В декабре 2019 года Сергей Солонин объявил, что уходитс поста гендиректора Qiwi. Должность, которую он занималс 2012 года, стала для него тесна. Теперь в Qiwiон будет заниматься долгосрочной стратегией компании. Будущим.Как инвестор, Солонин также все активнее вкладываетсяв будущее людей в целом и образования в частности.В его портфеле Otus, Теории и практикии Universal University. За несколько днейдо объявления об отставке Солонин был гостеммероприятия Inc. Future и рассказал, чем будут заниматьсялюди в эпоху роботов, как они будут этому учитьсяи почему он решил уйти с поста CEO.
Цикл разработки продукта стал почтимгновенным: вместе с продуктом нужно сделатьи дизайн, и веб.
Мы поймали момент,когда скорость производства, логистики и вообще всех цепочеквыше, чем скорость роста населения.
Похоже, что фундаментальные проблемы человечествамы решаем, или, по крайней мере, видим путиих решения. Можно ужепредставить, что скоро почти все будут в достаткеи здоровы.
Чемзаймется человечество после закрытия базовых потребностей?Точно останется наука. Понятно, какие-топрофессии уйдут, будет больше специалистов, связанныхс технологиями. Второе духовность. Третье этотворчество, то, что требует фактора спонтанности, чтоне роботизируется.
В творчестве роботизируются отдельныесоставляющие. Можно научить роботасоздавать произведения в стилистике, но в нихне будет спонтанного, нового. Искусственный интеллект ужепишет музыку, но диджеи используют ее, чтобы поймать мотиви творить что-то своё.
Раньше 10 неймероввыдавали кучу вариантов, а креативный директор выбирал, чтопонравится. Сейчас есть генератор,который с помощью нейросетей выдаёт похожие на желаемыйварианты названий, и точно так же, как в случаес креаторами, половина так себе, но выбрать что-томожно. То же самое будет со шрифтами, с картинками.Сейчас можно легко генерить мудборды с помощьюPinterest.
Уровень вовлеченияв проект поднимается. Всем, кто сегоднязанимается творчеством, нужно изучать IT-продукты, потому что онибудут частью вашего инструментария. В том числеи искусственный интеллект станет инструментом длятворчества.
Творческий человек будущего должен уметь правильнонастроить машину, которая проведет все необходимыеэксперименты. Речь идёт о чёмугодно о продуктах, о покупательской способности.Физически не придется обрабатывать каждую гипотезу.
Очень важны будутsoft skills как выстраивать коллаборацию,как общаться на большом и маленьком расстоянии.Невозможно делать что-то сумасшедшее без команды, потому чтопродукт, дизайн, IT все это тесно связано.
Определять актуальные на сегодня скиллы должнылюди из бизнеса. Проблема[современного] высшего образования в том, что корпорациямприходится переучивать студентов.
Креативное образованиесегодня смешанная среда, которая помогает попробовать оченьразное. В ней естьпрактикующие эксперты с разными компетенциями, к которымможно обратиться. Это и онлайн, и офлайн.
В Universal University есть возможность собиратьтраекторию в процессе учебы на единой платформе.Ты можешь сегодня заняться культурой,завтра архитектурой, послезавтра ювелиркой.В итоге ты понимаешь, ктоты и зачем.
Сейчас невозможно делать какие-то прогнозы.Единственное, можно создать эту жидкую среду, которая поможетчеловеку разобраться, что ему нужно сейчас.
Через 3 года,какую бы ты профессию ни выбрал, это уже будетнеактуально. Задача не просто получить знания, а актуализировать их. Этодолжны делать сами компании.
Стартапы все чаще рождаютсявнутри компаний. Можно дать сотрудникувозможность развиваться за счёт образования. Он идётобучать других, зарабатывает на этом деньги, и компаниясмотрит на это лояльно. Можно противостоять этому, заставляяподписывать строгие контракты. Но шеринг ресурсов неизбежность. Зачем ему противостоять, если можно возглавить?Конкуренция будет между теми компаниями, которые интегрированыв такую систему, и теми, кто вне ее и охраняетсвои знания.
Чтобы быть топомв онлайн-бизнесе, нужно уметь продавать.
За онлайн-образованием будущее, но тамуже тесно. Каждый новый проектконкурирует сразу на глобальном уровне.
Чтобы сделать конкурента Skyeng, нужновложить очень много денег. Онидавно вышли на рынок, там уже все очень плотно, достаточнопроектов, ресурсов и инвесторов, и все это докатитсядо нас.
Не думаю, чтоонлайн-образование вытеснит офлайн- образование в креативнойиндустрии. Невозможно делать ювелиркуне видя, не трогая, не общаясьс мастером.
Онлайн продается толькодешевое. Не потому, что никтоне хочет делать что-то фундаментальное, качественноеи серьёзное. Это фастфуд в мире образования,и он ещё долго будет таким. Чтобы ситуация изменилась,должны появиться какие-то принципиально новые технологии. Сейчасво многом это edutainment.
[ВРоссии] критически не хватает свободы, а когдаее не хватает, то с творчеством,с инвестициями и с мотивацией проблемы.
Люди будут уезжать, потому что тяжело творитьв тюрьме.
Не получитсяу нас Кремниевая долина ни в Сколково,ни в Иннополисе, если там будет стоять охранас автоматами и все будут ходить строем.Качественное образование и все остальное можно выкинуть,потому что все это не будет работать.
Я верю, что можно сделать креативныепроекты самоокупаемыми. Моязадача создать систему, которая не будет просить денегбесконечно.
Невозможно бытьпредпринимателем, если ты, споткнувшись и разбив головуоб стену, не можешьподняться и бежать заново. Это было вчера, естьсегодня и будет завтра. Чем дальше, тем больше будетнеопределенностей в бизнесе.
У нас есть все шансыне дожить до светлого будущего. Мы малозадумываемся о том, как жить завтра, полагаем, что технологиирешат наши экологические проблемы. Я не фаталист,но знаю: не решат. Было бы круто, если быкаждый проснулся утром и понял, что можно поменятьна своем уровне.
Мне сейчас 46 лет,и последние 6 из них после сорока, наверное, илидаже после 35 ощущение времени и того, что происходитвокруг, оно такое новое. Каждый год скоростьувеличивается, быстрее перелистываются года
Допустим, через 20 лет мы сможем увеличитьпродолжительность жизни еще на 20. Но если это ускорение, которое я ощущаюсейчас, будет продолжаться по той экспоненте, которуюя чувствую, эти 20 лет пройдут как 1 день.И на хрена мне они нужны?
Последние 6 месяцевопять прошли как в сумасшествии. Хотяя сделал очень многое, проинвестировал несколько компаний.Что-то внутри своей основной компании делал. Вроде, кучу делсделал, а ощущение бабах! и все прошло, всепронеслось. И опять я ничего не помню. Нечеговспомнить.
Моямечта сейчас научиться жить долго. Земедлиться.