Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Киберспорт

Виктор Захарченко, FunCubator Подкасты уже давно не голубой океан

12.12.2019 18:03:24 | Автор: admin

РАЗОБРАТЬСЯ 12 декабря

Виктор Захарченко, FunCubator:

Подкасты  уже давно неголубой океан

РАЗОБРАТЬСЯ 12 декабря

Виктор Захарченко, FunCubator:Подкасты  уже давно не голубой океан

Текст

Мария Салтыкова

Фото

Андрей Рапуто для Inc.

FunCubator  первый в России акселератор для стартаповиз индустрии развлечений. В начале 2017 года егозапустила компания FunCorp  разработчик популярногоу американской аудитории агрегатора мемов iFunny.За первые два года акселератор инвестировал в два десяткапроектов. Самое крупное вложение  киберспортивная компанияWinStrike, в которую FunCubator инвестировал $1,5 млн.Но после энергичного старта акселератор взял паузу и за весь 2019 год не вложил деньгини в один проект. Управляющий партнер FunCubator ВикторЗахарченко рассказал Inc., почему рынок VR не оправдаложиданий, как индустрия развлечений борется со сноми зачем инвесторам давать фидбэк плохим стартапам.

VR как бусы для туземцев

Сколько сейчасстартапов в вашем портфеле? Многие выжили из тех, чтовы отобрали в первые два года?

Порядка 15. Из первой волны, в которой было семьпроектов, на плаву остались два. Мы спокойноотносимся к тому, что проекты умирают. Часть мы списали:это были случаи, когда лошадь легче пристрелить, чем кормитьдальше. Но стандартно на каждом этапе умирает 80-90%стартапов, у нас  меньше половины. Для начальнойстадии  самой рискованной  это хороший показатель.

Какие направленияоказались особенно провальными?

Самым тяжелым был опыт с VR. Поначалу к этой сфере былбольшой интерес: его подогревали заявления Facebook и Googleо том, что они будут работать в этом направлении.Но затем произошел спад. Этому есть две причины.

Во-первых, VR не заменяет что-то такое, что уже понятнолюдям. Это как бусы для туземцев: про него много говорят,он кажется забавным, его интересно попробовать но только один раз.

Этохорошо иллюстрирует пример нашей портфельной компании EngageVR  она начинала во время бумаVR-парков. Ребята пытались привлекать посетителей торговых центров,но быстро осознали, что это неэффективная бизнес-модель.Сейчас Engage  это парк интерактивных развлечений, гдеVR всего лишь один из инструментов.

Втораяпричина спада интереса  чисто физиологическая: все-таки длявестибулярного аппарата это не самая комфортная среда.На VR могут быть разные реакции: от легкогозамешательства, когда мозг немножко сходит с ума,до рвотного рефлекса при просмотре определенного контента.

А вы личнотестируете VR-шлемы?

Да, работа обязывает. То, что я говорило рвотных позывах,  иногда прямо про нас. Смотримконтент, а затем бежим в уборную. Когда это нужнопо работе, мы тестируем контент и сервисы.Но у меня самого дома всего один VR-шлем от нашей портфельной компании Fibrum,и я не скажу, что часто его надеваю.

Состояние индустрии хорошохарактеризует такая история. В прошлом году я выступална VR-конференции и рассказывал об инвестицияхв эту сферу. В начале доклада я попросил поднятьруки тех, у кого дома есть VR-шлем. Из 200 человекруки подняли 15.


Кто такой Виктор Захарченко

Управляющий партнер FunCubator. Ранее,с 2011 по 2017 годы, занимал должностьисполнительного директора разработчика игр KamaGames Studio.Главный проект студии  игра Pokerist: Texas Holdem Poker,вышедшая в 2010 году. Позднее, когда в студию пришелЗахарченко, она выпустила несколько игр в формате социальногоказино: среди них Roulettist, Blackjackist и Baccarist.

Музыка нейросетей

Какие технологиивы считаете самыми перспективными сейчас?

В первую очередь, это искусственныйинтеллект (AI), который может обрабатывать большие массивыданных.

Например, наша портфельнаякомпания Mubert создает музыку с помощью AI. Сейчасмузыкальные композиции по умолчанию продаются как авторскиепроизведения, предмет искусства. Но при этом мы слушаемих в такси, в салоне парикмахерской,в ресторане  там, куда приходим не за этим.Рестораны вынуждены платить большие отчисленияза использование объектов авторского права. С помощьюMubert они могут использовать фоновую музыку, которую сгенерироваланейросеть из созданных музыкантами сэмплов. Алгоритмподстраивает их под предпочтения пользователя на основеего фидбэка.

Для кого-то эта идеявсе же может звучать слишком ново. Чем основателям стартапаудалось вас заинтересовать?

Мы поверили в Mubert после первых двух встреч. Тогдамы смотрели еще несколько похожих проектов, и оказалось,что это был чуть ли не единственный продукт, который имелрабочую версию. Его можно было запустить и послушать.Остальные компании были на уровне: coming soon, оставляйтесвой e-mail, сообщим о выходе.

Когда мы рассказали про эту идею одному из музыкальныхмэйджоров, нам ответили: Мы следим за этим, потому чтогипотетически это может нас убить. Большие лейблы держатсяза свои музыкальные библиотеки, и они очень внимательнык изменениям на рынке, которые могут сломать существующуюмодель. Это нас убедило.

Mubert только несколькомесяцев назад начал продавать свое решение. Пока это большеb2b-продукт. Версия b2c тоже есть  у нее хорошийпользовательский фидбэк: она стала приложением дня в японскоми американском AppStore. Но основные деньги лежатв b2b.

То есть конечныепотребители все же не хотят сами покупать фоновуюмузыку?

Нет, для них тоже разрабатываются разныебизнес-модели. Пока они тестируются, но мы видим первыепризнаки того, что перспектива есть.

За развитиемкаких еще технологических трендов вы следите? Что будет влиятьна индустрию развлечений сильнее всего в ближайшее время?

Главный тренд в видео  этоперсонализация контента. Например, в фильмах будутмоделировать интерфейсы и сюжетные элементы под пользователей:если на какие-то вещи люди реагируют хуже, их будутубирать.

Ещеодин тренд  развитие облачных сервисов. Это связанос появлением технологии 5G. Скорость интернета увеличилась:чтобы посмотреть фильм или сыграть в игру, больше нет нуждыпользоваться дисками.

В сфере аудиотехнологий тоже есть несколько трендов, которыеприводят к появлению новых форм развлечений. Например, ростчисла подкастов  это следствие того, что наушникипревращаются в самостоятельный девайс. AirPods  этосамый продаваемый продукт Apple, в их предыдущей моделиуже появилась интегрированная Siri  то есть ониперестали быть связаны с телефоном или компьютером. И этоне просто платформа потребления контента  это ещеи платформа, с который ты можешьвзаимодействовать.

Так что аудиоконтент сейчасбудет развиваться, и мы ищем проекты в этой сфере.Производство контента само по себе при этом не оченьинтересно. В подкасты мы не идем, потому что это ужедавно не голубой океан: слишком многие их делают.Мы ищем технологические решения, которые продаютлопаты  инструменты для тех, кто создает подкасты.

Пожиратели времени

Есть ли другиетренды, которые связаны не с появлением технологий, а,допустим, новых поколений пользователей?

Да, один из них первыми заметили ранние инвесторы Skype из известного люксембургского фонда Mangrove Capital Partners.Они выделили в аудитории пользователей развлечений новыйсегмент  новых стариков. По их данным, это людив возрасте примерно 60 лет: у них намного большездоровья и денег, чем у предыдущего поколения стариков.Они активно пользуются Facebook, следят за технологическимитрендами и им нужны новые виды развлечений.

С этим связан еще одинтренд, о котором говорили представители другого венчурногофонда,  Andreessen Horowitz. Традиционные видыофлайн-развлечений, которыми пользовались новые старики, сейчасменяются  в них приходит онлайн. Например, у насв портфеле есть эстонская компания Nowescape, котораяпридумала систему онлайн-бронирования для квестов и другихклассических офлайновых игр  таких, как боулинг.

Еще один глобальный тренд, который касается обществав целом,  это попытки развлечений отвоевать времяу сна. СЕО Netflix Рид Хастингс еще в 2017 годузаявил, что их главный конкурент не HBO или Amazon, а сон.

Возможно, в будущемразвитие медицины приведет к тому, что на здоровый сонбудет требоваться меньше времени. В этом помогут новыедевайсы  удобные матрасы, умные подушки и так далее.Пока этого не произошло, но уже сейчас сон стало средой,в которую пытается залезть развлечение.

Из развлечений,которые отвоевывают время у сна, первое, что приходитв голову  это компьютерные игры. Как сейчас развиваетсяэтот сегмент?

Во-первых, появляются игры нового формата:Fortnite, PUBG, Apex Legends. Fortnite  это фактически новаясоциальная сеть. Она становится больше, чем игрой  этовзаимодействие между игроками на фоне битвы. Все болеепопулярными при этом становятся бесконечные игры:в тот же Fortnite можно играть сколько угодно:ты переигрываешь схватку, перезагружаешься, соревнуешься.

Во-вторых, игры потихоньку отжирают кусок денежного пирогау кино. По качеству контента, сценарной проработкеи уровню детализации они становятся все ближе к фильмам.В прошлом году была показательная история, когда выход RedDead Redemption 2 за первую неделю продаж показалсопоставимые сборы с Черной пантерой.

И то, что Netflix началэкспериментировать с Bandersnatch контентом, с которым можно взаимодействовать, доказывает, что руководство компании воспринимает киносо стороны игр. То есть это просто кино,в которое ты можешь играть.

Сейчас много говорятпро рынок киберспорта. Но по даннымВенчурного барометра-2018, большинствоинвесторов в России относятся к нему равнодушно.На ваш взгляд, какие проблемы есть на этом рынкесейчас?

В начале этого года в западных медиатоже начали появляться публикации о том, что киберспорт это пузырь. Наверное, главная причина этого пузыря  слишкомвысокие инвестиции в команды. А команды  это всеголишь часть экосистемы.

В контекстекиберспорта часто упоминают проблемус медиаправами.

Да, это сложный вопрос: условно, футбол никомуне принадлежит, а вот конкретная игра Leagueof Legends  это собственность конкретного производителя.Но, на самом деле, с футболом тоже все не такпросто: ты не можешь зарабатывать, например,на клубах Английской Премьер-лиги. И если ты начнешьтранслировать в России матчи, тебя засудят, потому что правана это купил Okko.

В случае с киберспортом сейчас есть экспериментыпо созданию своего контента. ESPN что-то делает;телевизор все еще цепляется, но его заигрываниес молодежной аудиторией пока не очень успешно.

Платформы стримингав этой связи стали одним из самых большихи интересных рынков. YouTube, Twitch, Mixer, дажев России появляются новые платформы. Вот это новый телевизор,новая точка внимания. Так что мы смотрим в эту сторонуи общаемся с командами, которые делают решения длястримеров.

Санитары леса

Вы ищете проектыне только в России. Приходилось ли вам сталкиватьсяс опасениями по поводу токсичности российскихденег?

Нет, этого не было. В случаес классическими венчурными фондами за рубежомдействительно существует определенный стереотип о том, чтоденьги российских инвесторов токсичны. Но мы общаемсясо стартапами на той стадии, когда еще нет особого смыслаговорить про бизнес-показатели  важна сама идея продукта.Фонды не разбираются в продукте, им важен бизнесс P&L, которыйможно спрогнозировать и посчитать. Так они страхуютсяот рисков. Но у нас есть продуктовая экспертиза,поэтому мы спокойно идем в эту сторону.

Сейчас все проекты начальнойстадии нас как минимум знают. Во многом потому, чтомы всегда стараемся дать фидбэк. Даже когда мы пишемкоманде, что не инвестируем в их проект, тодобавляем 5-6 пунктов о том, почему и чтоим надо сделать. И люди к нам приходятпо крайней мере за тем, чтобы такой фидбэк получить.

Сколько заявокк вам поступает ежемесячно?

За два года их было порядка тысячи. Это не такмного.

И вы каждомудали фидбэк?

Может быть, не каждому: бывают проекты,которые не совсем наши. Мы фокусируемсяна развлечениях, а заявку присылают, например,на сеть барбершопов.

На самом деле, коммуникация  это одна из главныхзадач инвестора. Сейчас мы забросили ангельскую стадию. Еслираньше мы на самом старте давали деньги, то теперь даемдомашние задания: списки вещей, которые команде нужно сделатьперед тем, как обращаться к нам снова. У нас около20 проектов, с которыми мы общаемся таким образомот полугода до года.

С одной белорусской командой мы общаемся даже два года.Мы не вложили в них ни копейки,но постоянно в чем-то им помогаем. Даем обратнуюсвязь, ругаем, предлагаем нетворкинг. Затем смотрим, как онииспользуют этот нетворкинг, насколько растут и ждем, когдак ним можно будет прийти в качестве инвестора.

Конечно, часть проектовполучают фидбэк и не возвращаются. Некоторые дажеспасибо не говорят.

Когда кто-то закрывается, мы чувствуем себя санитарами леса:слава богу, эта команда развалилась и не пошла дальше отниматьвремя у других инвесторов. Это часть работы на экосистему.

Когда кто-то закрывается, мы чувствуем себя санитарами леса:слава богу, эта команда развалилась и не пошла дальшеотнимать время у других инвесторов. Это часть работына экосистему.

Сколько у вас ужепроектов без русских корней? Как вы ищете стартапы в СШАи в Европе?

У нас в работе пять проектов безрусскоговорящих фаундеров. Мы стараемся мониторить оченьбольшое количество источников  в том числе все сервисыаналитики, публикации в медиа, блоги и форумы. Часто самиприходим к стартапам.

Используем Sensor Tower и другие сервисы, смотрим, кто тампоявился из новичков. Выручка в размере $3-5 тыс.в месяц  это уже признак компании, которая нашла некуюбизнес-модель.

Мы ориентируемся на команды, которые зарабатываютс первого дня. Мы не очень веримв венчурную модель, когда инвестор вкладывает деньгив компанию, которая отвоевывает долю рынка, тратит на этомного денег и ничего не зарабатывает. Мы все-такиинвестор от продукта, и для нас более понятна модель,когда это работающий бизнес. Пусть маленький, но растущийи имеющий перспективу.

Вы ощущаетеконкуренцию среди венчурных фондов за рубежом?

Безусловно. Мы следим за американскимифондами, которые тоже работают с этой темой. Часто они либооснованы выходцами из индустрии развлечений, либо у нихв партнерах есть кто-то из этой сферы. Но сейчасмы на той стадии, когда уже работают синдикаты, так чтомы с ними скорее сотрудничаем.

Синдикат помогает фондамраспределить риски, и в итоге вы можете обеспечитьсвоим капиталом больший срок жизни проекта. Мы стараемся,чтобы проект получал runway на полторагода. Чтобы не получилось так, что первая гипотеза через тримесяца провалилась, и команде сказали: Все, деньгикончились. Кроме того, в этом случае у проекта большевозможностей получить экспертизу и нетворкинг.

Нечестные преимущества

Какой потенциальныйобъем рынка должен быть у стартапа?

Мы ищем компании, работающие на рынках, которые имеютперспективу роста минимум до $1 млрд. Бывают хорошиестартапы с интересными идеями  но они работаютна маленьком рынке. В этом случае мы бьем себяпо рукам: нельзя инвестировать просто в хороших ребят.Когда к нам приходит новая команда, первый вопрос, которыймы задаем: А где ваше нечестные преимущества? Почемунужно вкладываться именно в вас?.

Что значитнечестные?

Эточто-то такое, что есть только у тебя. Инсайт, информация,связи  некий ров, который ограждает тебя от твоихконкурентов.

Пусть в тренде освоение космического пространства,но если ты придешь просить денег на то, чтобы тебедали строить ракеты, тебе их не дадут  потому чтоне умеешь этого. Люди часто цепляются за идею,но важнее то, как ты ее реализуешь: превратишьв набор гипотез, проверишь их и получишь готовыйпродукт.

У какогоиз ваших стартапов было самое серьезное нечестноепреимущество?

Например, у компании Viqeo. Они делают  как мы этодля себя называем  правильный видеоплеер для медиа.На самом деле, сейчас уже не видеоплеер, а наборинструментов для работы с видео, которые могут использоватьне только медиа, а производители контента на любойплатформе. До этого они делали большую обменную сетьвидеорекламы, то есть копили экспертизу в этойнише  это их преимущество.


Проекты FunCubator

WinStrike  киберспортивныйхолдинг, основанный в ноябре 2017 года. Практически сразупривлек $10 млн от бизнес-ангелаНиколая Белых и других инвесторов (как уточнил Захарченко,итоговая сумма инвестиций была меньше $10 млн). FunCubatorинвестировал в него $1,5 млн в августе2018 года, деньги были выделены на развитие холдингаза рубежом, расширение сети клубов и покупку медиа-прав.Сейчас компания открывает киберспортивные клубы, представляет своюкоманду на международных турнирах и занимаетсямаркетингом.

Dive2VR  компания, разрабатывающая собственнуютехнологию виртуальной реальности. Основана в 2016 году.В 2018 году привлеклаинвестиции в размере $1 млн: $750 тыс.от FunCubator и еще $250 тыс.  от фондаRB Capital. Один из продуктов компании  VR-паркиEngage, игровые зоны площадью 120240 кв. м. По даннымFunCubator, сейчас компания управляет двумя собственными паркамив Москве, еще шесть парков работают по модели франшизыв других странах  в том числе, в Малайзии.

Fibrum  компания,разрабатывающая приложения и шлемы для виртуальной реальности.Привлекла от FunCubatorи фонда NP Capital $1 млн в 2018 году.

Дикий Digital  студиявеб-сериалов Виктории и Виктора Кравченко, основаннаяв 2017 году. FunCubator инвестировал в студиюв 2018 году, сумма сделки не разглашалась. Доляакселератора в стартапе составила 20%.

Mubert сервис для алгоритмической генерации музыки,придуманный российским разработчиком Алексеем Кочетковым.Привлек от FunCubator инвестиции в размере $500 тыс.в виде конвертируемого займа в 2018 году.

Memepedia  крупнейшая энциклопедия мемов Рунета.По словам Захарченко, акселератор инвестировал в компаниюв двух раундах в конце 2017 годаи в марте 2018 года на общую сумму порядка3,5 млн рублей.

Gimme Radio  американскиймузыкальный холдинг от топ-менеджеров Apple Musicи Google Play. FunCubator участвовал в конце2018 года в раунде pre-seed вместе с Techstarsи SmartHub. Сумма вложений, по словам Захарченко,составила несколько сотен тысяч долларов.

Nowescape  система бронирования для аттракционовформата escape the room. Начала работу в 2017 году,привлекла посевные инвестиции от FunCubator и другихинвесторов для выхода на рынок Великобритании.

Viqeo  платформа, позволяющая медиа создаватьи монетизировать видеоконтент в форматах видеоиллюстрацийи stories. Используется 70+ крупнейшими российскимиплощадками, а также медиа Германии, Испании, Индиии некоторых других стран. FunCubator участвовал в двухраундах посевных инвестиций совместно с фондом AdFirst.VC.

По данным Crunchbase,в 2019 году у вас не было ни однойинвестиции. Это правда?

Да, все смеются, что сейчас мы инвесторыбез инвестиций, которые только ходят на тусовки. Этому естьнесколько причин. Во-первых, мы для себя выделили в этойистории определенный цикл, и 2019 год  это год дляfollow on, мониторинга первых вложений. Это стандартная ситуациядля фонда, когда ты смотришь, какие компании стали болееуспешными  и либо увеличиваешь в них свою долю,либо наоборот, перестаешь инвестировать дальше в какие-тосектора, чтобы не размываться.

Во-вторых, у нас вырос уровень требований к проектам.Мы работаем по принципу двух ключей: сначала решениепо стартапу принимает команда инкубатора, затем фаундеры FunCorp. Соответственно, мы готовим для них заявкуи дальше выносим на их рассмотрение. Примерно6 заявок, уже подготовленных для просмотра, мы самиразвалили. Провели ресерч и по совокупности причинприняли негативное решение. Но я ничего страшногов этом не вижу. Прямо сейчас мы готовим две или трисделки. Декабрь  это в определенной степени мертвыймесяц, но я все-таки верю, что в ближайшее времянесколько сделок у нас состоится.

И в-третьих,мы перешли в стадию, когда у нас много времениотнимает работа с проектами. На каждом квартальномсаммите мы декларируем некую цель. Для нас главное чтобы существующий портфель оставался ликвидным.

Будет ли FunCorpдокапитализировать фонд?

Этотвопрос обсуждается. Поскольку мы работаем не как фонд,а как family office, у нас нет необходимостисогласовывать наш мандат с большим количеством LP. Еслимы видим какую-то возможность  то обсуждаемее и приходим к решению, как двигаться.Мы не уходим в сторону от развлеченийи стараемся двигаться вокруг определенного пула кластеров,но при этом оставаться гибкими. Каждый кварталмы пересматриваем свою стратегию и вносим в нееизменения. Раньше мы тратили много сил на хакатоны,сейчас это будет другая инкарнация. В общем, не должнобыть догм. Инкубатор  это стартап, и он такжедолжен быть гибок по отношению к любым изменениям.

Подробнее..
Категории: Киберспорт

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, 07j.ru