Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Современники то и дело апеллируют к свободе вероисповедания, хотя о конкретной религии зачастую почти ничего не знают.
Даже о той, которую исповедуют, и даже когда в публичной сфере пытаются говорить от ее лица, ведя активные дискуссии на важные для общества темы.
При этом одним из наиболее актуальных предостережений церкви остается язычество. Но в чем его суть, правда ли, что язычники поклоняются нескольким богам, и как проявляется многобожие в XXI веке?
В нашем случае единственное, что поможет раскрыть суть взаимоотношений между различными религиозными течениями, – это обращение к этимологии. Однако в первую очередь необходимо уделить внимание трем историческим трактовкам термина «язычество»:
Примечательно, что понятие язычества изначально зародилось именно в рамках христианской культуры, из-за чего споры вокруг верной трактовки по сей день разгораются вновь и вновь. Впрочем, концепция обрядоверия заслуживает отдельного рассмотрения.
Наблюдать подобное явление можно исключительно внутри превалирующей религии – например, когда прихожане забывают об основах веры и наделяют особой мистической значимостью сами ритуалы.
Здесь прослеживается четкая аналогия с карго-культом, члены которого выстраивали импровизированные взлетно-посадочные полосы и сооружали из соломы самолеты в надежде на получение «подарков с небес».
Точно таким же образом некоторые «верующие» фактически игнорируют фундаментальность принципов христианского вероучения и догм, касающихся соблюдения постов и чистоты помыслов.
Такие люди старательно раскрашивают яйца к Пасхе и щедро расставляют свечки, втайне рассчитывая на помощь высших сил в исполнении своих материальных чаяний.
Согласно пояснительной статье в Википедии, слово «язычество» появилось в результате адаптационной переработки оригинальных библейских текстов.
Язычество — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии.
По сути, это слияние двух еврейских терминов – «гой» и «нохри». Значимыми для русского языка оказались две трактовки:
Что касается армянских адаптаций Библии, то в них закрепился более древний термин, перенятый из древнегреческого «հетанос» (или «этнос»).
На эту версию опирался и Макс Фасмер, один из авторитетнейших этимологов времен СССР, который считал славянский вариант более правильным, поскольку оба понятия трактуются как «народ, люди».
Тем не менее, речь шла о тех народах, которые прямо противопоставлялись традиционным христианским общинам, из-за чего впоследствии термин и обрел негативную коннотацию.
Параллельно существует набор понятий, производных от латинского «paganismus», что указывает на совокупность людей из сельских районов и отдаленных от полисов округов. Поскольку христианство набирало силу в основном в городах и крупных поселениях, традиционные политеистические верования начали называть деревенскими.
Именно благодаря этому впоследствии русский язык обзавелся эвфемизмом «поганый» в значении «языческий», которым затем стали применять ко всему грязному, нечистому, невежественному.
Поэтому на Руси долгое время считалось, что язычник – это «невежественный нехристь» с нечистыми помыслами, который отрицает единого бога, а значит, живет неправедно, поскольку находится за пределами «правильной» религии.
Чтобы избавиться от столь малоприятного исторического шлейфа, современные язычники использовали старые и адаптировали новые слова для обозначения своего религиозного верования:
Важно знать! Несмотря на расхожий стереотип, что язычество – это по сути многобожие, далеко не все языческие течения политеистичны. У язычников боги, как правило, слишком похожи на обычного человека, со всеми его достоинствами и характерными чертами.
И это понятно: человек придумывал себе «всемогущего господина», опираясь на свои собственные качества, включая эмоциональные. Этим фактором обусловлено и то, как язычники трактовали «хорошие» и «плохие» природные явления.
К примеру, если бушевала разрушительная стихия – значит, боги гневались, а если выдавался особенно богатый урожай – значит, боги проявляли милосердие и/или вознаграждали «своих чад» за усердие, преданность и т.п.
Исторически точной информации о практиках древних славян до нашего времени дошло не слишком много. Ученые связывают это с отсутствием собственной письменности и многообразием бесчисленных ритуалов у каждого из племен.
Тем не менее специалистам удалось выделить несколько общепринятых концепций, характерных для славянского язычества. Например:
На Руси язычники веками обожествляли все живое и поклонялись «тварному» миру, потому что его создал Бог. Ну а язычники из числа идолопоклонников воздают почести всему «неживому», стихиям и силам природы: они поклоняются деревьям, земле, воде, камням, огню и т.д.
Боги славянских язычников – как правило, мстительные, злопамятные и в целом практически не «всемилостивые». Это был целый пантеон малосимпатичных божеств, включавший в себя такие образы, как:
Кроме того, в этом пантеоне с «большими» богами прекрасно уживалось невероятное количество «дополнительных» персонажей в виде мифических и сказочных существ типа шкодливых домовых, злобных демонов, бестелесных духов, безобразных лесных и водяных обитателей.
Отголоски прежних религий сохранились в некоторых православных традициях, которые стали результатом смешения христианства с местными верованиями этнического толка.
Масленица с соломенным чучелом, черные коты и плевки через плечо, равно как и прочие народные суеверия и приметы, – все это не более чем сохранившаяся в народной памяти вера предков.
Если последователи некоторых видов язычества (к примеру, шаманизм) наследуют свои практики напрямую, то многие из верований были возрождены или придуманы заново. Обратимся к такому религиозно-культурному феномену, как неоязычество, вступившее в новый виток развития чуть более полувека назад.
Примером социокультурной трансформации может служить родноверие, преследующее цели возрождения славянских обрядов дохристианских времен. В то же время викка, базирующаяся на поклонении природе, стала попыткой адаптировать древнюю религию друидского колдовства под реалии современности.
Впрочем, сегодня каждый без труда найдет культ, наиболее подходящий его убеждениям. Несмотря на жесткую критику со стороны традиционных монотеистических религий, никто не отбирает у человека права свободно верить.
Тем не менее, нам с вами стоило бы быть предельно осторожными: пока одни языческие и неоязыческие верования стремятся к гармонии души и мира, иные вырождаются в тоталитарные секты, стараясь выманить последние деньги у простодушных адептов.
Будьте рациональными, и никакой самопровозглашенный духовный лидер не сможет превратить ваше стремление к самосовершенствованию в обычный финансовый крах!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Использую для заработка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Простота создания контента и ознакомления с ним сделала регулярный просмотр информационного потока органичной частью жизни. Однако даже просто отсортировать ежедневные материалы по любимой тем
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.