Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Ежедневно мы работаем, учимся, готовим обед, стираем, занимаемся фитнесом, боксом, вышиванием и т. д. Иными словами, мы совершаем какие-либо действия.
Причем выполнение всего перечисленного происходит не хаотично, а по определенному алгоритму, который кто-то когда-то разработал. Этот алгоритм называется технологией.
Педагогика, как процесс воспитания и обучения человека, также базируется на применении определенных технологий.
Сегодня поговорим о том, что такое педагогические технологии, какие виды существуют.
Как вы уже поняли, технология – это алгоритм (методы и методики) совершения каких-либо действий, педагогика – это процесс воспитания и образования.
Следовательно, педагогическая технология – это набор методов, форм, способов и приемов, предназначенных для воспитания и обучения человека.
Педагогические технологии (ПТ) используют специфические методологии, методы и методики. Об этих понятиях подробно рассказано в другой статье нашего блога, поэтому не буду повторяться.
Напомню вкратце: методология – это стратегия, а методы и методики – это тактика реализации стратегии.
Педагогические технологии, независимо от вида, характеризуются следующими признаками:
Дифференциация ПТ по видам зависит от выбранного классифицирующего признака. Рассмотрим в сводной таблице классификацию по основным признакам:
Признак классификации | Вид педагогической технологии | Пояснение |
---|---|---|
содержание и структура | обучающая | В процессе обучения дается углубленное знание одного или нескольких предметов |
воспитательная | Основная цель – не обучение, а воспитание | |
общеобразовательная | Обучение осуществляется в рамках основных учебных дисциплин | |
форма организации | индивидуальная | Обучение основано на индивидуальном общении учителя и ученика. Пример — репетиторство |
групповая | Прообраз классно-урочной технологии преподавания. Изначально ученики – группа людей разного возраста и уровня подготовки. Современная классно-урочная технология предполагает, что группы обучаемых состоят из людей примерно одинакового уровня подготовки | |
дифференцированная | Сочетание индивидуального и группового обучения | |
подход к обучаемому | авторитарная | Ученик – подчиненный объект в цепочке «учитель – ученик». Характерна жесткая организация процесса обучения, подавление инициативы и самостоятельности обучаемого |
личностная | Обучение выстраивается на признании ученика как личности. Цель – раскрыть и приумножить потенциал обучаемого | |
сотрудническая | В основе педагогического процесса – равноправное сотрудничество учителя и ученика | |
преобладающий метод обучения | объяснительно-иллюстративная | Обучение проводится на основе объяснений с одновременной подачей визуального ряда |
репродуктивная | Суть обучения – «натаскивание и зазубривание» | |
развивающая | Обучение строится на опережающем развитии мышления, достигаемом всесторонним развитием обучаемого | |
игровая | Процесс обучения происходит в формате игры | |
проблемно-поисковая | Учитель задает проблему, обучаемые в ходе коллективного обсуждения находят варианты решения |
Каждая из существующих педагогических технологий может быть классифицирована сразу по нескольким признакам.
Например, ПТ в средних школах нашей страны могут быть классифицированы (за небольшим исключением) как общеобразовательные, групповые, авторитарные, объяснительные. В принципе, это классическая модель «образования для всех», подтвердившая свое право на существование более чем 400-летним опытом.
Современные педагогические технологии используют как классические, используемые веками методы и методики, так и инновационные (в том числе – авторские). Выбор конкретной ПТ диктуется обстоятельствами сложившейся ситуации или утвержденными положениями образовательного учреждения.
Объясню на примере: допустим, ребенок пришел учиться в музыкальную школу. У него замечательный слух, великолепный голос. Казалось бы, занимайся с ним вокалом, и не «мучай» ребенка другими предметами.
Но статус музыкальной школы предполагает, что ученик должен получить полный комплект знаний по всем музыкальным предметам: по специальности (обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте), по сольфеджио (развитие слуха), по хоровому пению, по музыкальной литературе.
Это унифицированный стандарт, предполагающий довольно четкие рамки для преподавателей в выборе педагогических технологий. На основании пройденного курса обучения в музыкальной школе выпускнику выдают свидетельство государственного образца.
Если же родители определили ребенка учиться в музыкальную студию на вокал, то его там будут обучать, главным образом, пению. Такой курс не стандартизируется, поэтому у педагога полная свобода относительно выбора педагогической технологии. Он может «ставить» ученику голос по классической методике или использовать авторскую.
Трудовые ресурсы – одно из главных достояний любого государства.
Поэтому система образования (дошкольного, школьного, специального, высшего) регламентируется на государственном уровне. В РФ требуемый уровень знаний и навыков для всех ступеней образования регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами – ФГОС.
Посмотреть, какие именно стандарты предписаны для системы образования в нашей стране, можно на официальном сайте ФГОС по ссылке: https://fgos.ru/.
Читайте наш блог и будьте в курсе происходящих событий!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Общение – главный инструмент цивилизации для освоения мира и развития социальных связей. Но по мере роста численности, развития городов и расселения на огромных пространствах встречаться для личного взаимодействия становилось все затруднительнее.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Обучение – сложный комплексный процесс, для которого требуется изрядный преподавательский опыт и соответствующая подготовка учащихся. С целью оптимизации этого процесса создаются специальные курсы, позволяющие подтянуть
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Восприятие окружающего пространства с помощью глаз – естественный для человека способ познания мира. По мере развития общества сформировались культурные особенности, отдающие предпочтения определенным цветам и/или цветовым сочетаниям.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Человечество постоянно стремится расширить зону обитания: исследует новые земли, отправляет поселенцев, разрабатывает ресурсы.
Однако не все территории являются дикими! «Первооткрыватели» нередко встречают представителей коренного населения и с яркими особенностями внешности, и с еще большими культурными отличиями.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Хотя природа вынуждает человека познавать мир, делать это непросто. Вот почему для большинства занятий требуется кто-то, способный указать правильный путь, обойти ошибки и стать лучшей версией самих себя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Футбол, как и любой другой вид спорта, не стоит на месте. Он постоянно развивается, адаптируясь к новым трендам, технологиям и, конечно же, тактическим новшествам, например — можно следить за результатами в прямом эфире лайв футбол PARI. Путешествие по истории тактики в футболе – это увлекательное погружение в разнообразный мир стратегий, которые определили ход велича