Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Чем хороши книги, комиксы, кинофильмы? В них всегда есть какая-то интрига, какие-то интересные события или увлекательные истории.
Даже на простом гобелене можно обнаружить сюжет, хотя, конечно, и не на всяком.
Интрига имеет место, если автор добавил положительного главного героя и некоего злодея, противостоящего ему. Это и есть две ключевые составляющие старейшего классического жанра – драматургического искусства.
Но кто это вообще и какими могут быть эти противоборствующие персонажи?
Истоки двух родственных терминов нужно искать в литературе Древней Греции. Уже в самих значениях этих слов четко прослеживается явный конфликт каких-либо сторон:
Согласно пояснительной статье в Википедии, в зависимости от конкретного формата употребления корень, связанный с борьбой, может дополняться одним из следующих понятийных маркеров:
Таким образом сформировались слова «герой» и «соперник», впервые введенные в театральное действие в VI веке до н.э. после выступления в Афинах знаменитого хора Фесписа (Феспида). Именно он первым «модернизовал» доэсхиловскую греческую трагедию, добавив к песнопениям еще одного исполнителя – протагониста (так называемого гипокрита).
Это был универсальный актер-солист, который изображал самых разных персонажей, быстро меняя маски и ведя оживленный диалог с хором, а когда было необходимо – комментировал или заполнял паузы.
Введение в действие второго актера (благодаря Эсхилу) и третьего (благодаря Софоклу) значительно оживило постановку, тем самым заложив основу современных представлений о драматургии.
Но вместе с появлением актеров вторых и третьих ролей сместился акцент и в толковании первого.
Однако за этими вполне понятными трактовками скрывается намного больше смыслов, чем может показаться. И здесь весь спектр различий базируется на особенностях действующих лиц.
Ясно, что собственный пул фанатов может быть как у застывших натюрмортов, так и у почти нереальных пейзажей. И все-таки эпические произведения, где благородный герой повергает в прах злодеев, вызывают гораздо больше эмоций.
Эта концепция справедлива практически для любой формы искусства: читатели, зрители и слушатели с восторгом следят за похождениями любимого персонажа, надеясь, что тот ловко выкрутится из очередной передряги. Преодолеет все и обретет – в каком-либо виде – покой/награду/удовлетворение, в итоге добившись своих целей.
Хотя формально протагонист определяет сюжет, его образ будет тем более органичным, чем чаще он реагирует на заданные автором обстоятельства. Смерть родителей, давняя вражда, необходимость противостоять стихии, – масса возможностей для реализации героических амбиций!
Постепенная эволюция, преодоление препятствий, множество самых разных испытаний – вот что делает любое произведение более востребованным у аудитории.
И если в прошлом история выстраивалась вокруг положительного человека, сегодня главным действующим лицом может стать хоть животное, хоть целый город или обезличенная стихия.
Лишь бы это «действующее лицо» обладало классическими признаками протагониста:
Теперь мы понимаем, что протагонист – самый важный элемент любого драматического произведения, будь то бульварный роман, детский мультик, кинофильм или компьютерная игра.
С антагонистами уже не все так просто. Легко представить босса в компьютерной игре, которого нужно победить для получения награды. Но в классической драматургии у любого антигероя мотивы должны быть безупречно прописанными и хорошо читаемыми.
Создавая препятствия и конфликты, антагонист позволяет главному герою (протагонисту) продвигаться по сюжету и развиваться на пути к своим целям. А читатели со зрителями все больше погружаются в выдуманный мир, проникаются сюжетными перипетиями.
Типажи «антигероев» могут сильно различаться:
Традиционно авторы отдают предпочтение острому конфликту двух ярких личностей. Хотя в тех же детских сказках можно заметить противостояние обезличенному проклятию. «Аленький цветочек» – яркий пример борьбы с магией, причем сестры служат временным, промежуточным антагонистом, что дополняет историю, но не формирует ее целиком.
Столкновение с организациями – наиболее частый и весьма актуальный для современников социальный конфликт, что не мешает выделить некую яркую фигуру в армии врагов, чтобы борьба протагониста казалась более традиционной.
С другой стороны, побег от стихии (как в фильме «Послезавтра»), умение выживать в диких условиях также смотрится привлекательно в глазах обывателей и напоминает о хрупкости человеческого существования. Конкретная задача антагониста меняется не только в зависимости от его типа, но даже и от жанра.
Ну и нельзя забывать про море творческих уловок, неизменно присутствующих в арсенале каждого сценариста, автора, создателя компьютерных игр. Норма – это когда большинство сюжетов строится на сопереживании, чтобы читатель и зритель ассоциировали себя с героем, обеспечивая сильный эмоциональный отклик.
Поэтому многие авторы пользуются довольно нестандартным приемом под названием «ложный протагонист», когда история развивается по знакомым канонам, но в какой-то момент персонаж умирает, исчезает или вовсе оказывается злодеем! Такой ход всегда вызывает эмоциональные всплески и делает повествование особенно интригующим.
Примечателен и еще один момент. Под антагонистом давно перестали понимать исключительное зло. Сегодня все более востребованными становятся истории о бандитах или монстрах, где с главным героем сражаются откровенно добрые силы.
В кино может развернуться жизнь маньяка и убийцы, но в таком случае соперником окажутся простые граждане и силы правопорядка. Или сказки о добром Кощее, которого постоянно третируют царевичи с богатырями, мечтающие заполучить невесту.
В длинных произведениях нередко герой и его антагонист меняются местами, пусть даже временно. Дарт Вейдер из «Звездных войн» запал в душу многим благодаря своему преображению. Но каково было удивление аудитории, узнавшей из приквела самое начало истории! Именно такие перемены персонажей особенно ценны.
Сегодня для протагонистов и антагонистов нет жестких ограничений, как нет и каких-то четких критериев. Единственная приметная черта – невозможность существования одного без другого: протагонист формирует сюжет, а антагонист задает обстоятельства, обеспечивая развитие сюжета.
И нам, зрителям, игрокам, читателям, как раз это и нужно – видеть противостояние, чтобы мы смогли понять его. Так мы погружаемся в повествование и понимаем суть истории на конкретных примерах. А это и есть катарсис, затрагивающий наши души.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Использую для заработка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Семейные отношения сегодня упростились донельзя. Большинство пар предпочитает ограничиваться супругом, родителями и детьми в определении родственных взаимосвязей. Но в прошлые века, когда общество жило отдельными общинами, была необходимость более точного учета родни.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Межличностные отношения – сфера одна из самых сложных в повседневной жизни. Это то, что требует от нас постоянных усилий и необходимости вкладывать душевные силы в общение с другим человеком.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Компетентность каждого сотрудника определяется его бэкграундом – сочетанием стажа (прошлого опыта), кв
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Достоинства человека сложно определить с первого взгляда, как это происходит, например, с его социальным статусом, когда «о книге судят по обложке». Благодаря современной моде сегодня гораздо легче стираются малейшие различия, а значит граждане могут спокойно вз
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Напряженные международные отношения почти всегда сопровождаются громкими взаимными обвинениями. А привычные ранее социальные конфликты или боевые столкновения неизменно превращаются в повод для публичного обмена оскорблениями.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Под руководством Даниила Тесленко известного под псевдонимом Zeus всего за 9 месяцев команда Natus Vincere стала обладателями международных наград и победителями в серии турниров по известной компьютерной игре CS:GO.
Он первым стал обладателем титула и главного трофея в Counter-Strike на территории СНГ. Этот человек посвятил большую часть своей жизни киберспорту, стоя у истоков зарождения этой дисциплины, но в 2019-ом году игрок принял решен