Темная кухня это ресторанная кухня без самого ресторана,работающая на онлайн-клиентах в радиусе полутора-двух километров.Эта бизнес-модель сейчас активно развивается в мире, в России тожезапустилось несколько подобных проектов. Основатель одного из них, Михаил Рейдер, рассказал, скакими трудностями придется столкнуться, если вы решили открытьсвою собственную темную кухню.
Сразу думайте о том, какобеспечить себя заказами в выбранной локации. Еслиоткрыть Яндекс.Еду на Покровке, то там вы увидите 250 ресторанов, искорее всего, у второй сотни продажи нулевые. Здесь нельзя добытьнефть, просто воткнув палку. Чтобы клиент выбрал dark kitchen, а неизвестный оффлайн ресторан, надо сильно выделиться и уметь донестиотличие. Это задача не из простых вам придется придумать сильнуювиральную историю для своего проекта.
Сравните себя с офлайн-ресторанами схожей концепции: простоспросите в заведении, сколько у них в день заказов онлайн илипосчитайте курьеров. Когда мы открывали Варламов Есть, мы знали,что есть механизм, с помощью которого мы сможем привлекать людейизвне, собственно, Илья Варламов и его аудитория. Для теста мынеделю поработали без каких-либо анонсов от него и не получили ниодного заказа. После первых тестов и первой тысячи людей,испытавших вау-эффект, задача упрощается нужно сохранятькачество.
Dark kitchen может привлекатьклиентов множеством способов: это могут быть селебрити со своимисоцсетями, реклама в Facebook и даже обычные промоутеры, раздающиелистовки. Или промо в системе доставки вроде купи один, второйбесплатно какое-то время будете болтаться наверху, и можнозаработать постоянных клиентов, если продукт крутой. В центреМосквы есть риск, что платформа доставки (Яндекс.Еда или DeloveryClub) не будет делать с вами акцию просто потому, что имнеинтересно. Да и вообще сейчас там берут только знаковыепроекты: рынок перенасыщен предложением. Но все может измениться,так как спрос растет.
Ещеодной фишкой может стать доступ к источнику дорогого продукта пооптовой цене какому-нибудь трюфелю, крабу. В Лондоне есть офлайнпроект бургеров с лобстерами. У российских, кстати, ребят была идея низвести лобстеров из категории лакшери до еды для обычных людей.И это получилось, при этом они стали крупнейшим импортеромлобстера.
Сейчас, когда выделиться из250 ресторанов в округе сложно, риски довольно высоки: возможно,заказов будет мало или не будет совсем. Поэтому стоит начать скомбинации офлайн и онлайн продаж. Если вы открываетесь не заинвестиционные, а за свои деньги и не можете ждать, пока рыноксозреет, лучше параллельно встать на фудкорт или поставить фудтрак и сравнивать. Если 80% прибыли будет приносить онлайн, тоследующую локацию можно сделать чисто в онлайн.
В открытии Dark Kitchen нарайоне есть проблема курицы и яйца. В условном Бутове была всегдатолько Шашлычная у Петра и Мак на заправке. Люди привыкли ктакой ситуации, и им не придет в голову открывать там приложение. Аесли и придет, то они не увидят там ничего и закроют его надолго.Открываясь на окраине, ты прокладываешь дорогу для остальных, а этовсегда тяжело.
Как и влюбом бизнесе, концепция самое важное, и тут можно полагатьсятолько на чутье. В Uber Eats поке (сыраярыба или морепродукты с рисом и овощами) был топ трендом еды вАмерике и в Европе. Я это увидел и понял, что это сработает и унас. Большой ассортимент, кстати, приводит к увеличению отходов,так что моно-кухня отличный вариант для начала.
Ошибаться нормально: мы пробовали элементы индийской кухни,которые, как я был уверен, зайдут, но чутье меня подвело. Еще мырешили делать настоящий бефстроганов из мраморной говядины, кластьмного мяса. Люди это не оценили в этом блюде обычнонекачественность мяса забивается соусом, они не почувствовалиразницы, несмотря на все наши рассказы о том, что у насединственный в своем роде, настоящий бефстроганов. Сейчас мыпланируем тестировать аранчини сицилийские рисовые шарики сфаршем, которые почти никто в Москве не делает. Что из этогополучится пока неясно.
Основная экономия приоткрытии dark kitchen на ремонте зала. Может, повезет и попадетсяготовая кухня, из которой кто-то съехал, тогда затраты на открытиеминимальны, от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. На полноценныйремонт помещения пол, потолок, стены, сигнализация уйдетнесколько миллионов. Арендовать чьи-то мощности не получится такие кухни заточены под редкие заказы, кейтеринг, поэтому времятам очень дорогое, да и находятся они в промзонах. Холодный цех иузкий ассортимент снижают стоимость и требования к помещениям.Кроме того, затраты отличаются, если у тебя фабрика и несколькокухонь или все производство на одной кухне. Во втором случаесебестоимость производства будет, конечно, выше.
Регионы сильно отстают отстолицы, а в Москве dark kitchen только появились. Нужно большеспроса, но я не исключаю, что у кого-то получится открыться вдругих городах.