Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Благотворительная деятельность в любом виде неизбежно вызывает восхищение у современников.
И это понятно: богатые люди из альтруистических побуждений выделяют средства на поддержку объектов культуры, детских домов, медицинских центров, а также оказывают безвозмездную помощь артистам, ученым, молодым писателям и мастерам живописи.
Институт меценатства зародился много веков назад, но остается крайне актуальным до сих пор. В нашей стране это явление стало великой традицией, характеризующей в том числе и основные черты русского менталитета.
Само слово «меценат» – очередное римское наследие, получившее свою нарицательную окраску благодаря деятельности величайшего римского патриция Гая Цильния Мецената.
Это был человек чести и непоколебимых принципов: будучи представителем римской знати, личным другом и доверенным лицом императора Октавиана Августа (I век до н.э.), он не боялся высказывать свое мнение, даже если оно шло вразрез с точкой зрения правителя.
Не занимая в Риме ни одной официальной должности, благородный муж принимал весьма деятельное участие в жизни империи, всемерно способствуя процветанию государства, укреплению монархии и развитию общества.
Однако в народной памяти Гай Меценат остался не потому, что обладал уникальными талантами дипломата, политика и миротворца, а благодаря своей щедрости и поддержке людей искусства.
Гай Цильний, несмотря на то, что был ярым монархистом, одним из первых поддержал идею Октавиана вернуть общество к начальной идеологии республики. Он живо откликнулся на это благородное устремление и создал так называемый «кружок Мецената», объединивший несколько десятков самых перспективных историков, критиков, поэтов и драматургов того времени.
Из числа наиболее выдающихся его подопечных можно упомянуть и имена людей, заложивших основу классики мировой литературы:
И хотя отношения, которые связывали Мецената с этими людьми, были дружбой безо всяких кавычек, в Риме многие рассматривали эти отношения всего лишь как покровительство, протекционизм и вещественную помощь.
Впоследствии любого богатого человека, бескорыстно помогающего людям искусства и/или науки, стали именовать меценатами.
Точно не известно, на каком этапе общественного развития имя легендарного покровителя изящных искусств стало нарицательным, но в «Словаре Академии Российской» (конец XVIII века) слово «меценат» упоминается именно в этом значении.
Там же есть сноска, уточняющая, что меценат – это не всякий благотворитель и филантроп, а только тот, кто способствует развитию искусства.
У такого уточнения есть исторически обусловленная основа: чтобы добиться благосостояния и достойного уровня жизни, человеку было проще либо торговать, либо воевать. Компилирование знаний об окружающем мире, занятия живописью или писательством, равно как и создание театральных постановок, – все это вряд ли приносило достаточный доход.
В свете такого положения вещей на протяжении многих поколений просветительной деятельностью, исследованиями или искусством могли заниматься только аристократы, богатое среднее сословие и религиозные организации. При столь жестких ограничениях развитие общества и его социальной составляющей ощутимо тормозило.
Меценатство же изначально позволяло повысить уровень культуры, образованности и общественной активности таких слоев населения, как:
Бесплатные школы, стипендиальные программы помогали найти и взрастить больше талантливых личностей.
Растущее число специалистов обеспечивало скорейшее завершение востребованных научных проектов, а это, в свою очередь, позволяло перенаправить силы на развитие новых отраслей. Промышленная революция – яркий тому пример, ставший реальностью благодаря активной благотворительности.
История отечественного меценатства берет начало там же, где и классовое разделение, но особо заметную активность меценаты начали проявлять в эпоху просвещенного абсолютизма, который оказал существенное влияние на императрицу Екатерину II.
Будучи дочерью именитого померанского князя, она получила превосходное домашнее образование, что впоследствии помогло ей осуществить кардинальное реформирование системы госуправления и вывести Россию на уровень величайших европейских держав.
В этот период звучали имена многих благотворителей (в основном предпринимателей, купцов, промышленников), которые жертвовали огромные средства на развитие искусства и русской культуры вообще.
Это люди, положившие начало настоящей золотой эпохе русского меценатства, которая началась на излете XVIII века и продолжилась на протяжении всего XIX века:
Этот короткий список можно было бы дополнить именами еще многих и многих благотворителей, включая К.Солдатенкова, Г.Солодовникова, Ю.Нечаева-Мальцова, С.Морозова, М.Тенишеву, П.Третьякова, С.Щукина. Но это была бы уже слишком насыщенная страница истории…
Что касается сегодняшнего меценатства, то оплаченные благотворителями места в садиках, специализированных школах, университетах помогают людям выбрать иную судьбу и найти место в жизни. И – двигать человечество вперед.
Одновременно с этим гранты для художников и музыкантов способствуют культурному развитию современников. Новаторство и экспериментальное искусство не всегда находят отклик, но даже если успешным станет один из десятка – это само по себе немалый вклад в будущее.
Благотворителей обычно считают бессребрениками, которые ничего не получают взамен. На практике бывает по-разному, начиная с удовлетворения личных амбиций и заканчивая далеко идущими планами. Наиболее типичные для меценатства побудительные мотивы воплощают собой:
Патриотическая благотворительность особенно заметна на примере предпринимателей разного уровня. Так, в частности, Джек Ма, пресловутый «папаша Alibaba», регулярно выделяет средства как на поддержку имиджа Китая в мире, так и на помощь остро нуждающимся местным жителям.
Есть и менее заметные примеры, когда финансово обеспеченные граждане помогают отстроить больницу, школу или клуб в родной деревне. Любовь к малой или большой Родине, желание сделать соотечественников счастливыми – благороднейший из мотивов.
Иногда меценатами движет забота о будущем всей планеты. В этом случае создаются программы для поддержки людей на другом полушарии Земли, богатые люди спонсируют арт-проекты с пропагандой экотематики, занимаются иными глобальными вопросами. Нередко подобными вещами увлекаются искренние идеалисты, а также знаменитости.
Однако крупные компании не гнушаются и коммерциализацией меценатства. Казалось бы, что эгоистичного и корыстного может быть в раздаче денег? Но нередко помощь в пакетах с фирменным логотипом работает в качестве рекламной площадки.
Спонсор не только получает повод появиться перед потенциальными покупателями: он заметно поднимает свой социальный капитал, который впоследствии монетизирует, увеличивая прибыли.
Несмотря на отсутствие единой идеологической базы и вне зависимости от мотивов меценатство дает обществу шанс стать или жить чуточку лучше.
Поэтому не суть важно, что именно движет меценатами – любовь к искусству, деловой расчет или дух подвижничества, – ведь для тех, на кого направлена благотворительность, она все равно благо.
Кроме того, при всех возможных минусах, возникающих в условиях нашего неоднозначного века, спонсорские программы были и остаются эффективным инструментом, незаменимым для общественного развития.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. С развитием интернета стало намного проще доносить свои мысли до окружающих. Однако достичь взаимопонимания зачастую не помогает даже активный обмен идеями: наоборот, все чаще в публичной плоскости возникают конфликты между приверженцами разных философий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Самоорганизация – естественное стремление любого социума. Ее форма зависит от множества факторов, но в основном – от культурных и религиозных особенностей, исторических предпосылок и текущей формы правления.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Простота создания контента и ознакомления с ним сделала регулярный просмотр информационного потока органичной частью жизни. Однако даже просто отсортировать ежедневные материалы по любимой тем
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.