По даннымGlobal Startup Ecosystem Report 2019, из двенадцатибизнес-идей выстреливает только одна. Многие digital-стартапыгибнут из-за того, что тратят слишком много силна документацию и вместо того, чтобы начать зарабатывать,месяцами играют с цветом кнопок, в результате деньгинередко заканчиваются задолго до запуска. Вот 8 правил,которые помогут взлететь, а не пополнить печальнуюстатистику.
IT-продукт очень сложнопродавать на словах. Поэтому главная задача технологическогостартапа быстрый запуск прототипа. Однако некоторыестартаперы считают, что разработку продукта нельзя начинать безмногостраничного технического задания. В нем они подробноописывают каждую мелочь, хотя всё это уже наверняка реализованов других проектах.
Большаяошибка думать, что ваш продукт уникальный. Большинствосовременных сервисов похожи друг на друга поэтому припостановке задач дизайнеру и программисту можно использоватьне словесные описания, а существующие примеры. Попроситесделать меню как у проекта A, а форму регистрации как у проекта B, опытным разработчикам этого будетдостаточно. А чтобы зафиксировать бизнес-логику продукта,вместо техзадания можно использовать user flow схемы,описывающие порядок действий пользователя в приложении.
Не тратьте времяна освоение навыков программирования или дизайна быстростать профессионалом всё равно не получится. Лучше заработайтеденег и наймите опытных исполнителей, которые быстрои качественно разработают ваш продукт. Вы же тем временемсможете сосредоточиться на вопросах бизнеса поискеинвесторов и управлении проектом.
Частофаундеры учатся программировать, чтобы контролировать работунаемных разработчиков. Но эта проблема легко решаетсяс помощью навыков общего менеджмента, а базовое пониманиеметодов разработки можно получить за месяц по открытымматериалам в сети. Если же продукт действительно сложный,целесообразнее найти партнера-технаря или нанять командуразработчиков, которая полностью возьмет на себя техническуюсторону стартапа.
В первой версии продуктаобязательно найдутся баги и недостатки, но этоне повод откладывать релиз на неопределенный срок. Прижелании изъяны можно найти даже у исключительно успешныхпроектов вроде YouTube и Facebook, что не мешаетим быть мегапопулярными. Поэтому избегайте перфекционизмав мелочах и помните о принципе Парето: 80%результата приносят всего 20% усилий.
По ходу развития стартапа вы многое в нем поменяете.Если какая-то функция окажется невостребованной, от неепридется отказаться. Не ломайте голову над детализациейсложного сценария, реализуйте его в общих чертахи тестируйте на лояльной аудитории. Еслион понравится людям, можно вложить ресурсы в егоразвитие.
Считается, что при встречес незнакомым человеком нашему подсознанию требуется всего1,5 секунды, чтобы сформировать о нем мнение.С новыми продуктами происходит похожая история поэтомуваше приложение или сайт должны цеплять с первого взгляда.Если их внешний вид будет вызывать у пользователейнедоумение или отвращение, они быстро переключатся на что-тодругое.
Конечно, уникальному и суперполезному продукту могут проститьдаже убогий дизайн. Но давайте смотреть правде в лицо:у большинства проектов на рынке чаще всего есть аналоги(да и у вашего, если присмотреться, скорее всего,тоже) поэтому внешним видом лучше не пренебрегать.Уделите внимание разработке привлекательного дизайна с учетомпоследних трендов. К тому же вы намного увереннеесможете питчить красивый продукт инвесторам и партнерам.
Продажи должны начинатьсянамного раньше релиза первой версии продукта. Если сервис относитсяк B2B-сектору, можно показывать его конкретным компаниямс предложением оптимизировать его функционал под их нуждыв случае покупки.
В B2C продвижение продукта до запуска обычно предполагаетне прямые продажи, а, например, сбор базы лояльныхпользователей. Сделайте лендинг с описанием преимуществбудущего сервиса и предложите людям оставить свой электронныйадрес в обмен на скидку после запуска. Таквы сможете увидеть, много ли людей заинтересованыв вашем продукте.
Пока проект маленький, емупо очевидным причинам не нужны сложные дорогостоящиерешения (например автоматизация). Однако нередко стартаперу хочетсянемного опередить события и подготовиться к популярностизаранее. Именно так поступил создатель одногоиз маркетплейсов, где композиторы и битмейкеры могливыкладывать свои треки, а потребители (блогеры, креативщики,режиссеры) их покупать. Владелец площадки хотел, чтобыуже с первых дней ее работы деньги авторам переводилисьавтоматически после каждой покупки, хотя на первых пораху маркетплейса было не больше 20 заявокв месяц, их можно было обрабатывать вручную. В тотмомент было намного важнее сфокусироваться на привлечениипользователей в проект, не отвлекаясьна дорогостоящий и технически сложный процессавтоматизации вывода средств.
Это же касается нагруженности проекта. Не стоитс самого начала тратиться на мощный сайт или приложение,рассчитанные на огромную аудиторию, она может таки не появиться.
Спустя некоторое время послезапуска внешний вид продукта приедается. Но не стоитподдаваться соблазну его улучшить у вашей аудиториимогут быть совершенно другие ощущения от продукта. Учитывая,что прибыль зависит именно от пользователей, любые измененияследует делать только после анализа их мнения.
Присборе фидбэка также нужно соблюдать несколько важных правил.Спрашивайте пользователей о проблемах: что им непонятно,какие задачи не получается решить, в чем они испытываютдискомфорт. А вот к прямым советам внедрить те илииные функции следует относиться с большой осторожностью.Бывали случаи, когда люди активно голосовали за добавлениеопций в проект, а потом почтине пользовались ими. Поэтому лучше отталкиватьсяот существующих проблем, а решения для них искать средилучших практик изучая продукты конкурентови консультируясь с маркетологами.
Определите точную дату релизаи размер бюджета, который вы готовы потратитьна этой стадии. В ограниченных условиях проще справитьсяс сомнениями, удержаться от импульсивных действийи сосредоточиться на самом главном тестированиигипотез и продажах. В среднем, опытным разработчикамхватает 3-х месяцев на разработку такой версии продукта,за которую пользователь будет готов платить.
После установки дедлайнаочень важно не нарушать его без серьезных причин. Есливы приурочили релиз к крупной выставке стартапов,но вместо 3 задуманных функций успели сделать только2 с половиной всё равно езжайте. Не стоитупускать возможность показать продукт инвесторам, если что-тоработает не идеально.