Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоограничение – популярная практика, которую современники используют в разных сферах жизни: от попыток сэкономить для накопления на что-то значимое до жестких диет ради похудения к пляжному сезону.
В основе большинства подобных явлений лежит традиционная религиозная аскеза. Что такое это значит и почему многие религии не считают добровольное ограничение чем-то позитивным, разберемся по порядку.
По сути речь идет об отказе от мирских страстей:
аскеза – это попытка ограничить собственные желания вопреки позывам тела и разума. Под аскезой обычно подразумевается следование идеалам религиозного аскетизма.
Нередко термины являются взаимозаменяемыми, поскольку практика обычно продиктована именно духовной составляющей. Оригинальное слово «ἀσκητής» означает «упражняющийся, атлет», хотя подразумевает не столько физические занятия, сколько нравственный подвиг.
Здесь имеется в виду умение человека сдерживать подсознательные порывы ради интеллектуального, религиозного совершенствования, поэтому более значимым можно считатьисходное «ἀσκέω»:
Считалось, что через добровольные ограничения, накладываемые человеком на тело и разум, можно стать лучше, довести себя до совершенства.
И хотя конечной целью всегда было закаливание души, по сей день большая часть практик так или иначе фокусируется на «умерщвлении плоти».
То есть, на физически тяжелых, непривычных действиях, исполняемых вопреки трудностям на протяжении длительного времени – обычно сроком от 30 дней до года.
Нужно учитывать, что аскеза – это духовная практика, ставшая популярной во всех слоях общества.
Поэтому сегодня под аскетизмом подразумеваются три направления:
В первом случае речь обычно идет об авраамических религиях с упором на христианскую культуру. Хотя слово «аскеза» упоминается в Библии лишь единожды, но практики самоограничения и схожие по смыслу слова встречаются на протяжении всех текстов.
Иудейская и мусульманская духовные практики также рассуждают о необходимости дистанцироваться от чрезмерного контакта с греховным миром. Хотя суфии (исламские аскеты) выработали необычную концепцию «воздержания в воздержании», когда в определенный момент вынуждены перестать придерживаться аскезы, чтобы не попасть в ловушку гордости и высокомерия из-за достигнутой «духовной чистоты».
Отказ от «греха», пост, ментальное и физическое самоистязание – самые распространенные варианты аскезы.
Они встречаются в большинстве религий, хотя отдельные верования считают их необязательными, а то и вовсе вредными в достижении духовного возвышения.
Аскеза – это один из способов достижения целей.
Особенно это важно, когда речь касается неких практических результатов, если говорить о психологических практиках и практических курсах. Среди наиболее частых направлений можно отметить такие сферы, как:
Например, борьба с пищевыми привычками невероятно сложная, но именно она помогает добиться лучшего самочувствия при соблюдении корректной диеты. Если же переусердствовать, легко скатиться в расстройства пищевого поведения и нанести серьезный ущерб здоровью. В этом смысле аскеза может нести существенный вред.
Точно так же с помощью ограничения в тяге к алкоголю, курению или сексуальным связям можно полностью изменить жизнь. А также открыть для себя новые занятия или осознать пагубное всеподавляющее влияние привычек на повседневность.
Хотя быть аскетом непросто, но большинство воспринимает подобные практики положительно, поскольку аскетичный образ жизни считается чем-то нравственным и демонстрирующим невероятную силу воли – ради борьбы с собственными душевными порывами.
Помимо этого, аскеза – это еще и модный среди «золотого общества» формат времяпрепровождения.
Если раньше к нему прибегали священнослужители и глубоко верующие люди, сегодня даже знаменитости готовы отказываться от излишеств.
Кто-то делает это в результате следования духовной традиции, ради поддержания физической формы или медийного образа. Иные блюдут аскезу в попытках сделать жизнь окружающих чуточку лучше. Так, голливудские звезды в качестве послов доброй воли часто отправляются в неблагополучные регионы и/или занимаются весьма изнурительной благотворительностью.
Но, какими бы мотивами вы ни руководствовались, здесь главное – не переусердствовать. Ведь конечная цель самоотречения – в самосовершенствовании, а не в отказе от базовых физиологических и духовных потребностей. Лишь при соблюдении баланса аскетизм полезен для человека.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Хотя природа вынуждает человека познавать мир, делать это непросто. Вот почему для большинства занятий требуется кто-то, способный указать правильный путь, обойти ошибки и стать лучшей версией самих себя.
С распространением буддизма и йогических практик все чаще таких наставников стали называть гуру. Кто это такие и чем отличаются от обычных учителей, разберемся по порядку.
Согласно довольно запутанной индуистской этимологии, гуру – это мудрец по жизни, духовный наставник.
Почему «запутанной»? Начнем с того, что дословный перевод санскритского गुरू допускает превеликое множество трактовок, зависящих как от конкретной религиозной традиции, так и от взятого за основу толкования древнего текста. Остановимся на самых популярных:
Больше всего доверия вызывает первая трактовка – как отсылка на индийскую версию алхимии, где ртуть была наиболее значимым и тяжелым элементом, который непосредственно ассоциируется с одним из аспектов Шивы.
Так, лингвисты пытались вывести логическую зависимость, называя гуру отягощенным каким-либо из достоинств, например:
При этом оригинальным корнем этого слова считается термин गॄ गृणाति, который в стихотворной форме обладает уже более релевантными значениями – «воспевать, наставлять, обучать».
Параллельно существует несколько интерпретируемых версий, проводящих параллели между понятием «гуру» и качествами, которые хотят видеть в учителе современники (за основу взяты четыре понятийных маркера со специфическими переводами):
Первый подразумевает привычное обучение, второй – поднятие учеников до просветленного уровня.
Окропление считается ритуальным действием – то есть занимающийся им словно передает опыт окружающим.
Наконец, проглатывание описывает дополнительное свойство гуру: передавая знания и увеличивая мудрость людей, он одновременно забирает слабость и невежество, «глотает» все, что мешает духовному возвышению.
Прочие интерпретации на свой лад обыгрывают корни, связанные с «разжиганием огня знаний», «прекращением тьмы невежества» и божественной сутью подобных учителей. При этом ни одна школа не пытается принизить статус такого наставника.
В любом смысле гуру – это учитель.
Исследователи обнаружили активное распространение термина примерно в первом тысячелетии до н.э., когда массово стали появляться общественные институты гуру-кула. В этих заведениях можно было обучиться множеству высоких дисциплин, как то:
При этом основная нагрузка на гуру заключалась в знании именно религиозных текстов, в умении их объяснить и передать будущим поколениям.
Более того, в отдельных течениях практиковали наложение на гуру специальных ограничений – например, на касту наставника, его половую принадлежность, семейный статус и набор обязательных знаний.
Примечательно, что гуру – это мультикультурное понятие.
На сегодняшний день используются такие оригинальные трактовки:
В рамках европейской культуры под словом «гуру» стали подразумевать учителей, «работающих над духовностью». Со временем это привело к появлению переносного значения, включающего в себя несколько смежных смыслов:
В первом случае термин используется для обозначения некоего авторитета. Основным фактором в этом случае является умение управлять массами, лидерские качества. И даже если количество почитателей невелико, они с радостью исполнят волю гуру.
Второй вариант чаще используется на обывательском уровне в словосочетаниях типа «гуру маркетинга». Он предполагает, что человек добился такого понимания профессии, что с любым делом в рамках специальности справляется легко, не прилагая усилий.
Третья трактовка обычно воспроизводится в формате «гуру в [продажах]», апеллируя не столько к профессиональным качествам, сколько к отдельному навыку. Условный гуру домохозяйства также может быть мастером:
Наконец, четвертая версия указывает на интеллектуальность. Подразумеваются и наличие знаний, и умение их своевременно использовать.
Как вы уже убедились, гуру – это многогранный термин. И если речь не идет о специфических религиозных учениях и йоге, то вероятнее всего подразумевается некий специалист с богатыми знаниями и отточенными навыками, чьи слова и действия в выбранной сфере являются образцом для подражания. По крайней мере, по мнению тех, кто называет его гуру.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Сегодня в центре обсуждения то и дело оказываются чувства верующих, их защита от посягательств со стороны критически настроенных граждан с активной идеологической платформой.
На практике защита веры существует столько же, сколько сама христианская религия. И особенно в этом деле преуспели апологеты. Кто они такие, чем прославились и насколько актуальна апологетика в XXI веке?
В своем непосредственном значении апологет – это раннехристианский автор сочинений (апологий), которые способствовали пропаганде христианского учения и его защите от критики представителями греко-римской культуры. Именно апологеты сформировали основы современного богословия.
В современной интерпретации этот термин может иметь и другое значение:
Апологет — это неумеренный, тенденциозный защитник и восхвалитель чего-либо. Это человек, рьяно защищающий какую-либо теорию и концепцию. Подразумевает чрезмерное, фанатичное и, как правило, предвзятое отстаивание той или иной идеи.
Греческий понятийный маркер «ἀπολογία» («оправдание, защита») послужил своеобразной основой для появления названия последователей такой концепции, именовавших себя «ἀπολογητές» – «защитник, апологет, заступник».
И это вполне закономерно, поскольку предшественниками обоих слов были определения:
Здесь подразумеваются определенные стороны юридической деятельности, выстроенной вокруг дискуссий с критиками христианства. Это не были официальные выступления или, к примеру, научные статьи – скорее, письменные диалоги в ответ на конкретные обвинения, предъявляемые духовными пастырями других религий.
Апологет – это любой автор, во II-III веках выступавший в защиту христианства.
Список можно пополнить «адвокатами» из других эпох, однако именно на период становления официальной церкви приходится большая часть основополагающих трудов по богословию.
Ключевыми направлениями в деятельности апологетов были:
Таким образом, апологетика – это одно из течений в богословии, направленное на глубокое обоснование христианского вероучения и отстаивание его достоинства перед язычниками и неверующими.
В отличие от духовной литературы, наполненной глубоким философским подтекстом, апологетика строилась на рациональных размышлениях.
Она не только использовала формальную логику, но и апеллировала к понятным для современников представлениям о мироустройстве для утверждения христианских доктрин.
Подобные сочинения не охватывали всю совокупность религиозного учения, поскольку отвечали лишь на конкретные обвинения и обосновывали узкий спектр вопросов, важных для определенных авторов или групп, от лица которых христианству выдвигались претензии.
Апологеты – это пример для подражания любого священника.
Но чаще под словом «апологетика» подразумевают ключевые основы богословия, некую базовую дисциплину, через которую будущих служителей церкви учат взаимодействовать с миром и пропагандировать свое учение.
Это в первую очередь:
Духовные образовательные учреждения обучают будущих служителей культа дискутировать в публичном пространстве с опорой не на Писание, а на факты. С таким подходом проповедь становится более эффективной, поскольку не требует от собеседника верить, но пытается убедить с помощью естественно-научных фактов, приемлемых в социуме риторических приемов.
Во многом апологетика позволила христианству обрести опору, чтобы развиться до сегодняшних масштабов. Учитывая влияние христианских философов, именно апологетика стала толчком ко внутренним реформам, которые позволили сначала выделить иудейскую секту, а затем и взрастить учение до масштабов мировой религии.
Философия, сформировавшаяся как инструмент для регулирования всех форм освоения действительности, весьма успешно выполняет и другие важные функции – в частности, функции хранения и трансляции теоретических знаний в последующие эпохи.
В Средневековье, когда апологетика давно доказала свою способность справляться с грандиозной работой по осмыслению христианства, сформировалась основополагающая база этого течения, представлявшего собой на рубеже XII-XIV веков уже довольно четкую и целостную систему знания.
Таким образом, апологетика в философии – это идеология апостольского и евангельского толка, синтезированная с рационалистической греческой философией.
Благодаря такому синтезу сегодня у термина существуют две равнозначные трактовки:
Второе значение появилось из методов, которыми пользовались даже первые практики апологетики, поскольку – помимо защиты учения – они без стеснения организовывали нападки на существовавшие традиционные институты современного им общества.
В этом контексте уместно вспомнить одного из именитых апологетов периода начала III века – Квинта Флорента Тертуллиана. Будучи успешным адвокатом в Риме (и на тот момент – язычником), он сначала рьяно критиковал философскую мудрость, пропагандирующую «ложные цели и ценности».
Затем, бросив юриспруденцию и став священником, Тертуллиан заявил, что чистая вера несовместима с разумом. Тогда же он и озвучил приписываемую ему фразу: «Верю, потому что абсурдно», хотя в письменных источниках подтверждения этому факту исследователи не нашли.
В нынешних реалиях интересующее нас слово обрело более широкий смысл и при этом – довольно негативную коннотацию:
Апологет – это человек, рьяно защищающий какую-либо теорию и концепцию.
В целом же термин подразумевает чрезмерное, фанатичное и, как правило, предвзятое отстаивание той или иной идеи.
С другой стороны, умение обосновать собственную позицию по любому вопросу будет полезно каждому в самых разных сферах жизни. И в этом смысле основы апологетики – надежная опора!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Символизм – важная часть культуры. Люди придают особое значение каким-то словам, мимике, жестам. В некоторые моменты даже части тела обретали некий сакральный смысл: их изображение или упоминание стало ассоциироваться с определенными явлениями и социальными функциями.
Подобного рода наполнение появилось и у такого простого слова, как десница. Что такое это значит, чем является на практике и почему упоминания о деснице регулярно встречаются в современных произведениях, разберемся вместе.
Речь идет о слове, практически выпавшем из активного сегмента в современном употреблении.
По сути десница – это правая рука (устаревшее обозначение одной из конечностей, наиболее удобной для выполнения большинства работ).
Понятие восходит корнями к старославянскому слову «десный», которое на сегодняшний лад звучит как «правый». Со временем термин стали использовать по отношению конкретно к правой руке, тогда как левую называли шуйцой.
Постепенное развитие культуры привело к формированию «общества правшей», где большая часть «благородных» занятий выполнялась именно правой рукой. Даже современная система воспитания наследует эту практику, когда левшей традиционно «переучивают», поскольку та или иная дисциплина исторически требует определенных движений, выполняемых конкретной рукой:
Благодаря этому за десницей постепенно закрепился сакральный смысл, который впитали почти все религиозные течения, а через них – сообщества древности, в которых черпают вдохновение современники.
В православии, равно как и в католицизме, десница – это наиболее распространенный элемент святых мощей.
Список самых известных и почитаемых возглавляет правая кисть, принадлежавшая святому пророку Иоанну Крестителю. Именно эту часть мощей использовали при крещении Иисуса Христа, возложив ее на голову божьего сына.
Примечательно и то, что десница еще считается одним из основных признаков покровительства праведникам, что лучше всего отражено в церковной иконописи.
Так, в частности, особое значение для верующих-христиан обрел сюжетный фрагмент с изображением правой руки, возникающей из белоснежного облака. Здесь десница служит символическим отражением образа/представления первого лица Троицы.
В целом же, в соответствии с религиозными устоями, десница – это рука мощи, символизирующая некое животворящее начало, связанное со светлым будущим и обретением опыта, необходимого для становления на праведный путь.
И это понятно, поскольку именно десница служит знаком благоволения, милосердия и божьей помощи, поэтому так широко используется во всех церковных ритуалах, и особенно строго – в благословениях и клятвах. Десницу можно встретить на древних регалиях, на религиозных атрибутах и в молитвенных текстах.
В связи с этим в народных традициях (а в старые времена практически все люди были верующими) повелось, что на домашних застольях «одесную» от хозяина дома сажали самого почетного, уважаемого и желанного гостя.
Помимо всего прочего, десница – это еще и способ манипулирования миром.
С помощью рук люди получили главную возможность – изменять окружающее пространство. Так что ничего удивительного в самом факте закрепления образа кисти в той или иной форме в качестве символического изображения властных полномочий.
Правая рука в христианстве – символ Бога-Отца.
Возникающая из облаков, она олицетворяла Всевышнего, его могущество и силу, способную сотворить мир. Поколения верующих наделяли десницу дополнительными эзотерическими смыслами:
Священнослужители, использовавшие правую руку в ритуалах благословения и в ходе принесения/принятии клятвы, положили начало новой традиции, когда подобные жесты перешли в народ и стали обычаем.
В разные эпохи и в разных государствах существовал особый статус для особо доверительных лиц в монаршем окружении. Негласно (а кое-где и вполне официально) считалось, что десница – это представитель монарха.
Аналогия простая: формально Иисус Христос считался десницей Бога-Отца, деятельным началом, призванным изменить ситуацию на Земле. Такая концепция была распространена и среди светских правителей, личные помощники которых также получали существенные полномочия.
Речь идет о доверенных из числа канцлеров и секретарей, которые частично или полностью брали на себя обязанности монарха: в силу его малолетства, временной недееспособности или сознательного дистанцирования от принятия решений.
При этом, хотя выражение «пока король спит, десница строит» могло нести мистический смысл, на практике оно означало всего лишь делегирование полномочий.
Десница – это архаизм в рамках русского языка, который используется в некоторых устоявшихся выражениях в возвышенном стиле.
В современном контексте «десница» обычно является частью литературного вымысла – например, в сюжетах художественных произведений в жанре фэнтези или на историческую тему подобное определение смотрится весьма органично.
Примером послужат «десницы короля» из «Песни льда и пламени» с экранизацией в виде «Игры Престолов». В произведениях Мартина эта должность оказывала значимое влияние на сюжет, вполне отражая исторически заложенные в слово властные полномочия.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Духовные практики все чаще проникают в повседневную жизнь, обещая просветление, улучшение самочувствия, исправление «кармических проблем», совершенствование, рост. И одной из таких практик стал целибат.
Что это за явление, в чем отличие целибата для мужчин и для женщин и как относятся к этому медики, разберемся по порядку.
Речь идет о церковной концепции безбрачия, известной на протяжении многих веков и обретшей сегодня дополнительную поддержку в виде медицинских и гендерных исследований.
С учетом исходных религиозных предпосылок, целибат – это обозначение семейного статуса, когда человек обязуется не связывать себя супружескими отношениями.
Термин относится как к каноническому праву, так и к гражданскому, подразумевая положение вне брака и, наряду с этим, – воздержание от секса. Само слово восходит корнями к латинскому понятийному маркеру «caelibis» с его двумя очень близкими по смыслу значениями:
Примечательно, что широкому распространению термина в современном мире способствовали самые разные конфессии, поэтому понятие целибата так тесно увязывается с религиозной коннотацией. Отсутствие мужа или жены в данном случае тождественно отсутствию половой жизни после принятия обета безбрачия, а в высшем проявлении сливается с понятием девственности.
В общеупотребительном смысле целибат многие воспринимают как осознанное физическое ограничение человека, но в церковном контексте целибат – это одна из обязанностей христианских монахов и высшего духовенства, закрепленная в церковных уставах после появления правил Эльвирского (ныне – Гранада, Испания) собора.
Значение этого собора, состоявшегося в период до 316 года, переоценить невозможно, поскольку именно тогда было принято около восьми десятков правил, касающихся церковного и морально-нравственного благочестия. Согласно им, священнослужители делятся на «белых» и «черных».
Последние, в свою очередь, являются монахами – людьми, ушедшими от мирских страстей и бытовых забот. Только таким было дозволено принимать сан, начиная с епископского. В исключительных случаях дозволялось назначать епископами не-монахов, если те долгое время придерживались соответствующего образа жизни.
Тогда посвящение и принятие в монахи происходили одновременно. Раннее христианство относилось к женатым епископам более-менее терпимо, но уже к середине IV века такие священнослужители считались исключением.
На сегодняшний день условия продвижения по церковной иерархической лестнице зависят от конкретной конфессии. Тем не менее во всех случаях подразумевают именно юридически оформленные отношения с дополнительным условием об отсутствии половой жизни.
Воздержание – это испытание для мужчин и нормальный статус для женщины, по мнению церкви.
Дело в том, что практика его «соблюдения» возможна в двух формах:
В первом случае речь идет о монашестве, когда человек отдает себя богу и усмиряет плоть, что приравнивается к духовному подвигу. Человек совершает подобный религиозный акт, через который находит просветление, отыскивает путь к спасению и обретает счастье.
Между тем, «женский целибат» – это неотъемлемая часть так называемой нравственной жизни, а именно:
Это считается моральным, но при этом не дает абсолютно никаких привилегий в качестве верующего, какими обычно обладают мужчины. И да, за «распутное» поведение могли отлучить от церкви, а нарушивших обет монахинь и вовсе отказывались причащать перед смертью.
Однако у мужчин и женщин – довольно различные физиологические особенности, и женский целибат – весьма опасное мероприятие с точки зрения здоровья.
Медики утверждают, что выбросы гормонов, сопровождающие как женский, так и мужской оргазм, благотворно влияют на организм, причем по многим направлениям:
Кроме того, активная половая жизнь снижает риски заболеваний предстательной железы и способствует облегчению симптомов ПМС. Доказано прямое влияние на мочеполовую и нервную системы, равно как и на органы, связанные с фертильностью и продолжением рода, – например, молочные железы, кости таза и т.п.
При этом особенно негативно на здоровье влияет принудительный целибат, когда человек под чьим-то давлением отказывается от сексуальных отношений или просто физически не может иметь партнера. Гормональные сбои ведут к появлению последствий от сухости в интимной зоне, к прыщам и сыпям, к сбоям сердечных ритмов, к перепадам настроения и даже к тяжелым депрессиям.
Так что целибат – это не про отсутствие полового влечения. Такой акт может совершаться лишь осознанно, а церковью признается, только если ставит целью приблизиться к богу через соблюдение особой чистоты – тела, мыслей, сердца.
Именно поэтому формальное отсутствие секса, например, при регулярных запоях не считается целибатом.
Также в список «целибатных холостяков» не попадают люди:
Хотя самоудовлетворение позволяет избежать негативных последствий для здоровья без поисков партнера, все же это нарушает принцип воздержанности. Аналогично с этим пониженное половое влечение не требует от человека особенных усилий и потому не считается осознанным ограничением.
Наряду с этим асексуальность – специфическая ориентация, при которой человек не испытывает влечения к людям обоих полов и не нуждается в любых отношениях. При этом подвид демисексуалов может испытывать удовольствие от секса, но лишь с очень близкими людьми – на психоэмоциональном уровне с минимальным задействованием физиологии.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Вопросы веры и религии в целом постепенно отходят на второй план, закономерно уступая место борьбе за политическое влияние, социальные права, экономическое доминирование. Однако даже в этот период продолжается развитие и укрупнение различных религиозных организаций.
Сегодня то и дело появляются новые учения, при этом старые разбиваются на дополнительные ответвления и превращаются в движения или течения. В чем суть конфессиональных различий, разберемся вместе.
Для начала уточним, что рассматриваемый термин используется для обозначения религиозных течений или объединения людей, к ним принадлежащих. Своими корнями он уходит к латинскому понятийному маркеру «confessio», обладающему несколькими близкими по смыслу значениями:
Этот маркер, в свою очередь, выведен из глагола «confiteri», подразумевающего признание чего-либо, в том числе и исповедование определенного учения.
Таким образом, в лингвистическом смысле конфессия – это совокупность определенных особенностей того или иного вероисповедания в рамках какого-либо религиозного учения. Термин употребляется и для указания на чью-то принадлежность к церкви или религиозной общине.
Лишь через некоторое время, в период активного роста числа государств-теократий, слово «конфессия» стало употребляться для обозначения вообще всех возможных учений, что и обусловило появление нескольких не всегда тождественных трактовок:
Первый вариант считается устаревшим и практически не используется в наши дни. Хотя раньше, например, мусульман могли назвать «людьми исламской конфессии». При этом на практике использовались две равноправных формулировки:
Как видите, четкого определения конфессий не существовало – подразумевалось лишь некое отличие в молитвах, в обрядах, в божествах и т.п. И только с течением времени термин обрел современные черты.
И когда конфессиями называют все существующие вероисповедания, в этом нет ошибки. В широком смысле подразумеваются обычно все мировые религии, и в первую очередь это:
Из-за некоторых определений, касающихся понятия религии, может сложиться впечатление, что буддизм в списке лишний. Действительно, первые три относятся к авраамическим религиям и по сути исходят из смешения установок мифологического, философского, исторического толка, тогда как индийская традиция кажется абсолютно автономной.
Дело в том, что со временем веру начали воспринимать в качестве некоего общего социального и культурного явления. И теперь даже никак не связанные религиозные направления стали именоваться конфессиями, подразумевая учения о мистической подоплеке мироздания.
Проблемы с разделением на конфессии возникают и на низовом уровне. На примере того же христианства обычно выделяют:
Несмотря на такое – упрощенное – деление на три конфессии в рамках одной церкви, на самом деле речь идет всего лишь о разных по вероисповеданию общинах. Тем не менее, размежевание византийских и римских верующих совершенно не учитывает выделившиеся из общего учения и существовавшие задолго до раскола:
Крупные конфессиональные группы предпочитают объявлять новые ответвления еретическими или вовсе не признают их в качестве самостоятельной религиозной единицы, поэтому впоследствии такие ответвления сами разделяются на меньшие учения.
В свете этого становится очевидным, что любые попытки классификации – не более чем условность, используемая в большей степени для удобства в рамках конкретной дискуссии.
В современном мире принадлежность к той или иной конфессии не является чем-то значимым в глазах государства. Большинство стран применяет законы ко всем гражданам одинаково, даже если правовая база основана на конкретной религиозной традиции.
Однако в прошлые века вероисповедание считалось одной из ключевых характеристик гражданина, по которой определялись его возможности:
Так, в Российской империи до реформ 1905 года внеконфессиональный статус гражданина не был предусмотрен, при этом неправославные должны были уплачивать дополнительные налоги.
В Европе же в Средние века еврейские гетто формировались именно на основе религиозной принадлежности – исповедовавшим иудаизм власти предписывали селиться в специально отведенном месте. Отречение от прежней веры нередко меняло правовой и социальный статус человека.
Сейчас большинство правительств не накладывает никаких ограничений на простого человека, хотя организации остаются под контролем. Например, в России существует перечень признанных (зарегистрированных) религиозных групп, которые могут заниматься соответствующей деятельностью.
Но если церковь или аналогичное объединение созданы за границей, они также имеют право открыть свое представительство – просто без соответствующего статуса не получится «окормлять» верующих официально. Это ограничения не конфессионального, но юридического характера, поскольку всегда можно пройти регистрацию и получить полные права.
Кроме того, есть некоторые ограничения для организаций, признанных экстремистскими, иным образом нарушающих законы страны, как это произошло с общиной «Свидетели Иеговы», деятельность которой запретили по представлению Минюста РФ.
Конфессии могут различаться кардинально или быть похожими до степени смешения. Нет никакой разницы, во что верит человек, если это не мешает окружающим и не нарушает закон. Главное – не пытаться навязывать окружающим свои убеждения, и тогда разные религии смогут без проблем уживаться рядом.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Магическое мышление было спутником человечества на протяжении многих тысяч лет: никак иначе люди не могли объяснить явления и событийность окружающего мира. С развитием науки все более сильные позиции занимало светское общество, которое полагалось на рационализацию всего и вся.
В современных реалиях вера (как и вообще вероучения) играет не такую значимую роль, что толкает некоторых на попытки радикально отмежеваться от религиозных организаций. Это заставляет задуматься: что такое кощунство, чем оно грозит в XXI веке?
Обобщая смысл трактовок, представленных в большинстве русских толковых словарей, можно остановиться на следующем определении:
Кощунство – это бесцеремонное обращение (непочтительность, осквернение, оскорбление) либо посягательство на религиозную святыню и/или святые вещи (в прямом или переносном смыслах).
Происходит термин от старославянского «кощун»:
Есть и не очень близкие значения к термину «кошунство»: синонимы не очень близкие, конечно, и у нас практически не используются, а их появление связано, вероятнее всего, с заимствованием из тюркского, где «kоštаn» трактовался как «корыстный человек»:
Очевидно, религиозный подтекст присутствовал в определении изначально, получив дальнейшее развитие в рамках православной культуры. На сегодняшний день существует в основном два значения:
Оставаясь актуальным в рамках церковнославянского языка и церковной риторики, на бытовом уровне слово можно считать устаревшим, из-за чего вторая трактовка, связанная с тюркским происхождением, встречается чрезвычайно редко. Впрочем, она все еще находит отражение в административном и уголовном законодательстве многих стран.
Кощунство было преступлением на территории Российской империи, где до 1905 года запрещалось находиться вне конфессии (не принадлежать ни к одной религии), а на представителей разных религий накладывались определенные ограничения.
Сегодня официальная позиция РПЦ состоит в том, что – согласно евангельским текстам – ответом на богохульство должна быть праведная жизнь христиан, которые одним лишь этим должны усовестить кощунствующих сограждан.
Дополнительной допустимой мерой воздействия могут быть обычные увещевания о недопустимости, оскорбительности ряда высказываний:
При этом важно понимать, что кощунственными, но не тождественными друг другу считаются такие явления как:
Хотя все три слова нередко используются в качестве синонимов, однако под кощунством подразумеваются именно неуважительные слова и действия, даже не имеющее цели задеть конкретно верующих или религию. Это наиболее многозначный и всеобъемлющий термин.
Святотатство является калькой от греческого ἱερο-σῡλία («ограбление храма») или латинского sacrilegium («похищение святыни»). В данном случае подразумеваются действия, нацеленные на разграбление церковного имущества, сам факт которого задевает религиозные чувства, но необязательно ставит оскорбление верующих конечной целью.
Богохульством же называют «вознесение хулы» в адрес божества, оскорбление веры, духовного мира, тогда как кощунство нацелено на объекты культа, обряды, религию – вещи вполне материальные, земные. Таким образом происходит разделение терминов по объектам поругания.
Кощунство отдельно описывалось Уложением о наказаниях от 1885 года, где оно определялось 182 статьей в качестве язвительных насмешек, доказывающих явное неуважение говорящего:
К той же статье могли отнести богохульство (более тяжелое преступление), сказанное без злого умысла и непублично. Такой проступок мог привести к тюремному заключению сроком от 4 до 8 месяцев либо же, при наличии смягчающих обстоятельств, – от 1 до 3 месяцев.
Некоторые могут проследить возрождение подобной практики в 148 статье УК РФ «О защите чувств верующих», которая в реальности направлена на защиту таких прав, как свобода совести и свобода вероисповедания.
Однако важно понимать, что если законодательство Российской империи защищало права крупнейшей религиозной группы как одного из столпов государственности, то в современной России речь идет о профилактике разжигания социальной розни на почве вероисповедания.
Участившиеся хулиганские действия в храмах и на религиозных мероприятиях (кощунство) с 1990-х и до 2010-х все ближе подходили по своей реализации к экстремизму, поскольку грозили серьезными социальными потрясениями.
Это стало основанием для выделения хулиганства и оскорбления на религиозной основе в отдельную категорию для формирования соответствующей судебной практики и предупреждения розни.
Такое явление, как кощунство, существовало издревле и регулярно практикуется представителями противоборствующих конфессий. Не говоря о том, что члены конкретного религиозного сообщества могут воспринимать нейтральные слова и поступки в качестве кощунственных с точки зрения собственной веры.
Это, впрочем, не означает необходимости отказаться от собственного мнения: просто критику или сомнения стоит доносить не перформансами посреди церковной службы, а в корректной форме, выбрав подходящие время и место.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам: