Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Игры сопровождают человека тысячелетиями, помогая тренировать полезные навыки или отвлекаться от рутины. Но любая игра – это прежде всего азарт, эмоция весьма сложная и всегда связанная с риском и опасностью, что приводит к неадекватному восприятию своих шансов.
С развитием компьютерных технологий появилась масса новых игровых форматов, однако индустрия не в силах разрешить некоторые традиционные проблемы, среди которых ключевое место занимает тильт. Что это за странное явление, как оно проявляется и есть ли способы справиться с негативными последствиями такого состояния, разберемся вместе.
В игровой концепции тильт – это особое эмоциональное состояние, когда игрок, находящийся под влиянием бьющих через край эмоций, начинает действовать импульсивно и утрачивает контроль над ситуацией.
Своими корнями слово восходит к английскому понятию «tilt» (что значит «наклон»), и может в русском языке писаться как «тилт».
В какой-то момент этот термин, изначально сугубо психологический, успешно перекочевал в другие сферы, не имеющие отношения к медицине:
Особую актуальность слово «тильт» обрело в эпоху популярности игровых автоматов. Так, в частности, в ранних компьютерных симуляциях и в аркадных играх типа пинбола существовали специфичные техники, когда ударом или «наклоном» виртуальной игровой платформы позволялось сдвинуть шарик ради выигрышной позиции.
Но если переусердствовать, загорается лампочка индикатора наклона, затем отключаются лапки для отбивания снаряда, что и означало проигрыш. Когда фанаты автоматов пытались мошенничать или чересчур раздражались и наносили урон оборудованию, игра заканчивалась.
Таким образом сама концепция тильта, оказавшаяся столь удачной, гармонично вписалась в игровую сферу и очень быстро прижилась в геймерском сообществе. Хотя сегодня понятие чаще всего используется в киберспорте, широкое распространение оно получило с началом популяризации покера.
В азартных карточных играх тильтом называют состояние эмоционального раздрая, вызванное, например, разочарованием в используемой стратегии, умственным замешательством или чрезмерной подверженностью эмоциям, из-за которых игрок становится слишком импульсивным, раздражительным, теряет концентрацию и самоконтроль.
Как итог – множество ошибок, неэффективные тактики, приводящие к поражению или снижающие вероятность выигрыша.
Оказавшись в состоянии тильта, человек получает целый спектр психологических, соматических и гормональных проявлений:
Всплеск адреналина и кортизола, вызываемый целым шквалом эмоций, заставляет человека выдавать чрезмерную реакцию, что нередко приводит к сильнейшему стрессу или к длительным и глубоким депрессиям. И лишь в редких случаях сразу за стрессом приходит откат в виде усталости и невозможности вернуться в прежнее – нормальное – состояние.
Как видите, «тильт» – это сленг не только для игроков. Тильтом в жизни обычно называют результат любых событий, приводящих нервную систему человека в перевозбужденное состояние.
Причины могут быть как негативными, так позитивными, а также – и вовсе не связанными с игрой:
Что касается первого пункта, то он встречается чаще других. Стремление к успеху – естественное желание, поэтому цепочка из трех и более поражений выводит человека из себя. Особенно если накладываются дополнительные факторы в виде финансовых потерь, уходящего карьерного повышения или сокращения по работе.
Второй пункт заставляет потерять концентрацию из-за чрезмерной веры в себя, когда рядовые ситуации оказываются сюрпризом. Как пример – мошеннические схемы вокруг карточных игр, устраиваемых на вокзалах или в поездах. Все это строится на тильте: человека заставляют поставить последнее, «чтобы отыграться» после череды поражений, или же наоборот – позволяют выиграть несколько раз подряд, а в финальной игре забирают все.
Наконец, последний вариант может быть не связан с результатом игры вовсе. Критика со стороны родителей, ссоры с любимыми, внезапный ремонт у соседей или токсичные комментарии в чате так же бьют по душевному равновесию, как и крупные победы, «отключающие» рациональный подход к происходящему.
Разрушительные последствия тильта нельзя недооценивать. А поскольку это состояние, с которым можно и нужно бороться, в большинстве случаев актуальными будут пять рекомендаций:
Профессиональные спортсмены и стримеры давно научились отслеживать самочувствие, поэтому при первых признаках нервного перенапряжения отправляются на перерыв. Это позволяет проанализировать текущую игру и принять решение о продолжении, а заодно – избавиться от легкого стресса.
Если речь идет о серьезных соревнованиях, важно переключаться между различными форматами деятельности. Человек не может оставаться в рамках одной активности: банальная физкультура или день отдыха с семьей станут лучшей профилактикой тильта, укрепляя нервную систему.
Ту же задачу выполняет здоровый образ жизни. Ведь на работу нервной системы оказывают влияние гормональные всплески и хронический стресс, которых можно избежать, если правильно питаться и вовремя ложиться спать. Общие врачебные рекомендации полезны даже для плодотворной игры!
Но главное – научиться воспринимать поражения в качестве полезного опыта.
Пусть они доставляют психологический дискомфорт, но зато стимулируют к освоению выигрышных стратегий противника, избегать повтора собственных ошибок и неудачных решений.
Наконец, дружеская партия в карты или в «Лигу Легенд» – отличная возможность освежить впечатления. Здесь важно, чтобы матч строился не на желании победить, а на стремлении хорошо провести время. Игра в удовольствие не оставляет тильту места.
И помните: тильт – это вполне здоровая и естественная реакция.
Этого не нужно стыдиться, хотя по возможности лучше избегать. А при первых признаках лучше остановить игру, чтобы сохранить отношения с товарищами по команде и не заполучить в копилку еще несколько поражений.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru.
«Отдать что-то малое, чтобы взамен получить гораздо больше…»
Поклонники современных детективов без труда узнают фразу из знаменитого романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит». Так говорил османский шпион, который хотел помешать русским войскам победить в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов. И задумке которого с блеском помешал гениальный сыщик Эраст Фандорин.
Но в этой статье речь пойдет не об истории, не о детективах и даже не о шпионах. А самом понятии ГАМБИТ, который Акунин использовал для названия своего произведения.
Гамбит – это термин, который используется в шахматах. Это один из вариантов развития партии, когда игрок пытается форсировать события и освободить пространство для движения фигур. Для этого он может пожертвовать пешку или даже какую-нибудь фигуру.
Также «гамбит» применяется и в шашках. Просто эта игра не такая популярная на профессиональном уровне, хотя по ней даже проводятся Чемпионаты мира. Тем не менее, вся терминология стала известна благодаря именно шахматам.
Интересно, что само по себе слово «гамбит» изначально не имело к шахматам никакого отношения. У него итальянские корни. И дословно «gambetto» означает «подножка».
То есть это слово с большей вероятностью могло звучать в других видах спорта – игровых и контактных. Первое, что приходит на ум, это, конечно же, футбол. Особенно с учетом, какую страсть итальянцы испытывают к этой игре.
Более того, в шахматах этот термин впервые использовал не представитель Италии. Это сделал испанец Руй Лопес де Сегура, который жил в далеком уже XVI веке. Он был очень известен в шахматных кругах, его часто звали играть даже с королевскими особами.
На этот счет есть даже картина Луиджи Муссини «Шахматный турнир при дворе короля Испании», написанная в 1883 году. На ней изображен как раз де Сегура – это священник, который сидит слева от игровой доски.
Дело в том, что Руй Лопес де Сегура действительно был священнослужителем. Что не помешало ему в совершенстве овладеть шахматами. Король Филипп Второй признал его сильнейшим игроком, и вручил ему награду из золота и подарил богатый приход.
Де Сегура является автором книги «Об изобретательности и искусстве шахмат». Этот учебник стал чуть ли не основным для нескольких поколений игроков. В нем испанец подробно описал самые разные дебюты партии, в том числе и с применением гамбитов. Книга неоднократно переиздавалась и была переведена на многие языки, например, французский, немецкий и португальский.
Гамбит – это прием, который чаще всего используют в самом начале шахматной партии, которое называют дебютом.
У него несколько задач:
Естественно, чаще всего для гамбита жертвуют пешкой (или парой пешек). Иногда правда сопернику отдают и более значимую фигуру, например, коня. Соответственно, если соперник забирает «жертву», то гамбит считается принятым. Но этого можно вполне и не делать, тогда он называют отклоненным. Хотя второй вариант встречается в реальных партиях крайне редко.
Существует на самом деле несколько десятков различных вариантов. Все зависит от того, какие конкретно фигуры будут приноситься в жертву, на каком ходу и что они принесут в дальнейшем. Расскажем о самых известных приемах.
Это самый известный вариант. Гамбит делает игрок с белыми фигурами. Идея состоит в том, чтобы пожертвовать фланговой пешкой. Если черная пешка ее заберет, то у удастся достигнуть сразу несколько целей:
Некоторые гроссмейстеры, правда, не считают этот вариант гамбитом в чистом виде. Именно потому, что через ход белые забирают пешку и получается самый обычный размен.
А это вариант, который в свое время играл тот самый Руй Лопес де Сегура. И впервые он его использовали в 1560 году.
Первоначальная идея точно такая же, как и в Ферзевом гамбите – только все происходит в правой части доски. После того, как черная пешка съест белую, у ферзя появится большой простор в центре. А это очень серьезная угроза для черных.
Королевский гамбит был в арсенале многих великих гроссмейстеров и чемпионов мира. Например, его часто использовал Борис Спасский. Правда, со временем играющие черными нашли много вариантов, как противостоять этому. И сейчас его редко можно увидеть на профессиональном уровне. Хотя у любителей это по-прежнему грозное оружие.
Этот прием используют гроссмейстеры, если черные начинают выстраивать сверхнадежную защиту, рассчитывая свести партию к ничьей. Гамбит придумал шотландский шахматист Джон Кохрен в середине XIX века, поэтому он и назван его именем. Суть в том, чтобы отдать своего коня в обмен на возможность атаковать открытого короля.
Во времена Кохрена этот гамбит действительно приносил пользу. Но сейчас его считают слишком рискованным. Опять же давно продуманы самые разные варианты дальнейших ходов. И в результате, белые могут и не получить желаемого преимущества в партии.
Все наверняка слышали о «Сицилианской защите» — это один из самых популярных дебютов у тех, кто играет черными фигурами. Он дает в перспективе возможность не только надежно защищаться, но и перейти в контрнаступление.
Так вот, чтобы противостоять этой активной защите, придумали Сицилианский гамбит.
Его суть в том, чтобы пожертвовать пешками, но зато открыть одновременно и центр доски, и фланг ферзя. У белых появляется очень сильная позиция для атаки. А черным надо будет сильно постараться, чтобы свести партию хотя бы вничью.
Есть в шахматах и такой прием, который называется «Контргамбит». Его проводят уже черными фигурами. Сначала отклоняют предложение белых о гамбите, и тут же предлагают свой вариант «жертвы». В итоге партия может приобрести открытый характер, в которой оба игрока будут иметь практически равные шансы на успех.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам: