Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Обилие полномочий всегда связано с большим количеством обязанностей. И один человек не всегда оказывается в силах должным образом осуществлять контроль над всеми аспектами масштабного предприятия. Вполне закономерно, что в современных реалиях делегирование полномочий обретает особую актуальность.
И это понятно, поскольку делегаторы (те, кто делегирует) планируют задания и организовывают рабочие процессы таким образом, чтобы стоящие перед ними цели достигались быстрее и эффективнее, а конечный результат оказывался более продуктивным и качественным.
Речь идет о разделенных обязанностях. То есть делегировать – это, простыми словами, то же, что и передавать какую-то часть задач, полномочий по определенным вопросам, функций или прав выбранным для этого исполнителям из числа нижестоящих.
Термин происходит от французского «déléguer», смысл которого сводится к значениям:
Схожее по звучанию и более раннее по возникновению латинское понятие «dēlēgāre» (в значении «выделить, выбрать») еще лучше объясняет природу явления. На сегодняшний день существуют практически равнозначные трактовки:
Второй вариант относится к книжному стилю и чаще встречается в исторической либо научной литературе, чуть реже – в художественных произведениях. При этом первая трактовка используется даже на бытовом уровне, но по большей части – в социальных и политических дискуссиях.
Определение, используемое в IT-секторе, по своей сути работает практически как демократические выборы: когда объект (депутата) наделяют возможностью осуществлять определенные функции (принимать решение от имени народа) для экономии времени и повышения эффективности программы.
Посредством делегирования руководитель делится своими правами – и обязанностями! – с нижестоящими сотрудниками и/или коллегами-управляющими. Формально считается, что инициатива должна исходить непосредственно от начальника, однако Честер Барнард – американский бизнесмен, которого считают основоположником теории управления, – в своей книге «Функции руководителя» указывает на возможность отклонения подобного разделения обязанностей со стороны рядовых работников.
В свете этого тезиса, основанного на принципе сохранения внутренних связей, могут существовать две допустимые концепции:
Вне зависимости от выбранной версии делегат всегда ограничен в действиях, что обусловлено спектром тех функций и задач, которые были заявлены в качестве передаваемых. На практике это может выражаться самыми разными способами, и все они существенно влияют на жизнь общества:
Каждый из случаев осуществляется в рамках действующего законодательства и с определенными ограничениями. На уровне организации схожим образом формируются подразделения, назначаются заместители и помощники.
Если речь идет о повседневной жизни, то, например, попытки заставить ребенка покупать хлеб и молоко по дороге из школы тоже можно считать передачей части обязанностей.
Делегированию уделяется особое внимание не только в трудах наиболее успешных предпринимателей, но и в научно обоснованной теории управления. Специалисты даже вывели четыре ключевых задачи, которые выполняются при разделении полномочий:
Даже успешный во всех отношениях руководитель не может быть во всех местах одновременно. Приходится обозначать приоритеты и лично встречаться только с наиболее важными людьми. Вот почему необходимо взрастить в коллективе доверенные лица, которые смогут выполнять обязанности за начальника на благо предприятия.
Таким образом можно повысить эффективность коллектива и, соответственно, доход, постепенно расширяя бизнес. А в кризисной ситуации квалифицированные сотрудники подскажут неожиданное решение, опираясь на личный опыт и при этом обладая достаточными знаниями о делах компании.
Рядовые работники, становясь делегатами, чувствуют доверие со стороны начальника и с большей охотой выполняют дополнительные задачи, предполагая повышение зарплаты или продвижение по службе.
В крайнем случае, радуясь более комфортной психологической обстановкой в коллективе, они попутно получают новые знания, обретают практический опыт и лучше работают на своем месте. Исследование Gallup от 2013 года показало, что средняя выручка организации с эффективным разделением обязанностей может быть выше на 33% по сравнению с ситуацией без разделения.
Неправильно распланированное делегирование может нанести ущерб. Поэтому важно продумывать, кому и зачем передаются дополнительные полномочия. Список ключевых ошибок довольно обширен, но мы остановимся лишь на самых распространенных:
На обучение необходимо время. И если давать право на ошибку, постепенно сотрудники научатся самостоятельности, а делегированные задачи станут выполнять более профессионально и быстро. Лучше начинать с очевидного и выбрать, какие функции готовы доверить делегатам:
В таких случаях делегатору не нужно самолично заниматься каждой мелочью и разбираться во всем подряд. Слишком простые или, наоборот, чересчур сложные вещи можно передать исполнителям из числа обладающих соответствующими навыками сотрудников.
В крайнем случае можно выделить средства и время для обучения работника, чтобы в будущем он приносил больше дохода. Таковы реалии сегодняшнего дня: стратегическое планирование и управленческая функция строятся на делегировании!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Высшее образование так или иначе заставляет знакомиться с новыми терминами. И пока большинство выбирает «дорогой – значит хороший вуз», качество знаний нередко зависит от конкретного факультета или даже от преподавательского состава на кафедре.
Какая между ними разница и почему стоит обращать внимание на регалии будущих учителей?
Факультет – это структурное подразделение университета, курирующее получение студентами знаний в рамках одной или нескольких родственных специальностей.
Иными словами, факультет объединяет науки, имеющие отношение к конкретной отрасли знаний, и готовит специалистов именно для этой сферы деятельности.
Слово прошло цепочку заимствований:
Термин использовался еще в Средневековье для обозначения направлений, в рамках которых зарождающиеся университеты готовы были обучать граждан. В те времена общество больше всего нуждалось в хорошо подготовленных специалистах всего трех направлений – это были врачи, знатоки права и служители церкви.
Отсюда – появление трех оригинальных факультетов, которые на протяжении всех средних веков считались старшими:
Первоначально в разных университетах преподавали в основном дисциплины, имевшие отношение к одной из вышеуказанных специальностей, благодаря чему превалирующий факультет являлся своеобразным центром этого университета.
Лишь в XVI веке в Германии появилось еще одно направление – философский факультет, созданный на базе факультетов свободных искусств, которые не считались старшими, а преподаваемые там дисциплины изучались лишь в рамках общего образования.
Впоследствии начало происходить деление на гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. И подобное «дробление» происходит по сей день: где-то факультет выделяют под вновь открытую область знаний, где-то – для исследовательской деятельности или изучения междисциплинарных отраслей.
Факультет обладает высокой степенью автономности, что обусловлено необходимостью при осуществлении исторически сложившихся задач:
В зависимости от конкретной образовательной системы или от региона факультет могут называть иначе (при полном сохранении базовых функций):
Обычно под факультетом подразумевают преподавательский состав, а не студентов – в частности, по причине усложнения образовательного процесса и появления междисциплинарных программ, нуждающихся в курировании специалистов из разных областей науки.
В России, например, система управления факультетом сводится к следующей схеме:
Декана утверждает ректор Вуза (университета), но кандидатов – в соответствии с уставом организации – избирают ученые советы вуза или конкретного факультета. Важным критерием при этом являются наличие научных степеней и солидного педагогического опыта.
Как университет состоит из факультетов, так и сам факультет состоит из кафедр. Так что нет, это не одно и то же.
По сути, факультет просто не может полноценно функционировать без разделения на кафедры, осуществляющие подготовку студентов в рамках конкретной специализации.
Такое разделение помогает обозначить специальности и специализации для проведения углубленных исследований и последующего обучения узких специалистов. И хотя в дипломе обычно фиксируют только факультет, но каждый студент обязательно закрепляется за кафедрой, курирующей то или иное учебное направление.
Раньше существовала прямая связь в поступательном порядке:
Болонская система разбила получение высшего образования на бакалавриат и магистратуру, из-за чего кафедры частично утратили прежнюю значимость. Появились направления подготовки в виде комбинированных образовательных программ, состоящих из нескольких содержательных фрагментов, закрепленных за разными кафедрами.
Теперь же профилирующая/выпускающая кафедра занята оптимизацией программы для сохранения целостности обучения и координации с профессиональным сообществом.
Заведующий кафедрой избирается в ходе тайного голосования, а затем утверждается ректором. В этом они похожи на деканов. Преподаватели выбирают руководителя на основе заслуг и личностных качеств, тем самым определяя будущее направление научной деятельности. Именно поэтому важно присмотреться к учителям по специальности при выборе вуза: от них зависит, насколько продуктивной и комфортной будет учеба.
Факультет продолжает заниматься научной деятельностью, поэтому на его базе создаются лаборатории и даже полноценные исследовательские центры.
А те в свою очередь – поскольку находятся в ведении профильной кафедры, – могут быть задействованы в обучении студентов или, наоборот, оставаться доступными лишь для сотрудников.
Несколько близких по направлению деятельности факультетов могут объединяться в более крупные формирования с соответствующими названиями – академия, институт и пр. С другой стороны, создание самого факультета не обязательно связано с научной дисциплиной, а может привязываться к способам обучения в рамках вуза:
Абитуриентам перед подачей документов всегда стоит прояснить перечисленные выше моменты. Чтобы вместе с дипломом получить качественные знания, желательно поступать туда, где специалисты профильной и смежных дисциплин всегда доступны для взаимодействия.
Современники обычно выбирают в целом вуз, хотя именно факультет формирует базу знаний и помогает будущему специалисту в раскрытии его потенциала. Ориентируясь на преподавательский состав, можно стать выдающимся профессионалом и после окончания учебного заведения без раскрученного бренда.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Чтобы достичь мира, безопасности и финансового благополучия, цивилизованные государства стремятся выстраивать добрососедские отношения. Некоторые проекты оказываются провальными, в то время как иные из двухсторонних и региональных договоренностей перерастают в нечто глобальное.
В качестве одного из показательных примеров такого успеха рассмотрим сегодня ШОС – крупнейшую региональную организацию, объединившую под своей эгидой больше половины евразийской территории.
ШОС – это аббревиатура, общепринятая для обозначения постоянно действующего межправительственного объединения, известного как Шанхайская организация сотрудничества.
ШОС выросла из дипломатических переговоров, тянувшихся с 1960-х, когда СССР и КНР начали территориальный спор. В условиях международной напряженности и активного вмешательства США военный конфликт казался откровенно неуместным, поэтому чиновники и политики пришли к решению о необходимости переговоров.
Размежевание границ окончательно произошло лишь в XX веке, однако прошедшие 40-50 лет показали обеим сторонам высокую договороспособность потенциальных союзников. Кроме того, в рамках регулярных контактов ради поиска мирного решения удалось частично урегулировать спор по идеологическим расхождениям между Советским Союзом и Китаем – экономические и территориальные интересы вышли на первое место.
Новый толчок в дальнейшем развитии «шанхайского духа» инициировал распад СССР. Из-за специфики законодательства размежевание территорий между республиками породило многочисленные споры, особенно в Средней (Центральной) Азии, где было сильно китайское влияние.
Попытки усмирить сепаратистские и националистические настроения на местах в итоге привели к более глубокой дипломатической работе и заложению основы будущего наднационального объединения.
Так что вполне можно сказать, что ШОС явилась результатом успешных переговоров КНР с рядом бывших советских республик.
Разрешение территориальных споров привело к поэтапному углублению сотрудничества:
Последующие встречи позволили отладить регламент взаимодействия правительств и ведомств, определиться с кластером взаимных обязательств. Также был рассмотрен механизм, предусматривающий возможность включения новых членов в том или ином статусе.
ШОС на момент становления состояла из пяти членов «Шанхайской пятерки» и присоединившегося Узбекистана. В текущий момент в список государств-членов ШОС входят уже восемь стран:
Вопрос о вступлении последних двух стран вызывал серьезные споры. По сей день Индия с Пакистаном то и дело фигурируют в заголовках новостей о приграничных конфликтах. Такого рода разногласия могли оказать дестабилизирующий эффект, способный нарушить работу ШОС.
Однако государства, с 2005 года являвшиеся наблюдателями, в 2015-м начали работу по выполнению требований к кандидатам. Всего за два года им удалось урегулировать наиболее острые и критические моменты.
К числу основных целей, отраженных в Хартии 2002-го, относятся следующие позиции:
Наглядным примером сотрудничества стала работа уже упомянутого ведомства – РАТС, – в рамках которой было осуществлено, в частности, фокусирование членов ШОС на борьбе с экстремистской группировкой «Хизб ут-Тахрир».
Противодействие международным преступникам, террористическим и близким к ним движениям с 2003-го координировалось усилиями военных и полицейских структур шести стран – «Шанхайской шестерки», которым удалось практически полностью перекрыть трафик оружия и наркотических веществ как на территории организации, так и через внешние границы.
Прежде всего стоит отметить, что ШОС – это не военное (как НАТО) или строго экономическое объединение (как БРИКС). Эта организация нацелена как на укрепление безопасности и увеличение стабильности, так и на то, чтобы вырос общий уровень благосостояния граждан.
Для решения этих задач созданы соответствующие структуры:
Хартия организации по сути сводится к тезисам, прописанным в конституциях большинства современных государств. Помимо озвученных целей и задач, речь здесь идет о повышении уровня жизни граждан, о защите человеческих прав и свобод, о противодействии нарушениям закона, о налаживании экономического взаимодействия как внутри ШОС, так и с международными партнерами.
Поэтому каждая страна-участница во время встреч вольна делать упор на собственные интересы, а не ограничиваться узкой повесткой. Так, за Китаем эксперты регулярно замечают попытки продвижения инициатив открытого рынка, что позволит его экономике развиваться за счет снижения таможенных барьеров.
В то же время Таджикистан с Узбекистаном получают существенную выгоду за счет усиления контроля над границей – как, например, в случаях с пресечением незаконных попыток перемещения людей, оружия, наркотиков.
ШОС – это уникальный в своем роде проект, который строится на весьма либеральных принципах, которые абсолютно лишены любых механизмов принуждения членов к чему бы то ни было. Это обеспечивает легитимизацию принятия решений, помогает найти варианты, оптимальные для каждой страны-участницы. Подобные объединения могут оказаться единственно эффективными в долгосрочной перспективе.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. В мире, где так быстро меняется геополитический контекст, объединение нескольких государств с сугубо экономическими целями остается одним из эффективнейших способов повысить показатели без потери суверенитета. На постсоветском пространстве такая функция возложена на структуры Евразийского экономического союза.
Эта организация, ранее называвшаяся ЕврАзЭС, впоследствии получила аббревиатуру ЕАЭС в рамках реформирования структуры. В чем суть этого объединения, каковы его цели и какие преимущества оно гарантирует странам-участницам, разберемся по порядку.
Начнем с того, что ЕАЭС – это Евразийский экономический союз (интернациональное объединение), созданное с целями региональной экономической и гуманитарной интеграции и направленное на совместное развитие экономик членов союза.
Организация обладает международной правосубъектностью и – так же, как и ЕС, – строится на так называемом «принципе четырех свобод», предусматривающем обеспечение свободы передвижения:
ЕАЭС — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
По сути, ЕАЭС – это логичное развитие идей восстановления межгосударственных связей, ресурсных и торговых цепочек, утративших свою актуальность вследствие развала СССР.
Cтраны-участники ЕАЭС 2022 года образуют группу из пяти постоянных членов.
Зона свободной торговли распространяется и на несколько сторонних государств, куда входят на данный момент пока три страны:
При этом любая страна может стать наблюдателем в ЕАЭС, хоть и не будет иметь права голоса при вынесении решений. В то же время более полусотни государств выразили желание сотрудничать с объединением.
Кроме того, любое государство имеет шанс стать членом Союза, если разделяет его идеологию и готово следовать общему договору, даже если географические особенности и экономическая ситуация не всегда располагают к полноценной интеграции.
Всего за четверть века (с учетом деятельности ЕврАзЭС) объединению удалось добиться:
Этому способствовали:
Этот эволюционный процесс весьма схож с тем, что происходило при учреждении Европейского союза, хотя при этом страны ЕАЭС сохраняют максимальную политическую и административную автономность.
Так, в частности, в рамках союза отсутствуют:
Главной задачей объединения является создание региона свободной торговли, в рамках которого будет обеспечиваться всесторонняя модернизация и кооперация, направленная на создание оптимальных условий для стабильного экономического развития и повышения конкурентоспособности экономик всех государств-членов союза.
ЕАЭС строится на партнерстве и добрососедстве, предполагая равные возможности для развития. Взаимные обязательства в большей степени направлены на постепенную эволюцию связанных экономик, что, собственно, сводится всего к четырем пунктам:
Причем еще на этапе Таможенного Союза начали создаваться нормативные акты, обязательные к исполнению для всех членов. Соответствующие требованиям товары не должны были проходить длительную проверку и попадали к покупателю в кратчайшие сроки. Облегчение трансграничной торговли стало первым шагом к реализации более сложных проектов.
Что касается принципов социальной ответственности, то свободный рынок ЕАЭС строится не только на свободном передвижении товаров и услуг. Трудовая миграция и туризм играют не менее значимую роль, особенно на фоне разветвленных межнациональных связей, когда, например, члены одной семьи могут жить в двух разных странах, а осуществлять трудовую деятельность – в третьей.
До создания ЕАЭС и без соответствующего законодательного регулирования это создавало определенные сложности. С 2015-го – благодаря действующим договорам – появилось существенное количество послаблений для граждан ЕАЭС при трудоустройстве:
Уменьшение бюрократических препон сократило и коррупционную составляющую миграции, что само по себе способствует снижению криминогенных показателей. Ведь чем больше путей для законного устройства на работу, тем меньше поводов (и возможностей!) для преступной деятельности.
ЕАЭС задействует различные внутренние структуры как для планирования будущей интеграции, так и для создания нормативно-правовых актов и разрешения спорных вопросов между странами. При этом административных органов в ЕАЭС всего четыре:
Что касается ЕЭК, начавшей работу еще 2 февраля 2012 года, то ее решения обязательны для исполнения всеми членами Союза, а полномочия подтверждаются нахождением в составе совета Комиссии по одному вице-премьеру, и в составе коллегии – по два представителя от каждой страны. Это обеспечивает органу широкий перечень прав:
Вся эта деятельность вкупе весьма претит Западу, и особенно – США. Так, в частности, в декабре 2012-го Х. Клинтон, занимавшая на тот момент пост госсекретаря, заявила, что США знают, в чем заключаются цели подобных союзов, и намерены работать над эффективными способами противодействия процессам интеграции на постсоветском пространстве.
Тем не менее, последнее десятилетие показало, что ЕАЭС неуклонно развивается и становится настоящим оплотом континентальной интеграции.
Организации, подобные ЕАЭС, зачастую воспринимаются как локальные явления, однако они обладают существенными преимуществами перед альтернативными объединениями. Такой союз не накладывает военных обязательств, как это происходит со странами НАТО, и не нивелирует политический суверенитет, как это происходит в Евросоюзе.
Экономика становится все более значимым инструментом международного сотрудничества, а формирование и укрепление партнерских связей остается одним из наиболее перспективных способов развития общества.
Возможно, именно поэтому все чаще высказывается идея о постепенном сближении ЕАЭС с такими объединениями, как ШОС и АСЕАН, осуществляющими свою деятельность на основе схожих принципов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Безопасность – приоритетная задача любого государства. Однако намного проще добиться поставленных целей, если найти единомышленников, интересы которых совпадают с вашими. Так, одна из наиболее известных международных организаций, провозглашающих своей целью защиту стран-членов, – это НАТО.
Наряду с этим военно-политическим блоком, охватывающим – помимо США и Канады – большинство европейских стран, существуют и крупные региональные объединения. Речь идет прежде всего о своеобразном «союзе взаимодействия», известном как ОДКБ: что это, когда, кем и с какими целями создано, разберемся по порядку.
Сначала главное: ОДКБ – это аббревиатура (или общепринятое сокращенное наименование) для обозначения Организации Договора о Коллективной Безопасности.
В числе основных провозглашаемых целей в договоре озвучиваются такие задачи, как:
ОДКБ — это региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам».
Помимо этого, в документе указывается, что приоритет для достижения этих целей отдается политическим и дипломатическим средствам.
Итак, вне зависимости от личного отношения исчезновение СССР стало настоящим потрясением для общества конца прошлого столетия. Такое крупное геополитическое образование одним только фактом своего существования уже обеспечивало беспрецедентный уровень взаимодействия республик, не говоря уж о возможности быстрой переброски войск и гуманитарных грузов для разрешения кризисных ситуаций.
И это понятно, поскольку в отсутствие объединяющего фактора каждая страна вынуждена справляться с внутренними и внешними угрозами в одиночку. А подобных угроз в международных реалиях однополярного мира и условиях холодной войны всегда предостаточно.
И вот, чтобы не допустить разгула преступности, а также роста влияния экстремистских организаций на территориях государств «постсоветского пространства», 15 мая 1992 года был заключен исторически важный «Ташкентский пакт», представлявший собой раннюю версию Договора о коллективной безопасности.
Подписи под официальным документом ДКБ поставили лидеры шести стран:
Затем, на протяжении 1993 года, к Договору присоединились еще три государства:
При этом ДКБ, рассчитанный на пять лет и предусматривавший возможность продления при согласии каждой из девяти стран-участниц, вступил в силу лишь через два года после первых подписей – с 20 апреля 1994-го.
В силу исторических разногласий и локальных конфликтов, а также из-за попыток наладить более тесные контактны с западными организациями, несколько стран-участниц отказались от дальнейшего сотрудничества. Так, в 1999 году продлевать договор отказались три государства:
В тот же год Узбекистан присоединился к ГУАМ (куда, помимо перечисленных выше, входили Украина и Молдавия). Показательно, что впоследствии Ташкент периодически то присоединялся к ДКБ, то вновь выходил – в зависимости от того, как складывался политический курс, формируемый правящими кругами в стране.
Сейчас договора придерживаются практически изначальные шесть членов, которые, собственно, и были непосредственными учредителями ОДКБ. Страны-участницы организации на текущий момент – это:
Чтобы сгладить возможные разногласия, при заключении соглашений задействуются сформированные практикой сотрудничества механизмы по взаимным многосторонним консультациям. Кроме того, предусмотрены также двусторонние соглашения между участниками, не затрагивающие общих договоренностей.
Создание в начале девяностых такой организации, как ОДКБ, было продиктовано прежде всего усилившейся военной напряженностью, а также необходимостью противостоять растущему натиску международных террористических движений.
В течение первого десятилетия после зарождения ДКБ объединение превратилось в самостоятельный надгосударственный орган. В дальнейшем ОДКБ стала площадкой, в рамках которой представители стран-участниц могли напрямую договариваться по вопросам, затрагивающим безопасность общих границ и граждан.
Сейчас можно пять ключевых позиций структуры ОДКБ:
Об эффективности сотрудничества в ОДКБ можно судить по событиям 2009-го в Киргизии и 2022-го – в Казахстане. В первом случае удалось оперативно выявить зачинщиков и прервать потоки наркотрафика из Афганистана. Во втором – урегулировать гражданский конфликт с минимальным ущербом для граждан и государственной инфраструктуры.
В обоих случаях помогли вооруженные силы объединения – КСБР. Процесс формирования Коллективных сил быстрого развертывания был запущен в мае 2001-го с принятием соответствующего решения. Их численность никогда не превышала 5 тыс. человек, но позволяла быстро направлять контингент на решение локальных задач военного характера.
Столь практичная реализация ДКБ послужила ускорению взаимной интеграции, поскольку все участники увидели реальную помощь в борьбе с внешней угрозой. Уже в 2005 году Россия начала в рамках ОДКБ проводить обучение солдат и офицеров из стран-союзниц для повышения их боевого потенциала.
Кроме того, это позволяло усилить обмен теоретическим опытом, обеспечивало более гармоничное взаимодействие в реальных боевых условиях. Последующее углубление интеграции привело к подписанию договора КСОР (Коллективных сил оперативного реагирования), которое состоялось 4 февраля 2009-го.
Вскоре был запущен и сам процесс формирования КСОР, задачи которых перестали быть исключительно военными. Теперь в фокусе внимания оказался и криминал. Отныне спектр решаемых КСОР задач включает:
В 2014 году окончательно сформировали подразделения, призванные бороться с наркотрафиком, которые за весь срок службы сумели выявить и утилизировать более 340 тонн запрещенных веществ. Численность силового блока при этом остается примерно на одном уровне в течение всех лет:
Для операций внутри ОДКБ этого более чем достаточно.
ОДКБ – это крайне важная часть интеграционных процессов на постсоветском пространстве, которая, помимо прочего, повышает компетентность как вооруженных сил в целом, так и сил оперативного реагирования.
Но главное, даже без учета военной направленности, ОДКБ снижает риски, связанные с деятельностью радикальных экстремистов и международного терроризма. А значит, граждане реже сталкиваются с угрозами для жизни и здоровья.
Это, кстати, и было отмечено на сессии очередного саммита организации, приуроченного сразу к двум юбилейным датам, – 30-летию ДКБ и 20-летию самой организации. Буквально на днях, 16 мая 2022-го, Владимир Путин принял в Кремле своих коллег – лидеров стран-членов ОДКБ – и обсудил с ними вопросы дальнейшего взаимодействия, а также актуальные проблемы, существующие на международной арене и в региональных пространствах.
Особое внимание было уделено последовательному совершенствованию механизмов коллективной безопасности. По итогам встречи руководители государств-членов ОДКБ подписали совместное заявление, связанное с юбилейными датами, а также приняли Решение СКБ о награждении участников миротворческой миссии, осуществленной на территории Казахстана в начале января текущего года.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Создание надгосударственных интеграционных образований – естественный процесс в мирное время. Например, Таможенный союз ЕАЭС облегчает торговлю, в то время как ОДКБ способствует усилению общих границ и решает вопросы по борьбе с криминалитетом внутри стран-участниц.
Однако наиболее известным и влиятельным объединением за последние полвека стал Европейский союз, или просто ЕС. Что такое это за объединение, какова история и достижения этого политического и экономического образования, разберемся по порядку.
Евросоюз – это локальное объединение, созданное в свете усиления мирных инициатив в конце прошлого века и преследующее цели региональной интеграции всех государств, входящих в его состав.
Европейский Союз (ЕС) — это группа из 27 стран, действующих как единый экономический и политический блок. Девятнадцать стран используют евро в качестве официальной валюты. ЕС вырос из желания сформировать единое европейское политическое образование, чтобы положить конец столетиям войны между европейскими странами, кульминацией которой стала Вторая мировая война и опустошила большую часть континента.
№ | Страна | Дата вступление (выхода) в ЕС |
---|---|---|
1. | Германия | 25 марта 1957 |
2. | Бельгия | |
3. | Италия | |
4. | Люксембург | |
5. | Нидерланды | |
6. | Франция | |
7. | Дания | 1 января 1973 |
8. | Ирландия | |
9. | Греция | 1 января 1981 |
10. | Испания | 1 января 1986 |
11. | Португалия | |
12. | Австрия | 1 января 1995 года |
13. | Финляндия | |
14. | Швеция | |
15. | Венгрия | 1 мая 2004 года |
16. | Кипр | |
17. | Латвия | |
18. | Литва | |
19. | Мальта | |
20. | Польша | |
21. | Словакия | |
22. | Словения | |
23. | Чехия | |
24. | Эстония | |
25. | Болгария | 1 января 2007 года |
26. | Румыния | |
27. | Хорватия | 1 июля 2013 года |
* | Великобритания | 1 января 1973 (формальный выход – 1 февраля 2020) |
Его организаторы посчитали, что глубокое политическое и особенно экономическое партнерство позволит в будущем избежать серьезных конфликтов сразу двумя способами:
Так, в частности, действия потенциального зачинщика войны всегда оставались бы на виду, а в случае начала конфликта он оказался бы в весьма стесненных обстоятельствах и практически без необходимых ресурсов.
Со временем идеи предотвращения военизированных конфликтов отошли на задний план, а на передний выдвинулись планы масштабного экономического развития. Таким образом был сформирован своеобразный «общий рынок», основной задачей которого стало обеспечение свободного передвижения как товаров, так и людей.
Уникальность этого международного образования в том, что в нем гармонично сочетаются признаки государства и свойства международной организации, хотя формально ЕС не является ни государством, ни организацией.
Евросоюз официально появился в 1992-м на основе ЕЭС, созданного еще в конце пятидесятых. В Маастрихте постарались урегулировать все существовавшие между государствами разногласия, ввели стандартизацию системы законов и договорились о скором создании общей Европейской конституции.
Со вступления в силу Маастрихтского договора в ноябре 1993-го начинается еще более активное экономическое взаимодействие, приведшее к созданию зоны единой валюты на стыке тысячелетий.
К настоящему моменту в зону евро входят 19 стран-членов ЕС, при этом 27 государств – в сам Евросоюз. Список стран 2022 года прекрасно проиллюстрирует эта картинка:
До февраля 2020-го, когда Великобритания завершила формальности и официально вышла из ЕС, в его составе было 28 стран. При этом некоторые источники до сих пор считают Соединенное Королевство членом Европейского союза, поскольку страна хоть и потеряла свое представительство в органах власти объединения, но по-прежнему остается важной частью общего экономического пространства Европы.
Осталось только напомнить, как выглядит флаг Евросоюза, что и продемонстрирует следующее изображение:
Изначальный Европейский союз не имел такого политического влияния, как сегодня, даже на своих членов. Его усиление происходило поэтапно на протяжении семи десятилетий. Ключевыми для интеграционных процессов в ЕС были следующие даты:
Сегодня значительная часть институтов Евросоюза располагается в Брюсселе, в том числе и управленческий аппарат Совета Европы, председатель которого – глава Евросоюза – избирается квалифицированным большинством членов Евросовета каждые 2,5 года. На данный момент эту должность занимает с декабря 2019-го бельгиец Шарль Мишель.
Первоначальное сообщество ЕОУС функционировало за счет делегирования части полномочий надгосударственному образованию, где заседали представители стран-участниц:
Однако интересы тяжелой промышленности, завязанной на уголь со сталью, не могли оставаться в центре внимания на протяжении длительного времени. В свете этого подписание Римского договора обретало особое значение, поскольку:
Этот этап можно смело называть формированием фундамента европейской экономической базы, за счет которой впоследствии все больше стран захотели стать частью большой европейской семьи.
Стоит отметить, что идеи полноценного слияния в «надгосударство» появились в 1965 году и начали воплощаться в 1967-м. Если ранее ЕОУС, ЕЭС и Евратом действовали более-менее независимо, теперь их встречи проходили в одних и тех же зданиях и под надзором единых органов:
Создание общих политических органов изменило восприятие европейского рынка. Отныне речь шла не о «диком капитализма» с желанием нажиться за счет сделок, а о добрососедском партнерстве, в равной степени поднимающем экономику каждой стороны.
Всего через десять лет произошло дополнительное облегчение торговых взаимодействий. Создание в 1978-м общей валютной системы упростило торговлю между странами – отпала необходимость полагаться на доллар в качестве универсальной единицы обмена, а сами операции осуществлялись намного быстрее.
Кроме того, стараясь легитимизировать принимаемые решения, будущий Евросоюз в 1979-м запустил практику общеевропейских выборов в Европарламент. Поскольку граждане напрямую выбирали депутатов, которые впоследствии голосовали за общие законы, это снимало вопросы по конфликту интересов и/или ущемлению прав отдельных государств.
Благодаря повысившемуся уровню доверия особую значимость обрели Шенгенские соглашения, за счет чего граждане получили возможность свободно передвигаться между странами. Сначала как туристы, впоследствии – для жизни и работы. Реализовать профессиональные амбиции стало гораздо проще, а внутренняя миграция позволяла странам быстрее восполнять необходимые человеческие ресурсы.
Первые изменения в Римском договоре от 1986-го – логичное развитие событий. Политики прямо заявили о необходимости еще большего экономического и политического взаимодействия, когда отдельное государство делегировало бы определенную часть прав глобальным европейским структурам.
Однако сама структура Евросоюза предполагала некую монополизацию. Более крупные и/или политически влиятельные страны подминали под себя меньших членов. Например, кандидатам на вступление предлагалось частично или полностью упразднить отдельные отрасли – с выкупом предприятий, с компенсацией для производителей.
По факту же происходило уничтожение наработанных экономических цепочек низового уровня, что приводило к обнищанию населения и к усилению критики в адрес Евросоюза.
Облегчение миграционных процессов стало поводом для конфликтов между гражданами, которые лишались профессии из-за наплыва дешевой рабочей силы. Более того, многие страны отказывались становиться участниками Шенгена или вступали на особых условиях, защищая интересы собственных граждан, что полностью обнуляло смысл соглашений.
Возможно, это и стало причиной, по которой Франция с Нидерландами в 2005-м отклонили принятие Конституции ЕС, вынудив общеевропейские органы искать компромисс в виде Лиссабонских соглашений 2007-го с перечнем ситуаций, когда государство должно согласовывать свои действия с Евросоюзом.
Но даже в такой форме ограниченного вмешательства во внутренние дела стран-членов, все чаще отдельные государства проявляют несогласие с общеевропейской политикой. Неудивительно, что один только факт выхода из ЕС Великобритании сам по себе создает опасный прецедент.
Проблемы пресловутой евроинтеграции стали очевидными в начале XXI века, когда все больше маленьких небогатых стран начали подавать заявки на вступление. Старые участники получали существенную выгоду:
Новые же, добровольно ограничивая целые секторы собственной экономики, обретали и статус члена ЕС, и довольно ощутимые временные дотации.
Хотя политические силы продолжают выступать за европейскую интеграцию, общественные организации и гражданское общество все чаще отказываются верить заявлениям чиновников. Несмотря на улучшение среднестатистического уровня жизни, долговая кабала и увядание целых регионов становятся слишком частым явлением на просторах ЕС.
К сожалению, такого рода проблемы для сегодняшнего Европейского союза – далеко не единственные…
В свете последних событий многие эксперты предсказывают неминуемый развал Евросоюза по чисто экономическим причинам — в текущем состоянии нарастающего экономического кризиса содержать надгосударственную надстройку будет просто невозможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам: