделки).Да, иногда инвестор соглашается вложиться в стартап с подобнымирисками, но фаундера попросят прописать в договоре, что никакиечасти кода не нарушают чужих прав. В противном случае сделкупридется отменить, а деньги вернуть.
Что делать?
1. Чтобы законно показывать или продавать любой код, текст,картинку и дизайн, вам понадобится т. н. исключительное право напроизведение. Такое право отдают насовсем (отчуждают) или передаютв пользование по лицензии.
2. Если разработчик находится с вами в трудовых отношениях:
отразите в его договоре идолжностной инструкции, что в рамках своих рабочих обязанностей онсоздает результаты интеллектуальной деятельности;
во внутренних документахстартапа (локальных нормативных актах) создайте Положение ослужебных произведениях и укажите в нем, как именно ставитсязадание и принимается результат;
ставьте служебное задание вточности как у вас прописано в положении. Некоторые до сих пор дляпущей уверенности делают это письменно.
3. С внешним разработчиком заключайте договор авторского заказа(если это просто физическое лицо) или договор оказания услуг (еслиэто команда, работающая в рамках одного ООО). В документахобязательно пропишите, что наряду с результатом разработки выполучаете права на него, этодва разных блага, и за каждое нужно платить.
4. Важно заранее предусмотреть, как именно вы будете забирать кодот разработчиков. Поскольку авторское право защищает именно формуобъекта (то, как он реализован), важно, чтобы эта передача быланеизменяемой. Грубо говоря, файл в аттаче почты более-менее ОК, а GoogleDoc нет (если документ поменяют, доказатьчто-либо суду будет непросто).
5. Авторское вознаграждение разработчику нужно оплатить отдельно отего заработной платы (если он работает по трудовому договору) илиот гонорара по договору авторского заказа (если привлекаетефрилансера). В наименовании платежа лучше четко прописать, что этоплата за отчуждение исключительного права на разработанныйпродукт.
Разработчики (как штатные,так и фрилансеры) тоже могут сильно пострадать из-за незнаниязаконодательства в сфере авторских прав. Вот что с вами можетпроизойти, если подписывать документы не глядя.
Всвободное от работы время вы создали собственный продукт, но потомне можете им пользоваться. Например, в компанииразрабатывали приложение для мам, а параллельно с друзьями делалисофт для собаководов. При этом вы честно не использовали ни строчкикода из приложения работодателя, но юзали рабочий компьютер (асисадмины легко докажут, что вы делали это в рабочее время). В этомслучае высока вероятность, что приложение у вас заберут, своиправа на него защитить не удастся.
Заказчик по каким-то причинам не заплатил вам за код,но продать его кому-то другому или использовать самостоятельнонельзя. Такая ситуация возможна, если еще во времяразработки вы не глядя подписали какие-то документы. По этимбумагам вы вполне могли передать все права заказчику.
Вы кастомизировали свой core-продукт подконкретного заказчика, а затем столкнулись с проблемами приследующем заказе. Подобное может случиться, если вы поошибке передадите клиенту полностью права не только на обновлениепод него, но и на сам core-продукт.
Что делать?
1. Не держитесь за права просто ради пусть будут вы можетездесь и сейчас продать их и получить больше денег. С самого началаоговорите с заказчиком объем передачи прав. Вот какие возможныварианты:
только заказчик может использовать ПО (самый дорогой вариант: увас забирают все права);
наряду с заказчиком использовать ПО можете и вы, но без правапродажи (исключительная лицензия);
заказчик использует ПО, но вы по-прежнему можете его продавать(неисключительная лицензия на ваши права).
Прежде чем передать права, четко определите для себя потенциал иперспективы продукта: что вы собираетесь с ним делать в будущем?После этого решите, какой объем прав вы готовы отдать и засколько.
2. Если вы фрилансер внимательно ознакомьтесь с договоромавторского заказа и всеми остальными документами, которые вампредложат подписать. А если работаете в штате изучите, чтонаписано в трудовом договоре, должностной инструкции и внутреннихположениях компании об интеллектуальных правах, служебныхпроизведениях и правилах внутреннего распорядка. Если выразрабатываете собственный продукт в свободное от работы время,важно, чтобы он не был предметом вашего служебного задания. Инымисловами: убедитесь, что работодатель или заказчик не просил вассделать что-то похожее. Более того, для своего личного проектанельзя брать даже отдельно написанные вами для компании модули.Разрабатывайте полностью отдельный и новый продукт.
3. При создании личного проекта не используйте ресурсы работодателя(например компьютеры и прочую оргтехнику). Возможно, права у васпотом и не отберут, но нервы точно попортят. Использовать чужиемощности незаконно.
4. Четко фиксируйте в документах, на что и в каком объеме выпередаете права. Например, свой core-продукт можно передавать понеисключительной лицензии (у вас остается возможность и дальшеделать с ним что угодно). А на программную надстройку отчуждатьзаказчику свое исключительное право в полном объеме (ведь этуработу вы делали специально для него).