Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Научный стартап

Как запустить научный стартап вРоссии изаработать

19.01.2020 12:03:03 | Автор: admin
Как запустить научный стартап в России и заработать
Фото: Unsplash

Ученых в России много, а научных стартапов не очень. Превратить передовые разработки и технологиив успешный бизнес мешают несколько стоп-факторов. Рассказываемо них, а заодно  о самых перспективных(с точки зрения инвестиций и востребованности) наукоемкихнишах.


Кто и как в России зарабатываетна науке

Вот несколько российских научных стартапов,которым удалось наладить продажу своих инновационныхпродуктов.

  • РСЭ-Трейдинг-МИКРОЗИМ разрабатывает технологии биологической очистки почви воды от нефтепродуктов и органических отходов.Способ монетизации  продажа препаратов и оказаниеуслуг.
  • Плакартсоздает инновационные решения в области инженерииповерхности  покрытия, которые позволяют защититьконструкции от износа и коррозии. Стартаппривлек в общей сложности 4 млрд руб., включаяинвестиции Роснано. Способ монетизации  продажа правна лицензионное использование технологии.
  • Юним разработал международную платформу дляонкодиагностики со встроенной технологией Whole slide imaging,идентичной микроскопу. Решение позволяет врачам оцифровыватьпациента и ставить более точные диагнозы. Способмонетизации  оплата за проведение исследованийи выдачу анализов, продажа технологии внешним лабораториями научным учреждениям.

Денег мало, а скепсиса  много

Монетизация научных стартапов зависитот состоятельности их бизнес-модели (в этомотношении они ничем не отличаются от всех остальных).Но у таких проектов есть один существенный плюс потенциально низкие риски с точки зрения конкуренциии копирования. Инновационный стержень продукта дает фору,которую можно использовать для отрыва от остальных игроковрынка.

Несмотря на общую перспективность наукоемкихпроектов, при их запуске в России нужно учитывать наличиестоп-факторов. Вот основные из них.

Трудности с поискоминвестиций. Крупным инфраструктурнымпроектам с научной составляющей в этом смыслепроще  в них вкладываются окологосударственные фондыи частные корпорации, желающие внедрить новые технологиив свой бизнес. Менее масштабные стартапы находят инвесторовс большим трудом. Например, биотех-проекты не очень популярныу российских фондов и бизнес-ангелов из-заих долгого цикла (57 лет)и высоких рисков. Тогда как во всем мире это направлениесчитается одним из самых перспективных (в прошлом годубиотехнологические стартапы привлекли рекордные$9,5 млрд).

Консервативностьи скепсис научного сообщества. В академической среде многие очень ревниво относятсяк тому, что на науке зарабатывают другие люди. Поэтомуидея монетизации, продвижения и популяризации научныхразработок через бизнес, скорее всего, вызовет сопротивление.К счастью, этот тренд постепенно слабеет: чем больше открытийученых доходит до стадии коммерциализации  тем лучшеакадемическое сообщество воспринимает обратную связьот бизнеса.

Сложный маркетинг. Появление научного продукта на рынке частовызывает у неискушенных пользователей вопросы вроде Насколькоэто научно? Докажите мне! Поэтому начало продаж лучше сопровождатьсерией образовательных мероприятий. Чтобы аудитория смогла узнатьбольше о продукте, нужно подготовить описательныеи разъясняющие материалы в простой и доступнойформе. Модель маркетинга строится по принципу сделать сложноепростым, простое  понятным, а понятное увлекательным.

Еда, генетика и биохакинг

Можновыделить несколько ниш, которые будут востребованы на рынкеи интересны инвесторам в ближайшие годы.

Обработка больших массивовданных. Во многих отраслях(в частности, в медицине) накапливается всё большеинформации, которую человек не в состоянии анализировать.Поэтому одной из самых перспективных ниш становится созданиеспециальных решений для агрегации и обработки гигантскихмассивов данных. В качестве примера можно привести продуктстартапа Relay Therapeutics, основанный на экспериментальныхвычислительных инструментах, сейчас его внедряют в своюработу клиники всего мира. В первые два года после запуска(20162017 гг.) компанияпривлекла более $520 млнинвестиций и в прошлом году вышла на IPO.

Агротех. В сферепроизводства продуктов питания есть огромная ниша для новыхнаукоемких технологий. Россия заинтересована в увеличениипоставок продукции сельского хозяйства  по даннымРосстата, экспорт зерна в 2018 году выросна 17%и достиг 18 млн тонн.Отечественные агротех-стартапы занимаются мониторингом состоянияпосевных площадей (в том числе при помощи дронов),цифровизацией модели работы удобрений, разработкой беспилотникови обучаемых сенсорных систем для автоматизации уходаза посевами. Проекты в области поставок продуктов питаниястабильно вызывают интерес инвесторов. Так, специализированнаялогистическая компания Green Rabbit получила$31 млн от Guidepost GrowthEquity, а Bessemer Venture Partners вложил $33,5 млнв приложение для общения ресторанов с поставщикамиChoco.

Генетическиетехнологии. На этой нишев последнее время сфокусировано внимание и научногосообщества, и инвесторов. Возрастает ценность жизни,а вместе с ней  и вес проектов, направленныхна преодоление самых опасных болезней. Так, самаякрупная сделка 2019 годав биотехе  продажа британской компании Genomic Healthза $2,8 млрд. Это разработчик продукта Oncotype DX геномного теста, с помощью которого можно определитьвероятность рецидива рака молочной железы. Особенно перспективнымможно назвать направление генной терапии  лечения заболеванийпутем введения в пораженные клетки генетических элементов.Один из самых интересных проектов в этой нише, Moderna(использует технологию воспроизводства поврежденных тканейна основе синтетической мРНК), в прошлом году привлекинвестиции от Merck и вышел на IPO.

B2C-продукты. Широкуюпопулярность во всем мире приобрели ДНК-тесты для определениявероятности тех или иных генетических заболеваний. Одиниз самых ярких мировых трендов сегодня  биохакинги методики продления жизни. В обществе существует запросна научные и технологические продукты, которыеспособствуют активному долголетию. И самое главное аудитория готова за них платить. По даннымRock Health, миллениалы (самаямногочисленная группа потребителей сегодня) тратятна wellness-практики треть своего дохода.

Подробнее..
Категории: Научный стартап

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, 07j.ru