Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Мир воспринимается более прекрасным, если уметь различать полутона. И это понятно: именно в оттенках заключается большая часть скрытых смыслов. О том, что такое нюанс и как он работает в разных проявлениях культуры, поговорим сегодня.
Нюанс – это мелкий, но важный носитель информации.
Но если по словарю, то:
нюанс – это едва заметное различие, которое неподготовленному человеку сложно обнаружить.
В русский язык слово пришло из французского благодаря простому калькированию понятия «nuance» (или «оттенок»). Оригиналом же послужил глагол «nuer» («оттенять»), в свою очередь произошедший от понятийного маркера «nue» («облако», «туча»).
Термин явно отсылает к тонкостям и почти незаметным переходам, которые со временем складываются в более яркую картину, отличную от первоначальной.
Нюанс – это явление, впервые оформившееся в живописи.
С его помощью художники изменили традиционное искусство, наполняя плоские схематические изображение объемом и жизнью.
Самые первые оттенки замечены еще в древнеегипетских рисунках, а Леонардо да Винчи на основе нюансов создал технику сфумато, в которой с помощью размытия удается передать реалистичное затенение объектов, их объемность.
Изначальное «nuance», указывавшее на едва заметные отличия цветовой и световой насыщенности, постепенно перешло во все формы искусства:
Но если на картине при большом желании можно было различить отдельные штрихи, складывавшиеся при отдалении в необычный цветовой переход, то воспринимать подобные тонкости в сфере звуков гораздо сложнее.
Вот почему музыкальные нюансы служат в большей степени рекомендациями композитора, а исполнители трактуют указания автора в собственной манере. Здесь подразумеваются два варианта оттенков звучания:
Однако современную трактовку термин обрел за счет литературы, поскольку именно со страниц книг он перешел в повседневную речь, помогая с помощью едва уловимых лингвистических или даже интонационных сигналов придавать одинаковым языковым конструкциям противоположные смыслы.
С учетом величайшего разнообразия русского языка нюанс – это способ донести информацию с помощью контекста.
Среди наиболее распространенных стоит упомянуть такие формы нюансов, как:
Простой пример: есть существенная разница между тем, как учитель и ученик «ходят в школу», а слово «школьник» в различных ситуациях может применяться не только для обозначения фактического статуса, но и в качестве оскорбления. Причем говорящий может не использовать никаких дополнительных маркеров – его поймут, руководствуясь актуальной речевой культурой.
Кроме того, нюанс – это возможность в сжатой форме передать больше информации.
Слегка меняя формулировку или интонацию, можно насытить стандартную фразу дополнительными значениями. Оттенки смыслов придают сообщению:
Такое сочетание позволяет намного проще установить контакт даже с незнакомцами. Среди филологов нередко можно услышать байки о том, как возрастные знатоки языка начинали «ботать по фене», вызывая немалое уважение со стороны маргинализированных граждан.
Таким образом, во многих смыслах нюанс – это воплощение разнообразия.
Будучи эффективным инструментом, он не только демонстрирует множественные проявления культуры, но также показывает автора (картины, мелодии, текста) в качестве профессионального пользователя в рамках конкретной сферы.
С помощью оттенков, незначительных подробностей и тонких переходов можно показать:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Смысл художественных произведений, – будь это литература, музыка или живопись, – не всегда возможно уловить с первого раза. Наслоение образов, игра с метафорами и попытки авторов выразить эфемерные объекты через зримые образы нередко ставит аудиторию в тупик.
Своеобразным триггером к популяризации подобной концепции стал символизм. Что это за понятие, в чем суть оригинального французского ответвления искусства и почему его «прародителя» обвиняли в распространении непристойностей, разберемся по порядку.
Речь идет о крупном направлении в искусстве, сформировавшемся на рубеже XIX и XX веков во Франции.
По сути, символизм – это особое течение, базирующееся на новаторстве и экспериментаторстве с использованием символики в виде намеков, недосказанностей, таинственных и/или мистических образов.
Термин является прямым переводом и калькированием французского понятия «symbolisme», непосредственно связанного со значением слова «символ». При этом корнями термин восходит к греческой основе σύμβολον, смысл которой объединяет два значения:
Примечательно, что самые первые символы служили знаком заключения договора и выполнялись в качестве керамических объектов со сложным рисунком. При успешном завершении переговоров такие объекты разделялись и передавались представителям сторон.
Воссоздать отдельный элемент было практически невозможно, поэтому символы при соединении в единое целое позволяли доказать не только участие человека в договоренностях, но и сам факт их проведения.
В искусстве символизм – это попытка осмыслить духовное через материальное.
Несмотря на обилие авторов, работавших в этом направлении, название ему дал «французский грек» Жан Мореас, довольно известный в поэтических кругах конца XIX века.
Тем не менее, автором самых ключевых принципов эстетики символизма является критик, поэт и эссеист Шарль Бодлер, которого считают основоположником одновременно декаданса и символизма.
Социальные изменения на фоне промышленной революции периода с 1850-х и до конца XIX века не могли не отразиться на творческой прослойке общества того времени, особенно на поэтах и художниках.
Искусство давно переместилось из дворцов аристократии на уровень обывателя: вместо пышных балов и воспевания высоких чувств многие авторы фокусировались на быте крестьян, мещанских склоках и пороках, свойственных стремительно развивающимся городам.
На этом фоне широко распространенный тогда жанр реализма был перенасыщен удручающими и упадочными образами повседневности. В том числе и сюжетами, замешанными на свойственных Викторианской эпохе социальных вопросах, прямо противоречащих идеалам стремительно обновляющегося общества. В этот период и началась «эпидемия декадентских настроений».
В данном контексте подразумевается течение, которое по сути является ответвлением декаданса. Появление такого названия обусловлено определенным умыслом – в частности, тем, что поэзия такого рода должна была отразить закономерный конец приходящей в упадок «империи».
Оригинальный термин отсылал к временам Римской империи, однако французские мыслители подразумевали современное им общество XIX века с уходящей в прошлое аристократической системой.
Но если декадентам было свойственно фокусирование на индивидуальности, отречении от прежней морали, примате красоты над этичностью, то символисты совершили полный переход в духовный мир: не отрицая, но игнорируя реальность, они воплощали духовность и нравственность через легко узнаваемые образы. И сборник «Цветы зла» Шарля Бодлера обозначил такой переход.
Стихотворения, обильно пропитанные меланхолией, вызвали социальный взрыв. Писательское сообщество отметило необычную подачу, попытку переживания и мысли из области ощущений облачить в наглядную, понятную хотя бы на интуитивном уровне форму.
В то же время круги консервативные отмечали слишком вульгарные, натуралистичные описания пороков, «развращающие» обывательское восприятие читателя. Через какое-то время сборник даже получил судебный запрет, а при пересечении границ изымался таможенными службами.
Именно в момент травли Бодлер написал манифест, в рамках которого слово «символизм» было использовано впервые в том значении, в котором сегодня подразумевают художественное направление.
Поэт искренне пытался объяснить, что «Цветы зла» – не «порнографическая поэзия» и что он просто применил символические приемы, чтобы посредством спорных образов описать совокупность явлений, свойственных середине XIX века.
Таким образом, символизм в литературе – это своеобразное отражение умозрительной действительности, когда автор придает реальности некое символическое значение, совершенно отличное от ее буквального смысла.
По сути, это очередная попытка поспорить с видением мира импрессионистов и реалистов. Сближаясь с романтизмом, символизм дает волю латентным чувствам, подчеркивает важность каждой детали, что в итоге помогает людям раскрепоститься через самовыражение.
Напомнить о существовании духовного мира пытались и некоторые из русских поэтов, успевших отточить перо на модернистских стезях поэзии. Самым ярким автором из числа «старших символистов» можно назвать В. Я. Брюсова, а среди «младосимволистов» особо выделяются несколько фигур – С.М. Соловьев, А. Белый, В.В. Гиппиус, А. Блок, Д.С. Мережковский.
Это авторы, которые внесли наибольший вклад в то, чтобы превратить в самодостаточное направление то, что представлял собой символизм. Представители этого течения в русской литературе были первыми, кому удалось придать эстетике символизма окончательную оформленность и совершенный вид.
Не касаясь запретных тем напрямую, символисты с помощью откровенных образов чаще всего обсуждали такие значимые явления, как:
Несмотря на кажущуюся мрачность и тяжеловесность выбранных тем, символическое искусство наполнено оптимистическими настроениями, поскольку авторы нередко сводили творческое исследование к тезисам о вынужденности и неоднозначности дурного.
А также к тому, что всегда есть надежда, особенно если попытаться выглянуть за пределы обыденного и материального.
Говоря о таком явлении, как символизм, нельзя не отметить его потрясающую многогранность, отразившуюся в величайшем многообразии художественных взглядов. Это направление, которое из литературы широко шагнуло в художественную плоскость.
Немало живописцев начала XX века вновь вернулись, например, к теме божественного и демонического («Демон» Врубеля, 1890 г.). Они создавали собственные образы не с канонических позиций церкви, а фокусируясь на изображении эмоций, практически игнорируя действительность.
К двадцатым годам прошлого столетия уже выработались специфические течения, в которых использование символов диктовалось определенными правилами:
Акмеизм был свойственен русским писателям и поэтам-модернистам, которые решили дать отпор слишком расплывчатым и неясным образам. В их произведениях каждый символ указывал на конкретное явление, а описания переживаний были четкими, не допускавшими двояких толкований.
Футуристы стремились в рамках авангардизма довести идеалы символизма до абсолюта, полностью отрицая прошлое и забывая про реальный окружающий мир. Они работали с образами и мыслями, переполненными идеализмом, и полностью сконцентрировались на отражении собственной реальности, устремленной в будущее.
Имажинисты вовсе объединили черты первых двух течений, описывая настоящий мир, но так, чтобы шокировать публику. Они обращались к воображению, заставляя привычные вещи обретать гипертрофированные, а потому завораживающие черты:
Расцвет поэтического и художественного символизма совпал со стремительным развитием кино, чем определил формирование культуры на многие поколения вперед.
Сегодня символизм – это суровая образность современности.
Так, на развитие интернет-пространства сильное влияние оказало «поколение Y/миллениалы», которым исследователи часто приписывают свойство «быть не как все, но – в обществе».
В реальном мире выделиться помогал бурный расцвет субкультур, но в виртуальном – слишком просто найти похожее, что и обусловило формирование тренда на демонстрацию личностной уникальности.
В текстах популярных среди современных подростков рэперов-блогеров (которые сильно отличаются от уличных прародителей рэп-жанра) легко найти массу черт, присущих имажинизму, пусть и не всегда умело используемых.
И сейчас, когда духовный поиск и попытки нематериального осознания реальности стали еще одним трендом, символизм актуален как никогда. Главное – не оторваться от жизни, затерявшись в череде ярких и не всегда понятных образов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Благодаря Филиппу Киркорову, все теперь знают, что цвет настроения – синий. А что бы вы ответили, если вас попросили назвать цвет благородства и важности. Красный? Синий? Белый? Нет, не угадали – это ФИОЛЕТОВЫЙ.
Подумайте, даже в радуге фиолетовый цвет идет последним. То есть венчает собой всю цветовую конструкцию. Одна из высших военных наград в США называется «Пурпурное сердце». А пурпурный, это и есть фиолетовый. Даже в английском языке этот цвет звучит как «purple».
И наконец, многие королевские особы надевали и надевают что-то фиолетовое по особым случаям. Например, его очень любит Елизавета Вторая.
Одежду фиолетового цвета носили древние короли. Но полностью облачиться в этот оттенок даже они не могли себе позволить. Дело в том, что в древности не была развита технология производства красок. Поэтому использовались в основном природные красители. А пурпурные красители были невероятно редкими.
Этот цвет в древности добывался только на территории современного Ливана. Он получался благодаря небольшим моллюскам, которых прозвали иглянками. Существо это было хищное и ядовитое. А фиолетовый краситель моллюск выделял во время охоты, чтобы парализовать жертву.
Конечно, человеку этот токсин был не опасен. Но только представьте, скольких трудов стоило добыть фиолетовый краситель. Сначала моллюсков надо было наловить. Потом их помещали в большую ванну, которую подогревали на медленном огне. Таким образом, краситель выпаривался и оседал на поверхности.
Работа сопровождалась жутким запахом, который исходил от вареных моллюсков. Но самое главное, красителя получалось очень мало. Так, для получения 100 граммов чистой краски надо было обработать 1,5 килограмма сырья, а это около 10-15 тысяч моллюсков.
Все это серьезно повышало стоимость одежды фиолетового цвета. Например, в Древнем Риме небольшой платок мог равняться по цене слитку золота. Такое могли себе позволить только очень богатые люди или правители. А в Средневековье фиолетовый цвет стал прочно ассоциироваться с королевской семьей. Простым людям запрещалось носить такую одежду.
Все изменилось лишь в середине IXX века, когда британский химик и изобретатель Уильям Перкин нашел, как синтезировать фиолетовый краситель в лабораторных условиях. Он назвал свое вещество «анилин», запатентовал его и технологию производства. И с тех пор, благодаря Перкину, фиолетовый перестал быть цветом для избранных.
Сегодня любой школьник знает, что фиолетовый можно получить, если смешать вместе красный и синий. Если у вас дома есть краски или пластилин, можете поэкспериментировать и убедиться в этом на собственном опыте.
Ну а в зависимости от того, какие оттенки красного и синего использовать, будет меняться и оттенок фиолетового. Вот лишь несколько примеров:
Но это далеко не все возможные оттенки фиолетового. С более полной палитрой вы можете ознакомиться на следующем рисунке.
Фиолетовый цвет – один из самых красивых. Именно поэтому его широко используют в моде и дизайне.
Но есть у него и масса полезных свойств. Например, психологи утверждают, что фиолетовый успокаивает сердечный ритм и расслабляет нервную систему. Как следствие, человек успокаивается.
Фиолетовый цвет также способен пробудить в человеке творческую натуру. Он снижает физическую активность, но при этом активизирует мысленные процессы.
Конкретный оттенок – сиреневый – очень подходит для медитаций и занятий йогой. Но тут главное не переусердствовать. Если фиолетового будет слишком много, то в человеке может развиться излишняя сентиментальность и идеализации происходящего вокруг.
И в заключение, вот вам еще один любопытный факт о фиолетовом цвете. Лакмусовая бумажка, находящаяся в нейтральной среде, имеет именно этот цвет. И именно отсюда возникло выражение «мне фиолетово», что означает «мне безразлично».
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Подробнее..