Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Со стопроцентной уверенностью о бытии можно сказать только, что слово это для русского уха явно устаревшее, образовано оно от глагола быть, а Карл Маркс считал, что «бытие определяет сознание».
На элементарном уровне хочется думать, что бытие — это сама жизнь, но не все так просто. Понятие настолько емкое, что для его изучения в философии существует отдельное направление — онтология.
*«Смерть — очень неприятная форма бытия»
Кадр из фильма «Достучаться до небес», 1997 г.
В старинном словаре Даля бытие определено как «существование, пребывание вживе, жизнь», но что же тогда делать с цитатой из прекрасного немецкого фильма?
Бытие — слово многозначное. На элементарном уровне оно, действительно, означает жизнь. Просто слово это устаревшее, и сегодня мы можем услышать его разве что во фразе «радость бытия».
Еще одно значение отсылает нас к библии. «Бытие» — это название первой книги Ветхого Завета, в которой рассказывается о происхождении мира, первых людях и патриархальном обществе.
Библия убеждает нас, что бытие — это творение Бога.
*Альбрехт Дюрер, иллюстрация к книге Бытия,
«Грехопадение»
И, наконец, значение, которое нас интересует больше всего.
Бытие — это философская категория, обозначающая реальность, сущее, существование.
Философия изучает (как это?) наиболее общие принципы бытия, поэтому эта категория занимает центральное место в системе философских учений и за все века, начиная с Античности, обросла такими замысловатыми трактовками, что сам черт ногу сломит.
Простым, более современным языком бытие — это все существующее. То, что существует, противопоставлено тому, что не существует, отсюда главная антитеза (это как?) онтологии «бытие–небытие».
Бытие объединяет все объекты реального мира, несмотря на их, порой, глобальные различия. Все эти объекты ЕСТЬ. Попытки объяснить источник существования того, что ЕСТЬ, предпринимались и в мифологиях (как это?), и в религиях (как это?), и в первых древних философских учениях.
В Индии, например, это Брахма — бог творения, первоначальная священная сила, создавшая все сущее. В древнекитайской философии — Дао — первопричина и исток всех вещей.
*Древнеиндийский бог Брахма
Можно говорить о двух ипостасях бытия в философии:
В Древней Греции первым мудрецом, озаботившимся вопросом бытия, был Парменид Элейский, который утверждал, что подлинное бытие подвластно только мышлению. Оно неделимо и однородно, как гладкий шар, за пределами которого нет ничего, даже небытия.
*Парменид Элейский (около 540–470 гг. до н.э.)
Главные характеристики бытия у Парменида:
Если у Парменида бытие неизменно, то Гераклит (около 544–480 гг. до н.э.), напротив, считал, что сущее находится в процессе постоянного становления.
Ему принадлежит знаменитый афоризм «В одну реку нельзя войти дважды», смысл которого в том, что каждую секунду бытие изменяется из-за круговорота вещественных стихий: воды, воздуха, огня и земли.
*«Все течет, все изменяется», Гераклит Эфесский
Идеалист Платон (427–347 гг. до н.э.) соглашался с тем, что бытие вечно, неизменно и недоступно чувствам, но оно не едино, т.к. состоит из сущностей — нематериальных идей.
Платон противопоставляет бытию изменяющийся чувственный мир вещей и признает существование небытия, благодаря которому становится возможным познание бытия.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) логически завершил учения своих предшественников и в разговоре о бытии вывел на первый план отношения общего и единичного.
В основе бытия лежат 4 причины:
Полтора тысячелетия средневековые трактовки бытия пытались с разной долей успеха примирить античное и христианское понимание этой категории.
Греки описывали бытие как нечто единое, определенное, познаваемое, а небытие, соответственно, как безграничное и непознаваемое.
Средневековые философы рассматривали бытие с точки зрения христианства, где самое что ни на есть правильное бытие — это Бог, но он-то как раз обладает безграничным, непознаваемым всемогуществом.
В основе многих средневековых толкований лежит идея, что бытие есть благо, а небытие — зло. К XV–XVI векам из-за открытий Коперника и Галилея приходится допустить мысль о бесконечности мира, и бытие начинает трактоваться как бесконечный процесс становления.
Философы Нового времени по-разному определяли качество и количество субстанций, из которых соткано бытие.
У Декарта это две субстанции-первоосновы — материя и сознание, у Спинозы — одна, имя которой Бог, у Лейбница бытие состоит из множества монад — духовных первооснов каждой вещи.
Материалисты (это кто?) сошлись на том, что единая первооснова мира — материя, из которой состоят все вещи и явления природы.
Эта позиция пришлась очень кстати, т.к. бурное развитие естественных наук не подразумевало существование никаких божественных вмешательств в объективно существующую природу.
Такой подход, когда бытие рассматривается как существование движущейся материи, развязывал руки ученым в построении научных теорий.
*«Жирафы Ламарка»,
первая эволюционная теория изложена Жаном-Батистом Ламарком
в книге «Философия зоологии» в 1809 году
Знаменитая фраза материалиста Карла Маркса о том, что бытие определяет сознание, уравнивает бытие и объективную реальность. Исходя из этого утверждения, материя, т.е. та самая объективная реальность, первична, а сознание человека вторично и зависит от факторов реального существования.
Философам новейшего времени бытие интересно с антропологической точки зрения, как человеческое существование.
Хайдеггер противопоставляет бытие вещей и бытие человека, а подлинным бытием называет осознание своей свободы и конечности. Экхарт считает, что бытие — это самореализация человеческих возможностей.
Бытие является самой широкой категорией философии, т.к. под ней понимается любая реальность, всякое существование во всех возможных формах.
Известны разные подходы к выделению форм бытия — общих способов существования всех вещей.
Наиболее известна классификация, которой придерживались сторонники диалектического материализма. В ней каждая форма состоит из пары взаимосвязанных способов существования.
Формы бытия в реальности неотделимы друг от друга, это всего лишь абстракции, выделяемые для удобства восприятия сложнейшей и слишком обширной философской категории.
В заключение приведу определение бытия живого классика постмодерна, японского писателя Харуки Мураками:
«Бытие не есть проявление чьей-либо частной воли, это явление хаотическое. Ты, сидящий предо мной, — вовсе не индивидуальное существо, а лишь частица всеобщего хаоса. Твой хаос — это и мой хаос. Мой хаос — также и твой. Бытие — это общение. Общение суть Бытие».
Харуки Мураками, «Охота на овец», 1982 г.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. При лечении заболеван
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С вирусными инфекциям
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru.
Слово, в значе
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. У домашнего труда уст
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru.
Пожалуй, самая
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С самого раннего детс