Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Медицина и здоровье

Что такое дереализация: симптомы, причины и способы лечения

09.10.2022 21:01:02 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Бывало ли у вас такое чувство, что окружающий мир как будто погрузился в туман, предметы стали «ненастоящими», а ощущение времени необычным (время замедлилось или ускорилось)?

Если ответ положительный, тогда вы точно знаете, что такое дереализация. Но не спешите пугаться: это состояние само по себе не опасно и чаще всего не является признаком серьезных проблем с психикой.

Фото


Что такое дереализация

Для человека с дереализацией окружающий мир становится как бы приглушенным, нереальным, не таким, как всегда:

  1. цвета искажаются;
  2. запахи исчезают, становятся «другими» либо теряют интенсивность;
  3. меняется вкус – например, привычное любимое блюдо вдруг превращается в отвратительное месиво;
  4. звуки становятся глухими, как из стеклянной банки;
  5. предметы видятся и ощущаются другими по составу, например, пластмассовыми или пластилиновыми;
  6. человека может преследовать множественные дежавю – чувство, что он видит одно и то же. Или, наоборот, привычные вещи ему будут казаться незнакомыми и т.д. (подробнее в разделе «Симптомы» ниже»).

Дереализация – это симптом диссоциативного расстройства, характеризующийся стойким или периодически возникающим чувством отчуждения от окружающей действительности. Сопровождается восприятием событий и явлений как измененных, неотчетливых, непонятных.

Дереализация и деперсонализация – два термина, которые люди часто путают в употреблении и не спроста. Во-первых, они схожи в произношении (начало и конец слов). Во-вторых, в международной классификации болезней (МКБ-10) эти два состояния объединены в один синдром – «синдром деперсонализации-дереализации», так как часто (но всегда) сопутствуют друг другу.

Однако сразу расставим точки над I.

Дереализация (де-реальность) – это про искажение реальности. Деперсонализация (де-персона) – искажение восприятия персоны, то есть, собственной личности (рука не моя, чувства принадлежат не мне, ощущения не мои и т.д.).

Первое состояние касается внешнего мира, второе внутреннего. Это ориентир, чтобы не путаться. Далее речь будет идти только о дереализиции.

Симптомы дереализации

Самые яркие симптомы дереализации выглядят так:

  1. «Дымка» или «пелена» на глазах – человек чувствует себя, как ёжик в тумане;
  2. Восприятие внешних сигналов замедляется – нужно больше времени для обработки информации. В связи с этим реакции становятся заметно отсроченными (например, кажется, что человек долго думает перед ответом).
  3. Позиция наблюдателя – происходящее кажется нереальным, присутствует ощущение просмотра фильма или сна, «это происходит не со мной».
  4. Сенсорная система как будто накрывается защитным буфером, из-за чего страдает работа всех сенсорных каналов (зрение, вкус, обоняние, осязание, слух).
    Природа
  5. Иногда при тяжелой форме расстройства наблюдаются провалы в памяти – после приступа человек не помнит, где был, что делал, о чем говорил.
  6. Субъективно время либо начинает идти очень медленно, либо сильно ускоряется.
    Важный момент – человек беспокоиться о том, что с ним происходит. То есть, понимает, что с ним «что-то не то». При этом он остается адекватным, вменяемым, не теряет контроль и не впадает в психоз. Поэтому дереализация не опасна с точки зрения «а не сойду ли я с ума?». Она доставляет лишь дискомфорт, изменяя качество жизни в худшую сторону.

Причины расстройства

Дереализация относится к невротическим (обратимым) расстройствам и является вторичным симптомом, то есть, появляется вследствие чего-то, например:

  1. Депрессия, неврастения, тревожный невроз, ВСД и другие невротические расстройства. Наверное, вы заметили, что в описании дереализации речь идет об искажении восприятия внешних сигналов. То есть, наша сенсорная система вдруг начинает сбоить и считывать информацию о мире неправильно.
    Отражение
    Так происходит когда в этом самом мире происходит нечто такое, с чем наша психика справиться не может. «Я не в силах видеть и переживать то, что происходит, поэтому меняю реальность» – примерно так сказала бы психика, если бы была живым, говорящим существом. Отсюда простой вывод: при психическом расстройстве дереализация служит защитным механизмом, помогающим избежать небезопасного столкновения психики с невыносимой реальностью.
  2. Сбой биохимических процессов в мозгу, когда нейромедиаторы начинают работать неправильно.
  3. Органные патологии – физическое истощение, заболевания сердца, проблемы с дыхательной системой, щитовидной железой, низкий сахар.
  4. Стресс, эмоциональное выгорание, непосильные умственные и физические нагрузки в течение длительного времени, недостаток сна, плохое питание.
  5. Личностные причины дереализации – это мнительность, перфекционизм, тревожность как черта характера, высокие требования к себе и другим.

Точечную (конкретный эпизод) дереализацию может спровоцировать применение психотропных препаратов, наркотических средств и алкоголя. Если подобных триггеров не было, а состояние нереальности продолжается у вас длительное время, тогда вам стоит обратиться за помощью.

Лечение и самолечение дереализации

Избавиться от «нереальности реальности» можно двумя способами, используя их по отдельности или в сочетании:

  1. Фармакология – тут два варианта: сначала необходимо исключить органическую патологию либо подтвердить и пролечить ее. Если органику исключили, идем к психотерапевту, который пропишет антидепрессанты, транквилизаторы или нейоролептики, чтобы выявить и избавиться от первостепенного нарушения (например, депрессии), а с ним за одно и от дереализации (помните, она лишь следствие?).
  2. Второй путь – поход к психологу при условии, что ваше расстройство является следствием именно невротических реакций. Например, у вас тревожный невроз – расстройство психики. По хорошему обращаться надо и к психотерапевту, и к психологу. Первый поможет устранить телесные симптомы, второй обнаружить и проработать психологическую причину.
Руки

Помимо запроса специализированной помощи, необходимо помочь себе самому. Самое простое, что вы можете сделать для себя, обнаружив что это дереализация:

  1. наладить сон – ложиться в кровать не позднее 23.00 ч., спать в среднем по 8 часов;
  2. установить режим труда и отдыха, нельзя подвергать себя большим умственным и физическим нагрузкам;
  3. обеспечить себе полноценное питание с правильным расчетом белков, жиров и углеводов;
  4. займитесь медитацией, расслабляющими практиками, аутотренингом;
  5. исключите из жизни стрессовые факторы – телесные и психологические.

Одним словом – начните заботиться о своем комфорте и тело немедленно ответит улучшением общего состояния. Берегите себя.

Коваленко Лилия: психолог — эксперт сайта7j.ru
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..

Что такое деперсонализация: симптомы, причины, лечение

01.10.2022 00:01:01 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Наш мир становится все более хаотичным, быстрым, непредсказуемым. В связи с этим растет количество невротических расстройств, среди которых – деперсонализация.

Съемка

Не до конца изученный психический феномен, встречающийся даже у здоровых людей. О нем и пойдет речь дальше.


Деперсонализация — что это такое

Итак, деперсонализация – латинское по происхождению слово, переводится как «отсутствие личности» («de» – лишение, отсутствие; «persona» – личность).

То есть, человек как будто теряет сам себя, описывая это состояние примерно так:

«Меня нет, тело не мое, действия тоже, мысли чужие, а внутри пустота. Я могу лишь наблюдать за тем, что со мной происходит, но лишен всякого контроля над происходящим со мной».

Само ощущение отсутствия себя тоже имеет называние – ценестезия.

Деперсонализация может существовать в разных формах:

  1. самостоятельное заболевание – деперсонализационное расстройство;
  2. идти в купе с дереализацией ( ощущение искажения внешнего мира) – синдром деперсонализации — дереализации. Здесь не только «меня нет», но и реальность как будто сходит с ума, становится неестественной, что дополнительно пугает (искажаются запахи, вкусы, цвета, форма предметов, их ощущение). Часто эти два расстройства путают из-за схожести проявлений;
  3. может возникать в рамках шизофрении, депрессии, аффективного психоза, тревожных расстройств.

При деперсонализации в человеке как будто появляются две личности. Первая – «чужая», это та, которая все делает на автомате: ходит на работу или учебу, принимает пищу, общается, смотрит телевизор. И вторая – наблюдатель, который просто смотрит за происходящим со стороны.

Субъективно пациент осознает себя наблюдателем, бессильным и беспомощным.

Симптомы деперсонализации

Нарушение восприятия себя имеет несколько степеней – от легкой до тяжелой. Соответственно описанные ниже симптомы деперсонализации будут различаться своей интенсивностью при каждой из них (чем тяжелее степень, тем ярче ее течение):

  1. отсутствие ощущения себя как личности – осознаваемые и принимаемые ранее качества, черты характера, желания, потребности, привычки и т.д. становятся чужими;
  2. отрицание тела как своего – не узнавание своего отражения, голоса, улыбки, слов, рук, ног и др.частей (по форме, размеру и даже цвету), неадекватное восприятие собственного веса;
  3. нарушение памяти (воспоминаний нет или они размыты, кажутся ложными), потеря концентрации;
    Осмотр
  4. периодические «остановки и замедление времени», длящиеся разные временные промежутки;
  5. отсутствие чувств даже в контакте с близкими. Любимые и значимые ранее люди перестают вызывать привычные приятные переживания. Пациент становится к ним равнодушен;
  6. притупленные эмоции к тому, что раньше впечатляло (нет реакций на драматическое кино, зажигательную песню, приятное событие и т.д.);
  7. мир видится серым, мутным, блеклым, как будто человек смотрит на него сквозь пыльное стекло или пленку;
  8. ощущение себя роботом, живущим на автомате (слова, действия);
  9. нет мыслей (если есть, то чужие);
  10. при всем при этом человеку ни грустно, ни скучно. Ему ни как;
  11. притупление телесных ощущений (например, отсутствие или резкое снижение болевых реакций там, где здоровому будет больно. Или невозможность определить чувство голода, холода, усталости и т.д.);
  12. знакомые места, ситуации, действия и даже люди кажутся странными, незнакомыми, новыми.

Если расстройство вторично, то могут быть и другие симптомы. Например, приступы тревоги и паники на фоне панического расстройства или депрессии.

Причины расстройства

Если говорить совсем уж просто, то деперсонализация – это анестезия, возникающая, когда человек попадает в чрезмерно стрессовую для него ситуацию. Многие люди (около 50% населения) могут переживать это состояние кратковременно (буквально несколько минут), когда их накрывают очень сильные эмоции, которые психика не способна адекватно «переварить».

Если же такие жизненные обстоятельства длятся долго, переживаний слишком много и они сверх интенсивные, на помощь приходит ценестезия. Так мы защищаемся от невыносимых чувств.

Другими словами, человек перестает чувствовать себя в условиях психической дезадаптации.

В ответ на стресс мозг начинает выделять большое количество эндорфинов (сгладить горечь), что приводит к нарушению нейрохимии. Для поддержания баланса блокируется центр получения удовольствия, а также лимбическая система, отвечающая за эмоции.

Глаз

Возможные ситуации-провокаторы деперсонализации:

  1. злоупотребление наркотическими веществами;
  2. физическое и/или эмоциональное насилие;
  3. смерть или физическое расставание со сверх ценным человеком;
  4. наличие тяжело больных близких родственников (физически или психически);
  5. стрессы на работе, в отношениях, финансовой сфере и т.д.

Если поместить много разных людей в одни и те же сверх дискомфортные условия, все ли они в последствии будут страдать деперсонализацией? Нет. Потому что не все посчитают ситуацию такой уж «страшной». Это зависит от темперамента человека, специфики нервной системы, мировоззрения, устойчивости психических защит, характера, качества жизни и окружения.

Люди мнительные, незрелые, меланхоличные имеют больше шансов «заработать» такое расстройство, чем те, у кого психика более гибкая. В группе риска находятся «травматики» – те, кто в детстве переживал большое количество стресса высокой интенсивности (пьющие родители, наблюдение домашнего насилия, участие в катастрофах любого толка и т.д.)

Деперсонализации одинаково подвержены как женщины, так и мужчины. Чаще всего это происходит в возрасте 16 лет (плюс-минус) – период становления личности, подростковый возраст, который сам по себе является серьезным кризисом для человека. Другие возрастные категории также находятся в зоне риска, но в меньшей степени.

Как лечить деперсонализацию

Сложность лечения деперсонализации состоит в том, что она не до конца изучена как самостоятельное явление, диагностируемое всего в 2% случаев всех невротических расстройств. Обычно психотерапевт сначала старается найти признаки ее вторичности, то есть, обнаружить и лечить первичное расстройство, на фоне которого и возникло искажение восприятия себя. Что чаще всего и происходит.

Лица

В любом случае отчуждение от собственной личности лечится с двух сторон:

  1. Медикаментозная психотерапия – прием антидепрессантов, анксиолитиков и психостимуляторов. Схема для каждого пациента подбирается врачом индивидуально в соответствии с клинической картиной (показана при средних и тяжелых формах);
  2. посещение психолога – специалист поможет обнаружить и исследовать причины, на которые психика среагировала отчужденностью, а также помочь адаптироваться к имеющимся условиям, используя здоровые защитные механизмы организма. Психолог нужен, чтобы человек смог осознать специфику собственной личности и способов реагирования. Зная свои слабые места, можно предугадывать свое же поведение и что-то с этим делать.

Иногда (очень редко) деперсонализация принимает хронический характер, периодически возникая при стрессовых факторах. В таком случае пациент вынужден жить под постоянным наблюдением врача, что дает возможность своевременного реагирования. Быстрое купирование надвигающихся симптомов не дает расстройству развернуться во всей своей красе.

Но чаще всего это заболевание успешно лечится. Чем меньше времени прошло с момента его возникновения, тем быстрее восстановится человек и вернется к привычному образу жизни. Поэтому если вы заметите у себя похожие симптомы, лучше сразу обратиться к специалисту, не надеясь на «само пройдет».

Коваленко Лилия: психолог — эксперт сайта7j.ru
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..

Сиеста: что это за традиция и чем она интересна

14.08.2022 00:01:02 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. В разных культурах отношение к отдыху свое, и зачастую оно меняется в угоду новым веяниям, что вполне естественно и закономерно. Однако есть концепции, которые встречается практически везде и соблюдаются с особым удовольствием.

Сон в гамаке

Одной из таких – и при этом наиболее старых и распространенных – традиций считается «испанская йога», более известная нам как сиеста. Что это такое, в чем резонность такой привычки и какие правила стоит соблюдать для получения максимальной пользы, читайте ниже.


Что такое сиеста и откуда это повелось

Сначала разберемся с определением:

сиеста – это кратковременный дневной отдых с непродолжительным сном, когда мы даем организму возможность справиться с накопившимся в первой половине дня стрессом и в спокойной обстановке восстановить упадок сил, вызванный приемом пищи.

К сегодняшнему дню у слова «сиеста» осталось два значения:

  1. послеобеденный сон;
  2. полуденный отдых.

Специалисты прослеживают этимологию испанского понятия «siesta» от латинского «hora sexta» – понятийного маркера для обозначения так называемого «шестого часа» (у испанцев – «sestear»).

Дело в том, что у древних римлян отсчет времени (первый час) начинался с наступлением рассвета – следовательно, шестой час совпадал с полуденным временем.

Диван

Непосредственная связь этой традиции с Древним Римом обусловлена историческими предпосылками, поскольку римские завоеватели утвердили свое владычество над Пиренеями еще во II веке до н.э., и тогда же Испания превратилась в одну частей Римской империи.

На формирование сиесты как социального явления оказали влияние несколько факторов:

  1. распорядок дня среднестатистического гражданина;
  2. биологические особенности человеческого организма;
  3. жаркие климатические условия Средиземноморья.

После обеда – а он, как правило, был достаточно обильным, – римляне забывали не только о службе, но и о любой активной деятельности как минимум на 1-2 часа. Впоследствии подобный перерыв частично распространили даже на рабов.

Затем, уже после распада империи, на многострадальные испанские земли пришли магометане (в истории эти времена назвали эпохой арабских завоеваний), и с начала VII века традиция послеполуденного отдыха закрепилась и получила дальнейшее развитие, ведь арабы тоже практиковали дневной сон.

Мудрость веков и наука в оправдание сиесты

Сиеста, оставаясь культурной ценностью Испании, сложилась из логически обоснованных предпосылок.

Так, раннее начало дня неизбежно приводит к усталости, а она наступает примерно через восемь часов после пробуждения. Обычно это время совпадает с полуднем, что связано с физиологическими процессами, происходящими после приема пищи.

Дрема

Обед служит сигналом для организма перенаправить кровоток от нервной системы к пищеварительной, тем самым снижая доставку кислорода к мозгу. Следствием становятся временная утрата когнитивных способностей, общая усталость, сонливость, которые проходят через час-полтора.

Тем не менее отдохнуть в рамках послеобеденного сна можно довольно быстро, хотя для широты выбора существует целых три варианта сиесты в зависимости от предпочтений и индивидуальной физиологии:

  1. короткая (мини-сиеста) – до 20 минут, придает бодрости, помогает восстановить истраченную энергию;
  2. традиционная – до 50 минут, улучшает память, проясняет мысли, повышает концентрацию;
  3. длительная («сиеста ленивца») – от 60 до 90 минут, считается особенно полезной для молодых и развивающихся организмов.

Взрослым рекомендуют первые два варианта, поскольку в противном случае у них собьются биоритмы и нарушится режим сна – могут начаться бессонницы и головные боли. Дети же растут и постоянно тратят много энергии, поэтому длительный дневной сон, стимулирующий гормоны роста, им будет только на пользу.

Среди прочих позитивных аспектов сиесты называют:

  1. уменьшение уровня стресса;
  2. защита от психического переутомления;
  3. улучшение когнитивных способностей;
  4. повышение трудоспособности;
  5. стабилизация эмоционального фона.

Помимо этого сиеста позволяет «компенсировать» пару часов ночного сна, благодаря чему отлично подходит людям, вынужденным спать по 5-6 часов или того меньше.

Сиеста в Испании

Регион Средиземноморья отличается довольно жарким климатом, и как паз на послеобеденные часы приходится пик солнечной активности. По совокупности внутренних и внешних факторов проще сделать продолжительный перерыв, нежели заставлять людей находиться на рабочем месте с нулевым результатом.

Это весьма резонно, поэтому в Испании сиеста традиционно длится с 13 до 17 часов, хотя в разных городах может быть установлено свое время перерыва. А некоторые заведения, располагающие достаточным количеством кондиционеров, могут и вовсе не закрываться в течение дня и продолжают работу вплоть до 23 часов.

Отдых

Так, например, в Барселоне, Валенсии, Мадриде большинство учреждений и культурных объектов отказываются от сиесты и остаются доступными для туристов. Впрочем, в разгар курортного сезона и на многих других востребованных туристических маршрутах испанцы поступаются собственными интересами в угоду бизнесу, завязанному на утомленных жарой путешественниках.

Вместо заключения

Перерыв на сиесту нередко берут в качестве основы для составления рабочего графика в крупных и/или особо продвинутых компаниях. К примеру, продолжительный дневной отдых предусмотрен в офисах Google, и даже некоторые депутаты российской Думы периодически предлагают вспомнить о русской традиции послеобеденного сна. Отличное напоминание о важности перерывов!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Подробнее..

Хандра: симптомы, причины и лечение. Польза хандры, отличие от депрессии

30.10.2021 03:01:02 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. У многих людей с наступлением осени хорошее настроение снижается или вовсе улетучивается в неизвестном направлении. Ранний подъем на работу, институт или в школу превращается в испытание.

За окном темно, сыро и холодно и все ваше естество кричит «Никуда не хочу! Давай ляжем обратно в теплую постельку и проспим там до следующей весны!» В вечернее время тоже быстро наступают сумерки, отбивая желание куда-то идти и что-либо делать.

Рисунок человека под дождем на оконном стекле

Привычные радости становятся блеклыми, а на придумывание чего-то нового нет мотивации. Хочется минимум активности, максимум покоя.

В народе такое состояние называется осенняя хандра. Что это такое, откуда берется и, самое главное, что с этим делать – давайте разбираться.

Что такое хандра

Слово «хандра» происходит от латинского «ипохондрия», что на простом языке означает «все плохо, ничего не помогает».

В обиходе часто используются синонимы:

  1. «сплин»;
  2. «мрачное настроение»;
  3. «уныние»;
  4. «скука»;
  5. «тоска» и т.п.

Наверняка в своем окружении вы не раз слышали такие выражения: «На меня напала хандра», «Я впал в хандру», «Захандрил», «Осенняя хандра» и т.п. Таким образом, человек пытается объяснить, что его эмоциональное и физическое состояние, мягко говоря, «не очень».

Сразу же стоит оговориться (или описаться), что хандра – это не только осеннее явление. Такое состояние с большой вероятностью может «посетить» вас весной (редко зимой и летом). По этой причине многие путают хандру и депрессию, ошибочно полагая, что первая случается только в «золотую пору», а вторая когда угодно (об их различиях узнаете ниже).

В старые времена считалось, что хандрить могла только аристократия, так как причину сего недуга усматривали в скуке. Представители этого класса вели сытый и размеренный образ жизни: отдыхали до обеда, а вечером посещали званые ужины. Полагалось, что простому люду, которому некогда было «в гору взглянуть» из-за большого количества работы, страдать было некогда.

Симптомы

Хандрящие люди (склонных к этому около 10% по всей планете) испытывают следующие психические симптомы:

  1. быстрая утомляемость;
  2. раздражительность;
  3. недовольство собой и другими;
  4. сонливость;
  5. уныние;
  6. апатия;
  7. плаксивость;
  8. рассеянность.
Мужчина устало положил голову на стол

Со стороны тела можно наблюдать пониженное давление, усталость, тяжесть, головокружение. Организм как будто хочет замереть и раздраженно сопротивляется любым попыткам его растормошить.

Тоска, накрывающая с головой, приводит к тому, что человек начинает заедать свое плохое настроение. Еда доставляет нам удовольствие, провоцируя выработку эндорфинов. Вследствие этого нередко хандрящий набирает лишний вес, что может привести его психику в еще большее расстройство.

Также такое состояние сопровождается снижением либидо. Это сказывается на отношениях с партнером – пара ссорится на пустом месте, а отсутствие половой связи только усугубляет их положение. Пребывающий в мучительной тоске может даже начать искать «приключения» на стороне, полагая, что дело в его остывших чувствах.

Причины хандры

Все причины можно разделить на две группы, каждая из которых соответствует определенному сезону года:

  1. весенняя хандра – это следствие ослабленного после зимы организма. Авитаминоз и пляска гормонов на фоне смены погодных условий ощутимы для нашего организма. У некоторых обостряются хронические болячки. Тает снег, повсюду слякоть и грязь – малоприятная картина, вызывающая негативные эмоции;
  2. осенняя – солнца становится меньше, световой день сокращается, дожди и низкое пасмурное небо. Кругом серость, давящая на психику.
    Осень, дождь, женщина под зонтом на скамейке

Польза от такого состояния

Американские ученые доказали, что в умеренном количестве хандра бывает даже полезной. И вот почему:

  1. хорошее настроение заставляет человека делать необдуманные поступки (на эмоциях). И наоборот, при грусти, апатии умственные процессы замедляются – решения долго взвешиваются и обдумываются, ошибок меньше;
  2. существует связь между творчеством и хандрой. Известно, что все созидатели творят именно в моменты сильных эмоциональных переживаний. В это время реальность видится на более тонком уровне, и это восприятие находит отражение в стихах, рассказах, музыке, песнях, художественных картинах и т.д.
  3. хандра – хорошая возможность уделить себе внимание, особенно если раньше это не делалось. Возможно, это время нужно человеку для восстановления ресурсов, которые он бездумно тратил – нервничал, куда-то бежал, не обращал внимания на свое здоровье и психическое состояние.

Отличие хандры от депрессии

Женщина на диване в задумчивости обняла подушк4

Не знающие что такое хандра часто путают ее с депрессией, считая, что первое – легкая форма второго. Однако это не так.

Настоящая клиническая депрессия сопровождается серьезным гормональным сбоем, диагностируется при наличии специфической симптоматики, присутствующей у человека не менее 2-х недель. Тоска и уныние – сравнительно кратковременные явления.

Давайте сравним два этих состояния:

  1. при плохом настроении индивид осознает, что ему нужны положительные эмоции, он их хочет. При депрессии люди безразличны к происходящему с ними и ничего не хотят;
  2. с помощью нехитрых действий и самодисциплины можно заставить себя не хандрить (об этом ниже). Чего не скажешь о депрессии – взять себя в руки и изменить свое настроение по собственному желанию практически невозможно;
  3. человеку в депрессии плохо при любом раскладе. Плохое настроение появляется с плохой погодой и уходит солнечным днем;
  4. при депрессии нет эмоций. Хандра сопровождается гаммой чувств (раздражение, «бесячка», гнев и т.д.);
  5. хандрящий печалится в 1-2 сферах своей жизни (работа, личная жизнь, конкретная занятость). Депрессия окутывает все существование;
  6. тоска и уныние не оказывают серьезного негативного влияния на организм в отличие от депрессии (наблюдаются психосоматические расстройства);
  7. при хандре люди и не думают сводить счеты с жизнью. Затяжная тяжелая депрессия способна привести к фатальным последствиям.

Как справиться с унылым состоянием

Теплый плед
  1. Если вы знаете, что склонны хандрить в какое-либо время года (с вами случается это периодически), то лучше предотвращать это состояние. Например, пропивать общеукрепляющие витамины, составлять плотный график из приятных занятий и т.п. Играть на опережение.
  2. Доказано, что контакт с животными значительно улучшает настроение. Поэтому старайтесь в такие дни больше находиться рядом с ними: гладить домашних животных, играть с ними. Если их нет, то может стоить завести? Приятные заботы о котенке или щенке неизбежно отвлекут от мрачных мыслей. На крайний случай в любом городе есть зоопарк.
  3. Чтение позитивных книг, и просмотр фильмов в комедийном жанре – хорошие, добрые истории захватывают внимание и переносят вас в мир героев, где вы присоединяетесь к их чувствам.
  4. Движение – это жизнь. А еще отличное лекарство от тоски. Занятия спортом, ходьба, танцы, плавание – все что угодно, лишь бы не лежать 24/7 в кровати. Во время физической активности мозг выделяет эндорфин, серотонин, дофамин и окситоцин (гормоны счастья). Помогите себе, используя свою же физиологию.
  5. Чем холоднее становится, тем более яркой должна быть одежда. Яркие, сочные цвета воспринимаются нами как позитивные и улучшают настроение. Необязательно одеваться в цвет радуги. Достаточно иметь один цветной элемент одежды (шарф, куртка, перчатки, шапка, обувь). Не забываем про аксессуары – сумки, клатч, рюкзак, кошелек, чехол на телефон и т.д.)
  6. Делайте себе приятно – вспомните, о чем мечтали, чего долго хотели, но не было времени, возможности? Может, куда-то съездить, что-то увидеть, купить, съесть, с кем-то пообщаться, в чем-то поучаствовать.
  7. Исключите алкоголь на это время, так как он является депрессантом. Употребление спиртного с целью расслабиться и «сделать себе хорошо» – распространенная ошибка, вследствие которой вы растрачиваете гормоны счастья, которых вам сейчас и так не хватает.
  8. Не знаете, что сделать для себя, сделайте добро для других. Хорошие дела тоже поднимают настроение. Это работает практически у всех.
  9. Если ваша хандра имеет «осеннее происхождение» и связана с нехваткой света, значит, окружите себя недостающим освещением. Купите лампочки поярче, дополнительные торшеры. Старайтесь больше гулять на улице днем, работайте возле окна, не закрывайте дома шторы в дневное время.
  10. Не ругайте себя за свое состояние. Мы люди и ничего человеческое нам не чуждо. Хандра в том числе. Принимайте свое состояние и поддерживайте себя, вместо того, чтобы ругать за проявленную слабость. Самокритика только усугубит некомфортное положение, а доброе отношение поможет поскорее из него выбраться.

Заключение

На этом, пожалуй, все.

Помните, что хандра – это нормально, если ваш организм устал и нуждается в перезагрузке и поддержке. А при своевременном реагировании можно избежать таких состояний и не хандрить вовсе. В любом случае все в ваших руках.

Коваленко Лилия: психолог — эксперт сайта7j.ru
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..

Что такое ОВЗ: взгляд с точки зрения медицины и образования

29.07.2021 03:01:02 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Аббревиатура ОВЗ читается как «ограниченные возможности здоровья».

В общем понимании ребенок с ОВЗ – это несовершеннолетнее лицо, имеющее нарушения в физическом и/или психическом развитии и нуждающееся в особом подходе воспитания и обучения.

Детки держат за руки ребенка в инвалидном кресле

ОВЗ в медицине

Такие дети также называются особенными. Они могут иметь или не иметь официально установленный статус инвалидности, что зависит от степени тяжести имеющихся проблем:

  1. первая степень – умеренные нарушения, которые можно восстановить при должном лечении, обучении и воспитании. Инвалидность получить возможно, но чаще всего, это удается с трудом;
  2. вторая степень – выраженные нарушения, влияющие на социальную активность в некоторых ее аспектах (соответствует третьей группе инвалидности у взрослых);
  3. третья степень – еще более выраженные нарушения в развитии, значительно ограничивающие социализацию (вторая группа инвалидности у взрослых);
  4. четвертая степень – критически выраженные нарушения необратимого характера (первая группа инвалидности у взрослых).

С медицинской точки зрения, дети с ОВЗ – это лица, от 0 до 18 лет, имеющие явные отклонения по здоровью, отсталость в развитии, частичную или полную утрату психических или физиологических функций организма.

Всего выделено 5 уровней нарушений и 4 уровня задержек, каждому из которых присвоен свой код. Последние описывают специфику болезней и их влияние на жизнедеятельность человека.

Нарушения отличаются от задержек тем, что первые практически никогда не поддаются полному восстановлению, вторые же можно исправить с помощью качественной реабилитации. С полной медицинской расшифровкой ОВЗ и описанием их категорий можно ознакомиться в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков» ВОЗ (МКФ-ДП).

Печально, но факт: согласно статистике бюро медико-социальной экспертизы, количество детей с инвалидностью в России увеличивается с каждым годом. Для сравнения: в 2016 г. их численность составляла 617.000 человек, в январе 2019 г. – уже 670.000. Интересно, что показатели взрослой инвалидности при этом снижаются.

ОВЗ по ФГОС

В сфере образования дети с ОВЗ – это отдельная каста, для категорий которой существуют адаптированные основные образовательные программы (АООП). Различные нарушения здоровья требуют специфического подхода, соответствующего психическим и физиологическим способностям учеников.

Рисование детьми диназавров

ФГОС НОО ОВЗ (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального Общего Образования детей с ОВЗ) учитывает каждую категорию особенных учащихся и предоставляют несколько вариантов обучающих программ:

  1. Глухие, глухонемые – родившиеся такими или ставшие в течение жизни, контактируют через глаза и ощущения, мышление строится на образах. Отличаются неустойчивым вниманием и быстрой утомляемостью. В обучении главную роль играет акустическая сурдоаппаратура, с помощью которой ученики учатся произносить звуки и понимать слова. Для них существует 4 варианта АООП.
  2. Слабослышащие – частичная потеря слуха, тугоухость, недоразвитость речи. Таких детей учат развивать восприятие и концентрировать внимание на губах говорящего, за счет чего развивается внимание и зрительная память. Для них есть 3 варианта программ.
  3. Слепые (врожденная слепота или приобретенная до 3-х лет) – имеют возможность выбрать программу из 4 предложенных вариантов.
  4. Слабовидящие – видящие частично. Для них существует 3 программы обучения.
    Работа с детьми с ОВЗ 3 и 4 категорий направлена на максимальное развитие здоровых анализаторов с целью компенсации полностью или частично утраченных. Их можно объединить, так как принадлежащие к ним дети имеют схожее восприятие мира через слух и тактильные ощущения. Проблемы со зрением делают мыслительные процессы бедными, нарушают пространственную ориентацию (свою и предметов).
  5. Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта обучающих программ. В данном случае ОВЗ у детей – это врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, ДЦП, параличи и парезы конечностей. Ограниченность движений негативно влияет на развитие наглядно-действенного мышления, что приводит к отставанию в формировании понятий и абстракций. Обучение этой категории совмещается с посильной физической активностью.
    Инвалидная коляска с сидящим в ней ребенком
  6. Задержка психического развития (ЗПР) – задержка, дифицитарность, искаженность, повреждение развития психических процессов при сохранном интеллекте приводит к медленному, скачущему восприятию и быстрой утомляемости, нелогичной и неясной речи, отсутствию способности анализировать и обобщать. Такие дети инфантильны и импульсивны, поэтому для них разработано 3 варианта обучающих программ, содержащих легкие, интересные задания, не требующие большого психического напряжения.
  7. Тяжелые нарушения речи (ТНР):
    1. алалия – слух и интеллект сохранны, однако речь страдает из-за нарушения речевых областей мозга. Низкая обучаемость письму и чтению не дает развиваться словарному запасу;
    2. афазия – разрушение уже имеющейся речи из-за поражения речевого (речь исчезает практически полностью) или двигательного центра (исчезают отдельные звуки) в мозге;
    3. дизартрия – ребенок с ОВЗ этой категории страдает нарушением речи вследствие недоразвитости речевого аппарата;
    4. ринолалия — патология строения органов артикуляции приводит к нарушению всех психических функций, кроме зрительной и логической памяти.
    Речь тесно связана моторикой, поэтому обучающий процесс максимально сопряжен с развитием последней. Детям с ТНР предложено 3 варианта АООП.
  8. Расстройства аутического спектра (РАС) – дети с психическими отклонениями в виде нарушений в аффективной сфере, влекущими за собой трудности в процессе социальной адаптации. 4 варианта образовательных программ.
  9. Отклонение в интеллектуальном развитии – 2 варианта программ. Здесь ученики с ОВЗ – это дети, страдающие олигофренией, дебильностью, умственной отсталостью. Несмотря на искаженное восприятие, мышление и затрудненную речь на уроках обучающиеся могут овладеть элементарными навыками письма, чтения и счета.По рекомендациям ФГОС обучение детей с ОВЗ должно проходить в инклюзивных школах или медико-социальных центрах, базирующихся на основе коррекционных образовательных учреждений. Ребенок любой категорией имеет право на получение образования без дискриминации с целью коррекции нарушений здоровья и благополучной интеграции их в общество.

Проблемы образования особенных детей

Дети с ОВЗ отличаются своими особенностями, и это накладывает ряд негативных последствий на их жизнь:

  1. Проблемы со здоровьем препятствуют обычному общению со сверстниками, что влечет трудности в приобретении социальных навыков. Особенные дети чувствуют себя скованно, их самооценка зачастую ниже, чем у здорового ребенка. Также они ощущают настороженность окружающих, а иногда и враждебность, что болезненно бьет по личности.
  2. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специальном образовании, адаптированном под его потребности и возможности. Проблема этого вопроса состоит в том, что в нашей стране ощутимо не хватает специалистов, которые должным образом могут обучать детей с нарушениями. Да и сами инклюзивные школы есть не во всех городах.
  3. Недостаточная психологическая подготовка учителей и их предвзятое отношение к необычному ребенку – тоже реальная проблема. Например, они могут требовать от ученика больше, чем он может в реальности. Несоответствие требований педагога способностям обучаемого влечет плохие оценки и нежелание учиться.
  4. Враждебное отношение родителей нормально развивающихся детей – строится на опасениях, что дети с ОВЗ каким-то образом негативно повлияют на развитие их отпрысков.
  5. Нехватка специализированного оборудования, учебного инвентаря, которые нужны для более эффективной работы с детьми.

Коваленко Лилия: психолог — эксперт сайта7j.ru
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru Подробнее..

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, 07j.ru