Сотрудники такой же актив компании, как недвижимость,финансы, продукт или информация. Известная аксиома: чтобыпроизводственная деятельность была эффективной и приносиладоход, нужно контролировать состояние и работоспособность всехассетов. Кадры не исключение, даже если это звучит немногоцинично.
Психологические расстройства, связанныес эмоциональным выгоранием или напряжением, напрямую влияютна продуктивность. По данным опросарекрутингового агентства Hays, 79% россияниспытывали синдром профессионального выгорания лично или с нимсталкивалось их окружение. Подавленное состояние влияет на уровеньвовлеченности в операционные процессы, взаимоотношенияс коллективом и посещаемость в целом. Даже еслитакой сотрудник находится в офисе физически, этоне всегда означает, что он присутствует ментально. Так,согласно опросу Gallup, ежегодно в США выключенные работникиприносят убытки в размере $450550 млрд.
Возникает вопрос, как с этим бороться?Ответ лежит в области своевременной психологической поддержки.Поиск нового сотрудника обходится дороже, чем удержание опытногои квалифицированного коллеги, испытывающего временныетрудности. Как в мире, так и в России все большеераспространение получают программы поддержки сотрудников (ППС),в рамках которых персонал может бесплатно получатьпсихологическую помощь. Вне зависимости от того,внедрило ли предприятие ППС, имеется штатный психолог или нет,многие люди до сих пор имеют внутренние барьеры передобращением к психотерапевтам. Как реагировать, когда вашсотрудник или коллега меняет привычное поведение, кто долженза всем следить и что не стоит делать, рассмотримниже.
Симптомы, указывающие на душевные проблемы, оченьразнообразны. Условно их можно разделить на несколькогрупп:
Безусловно, могут быть и другие сигналы,свидетельствующие, что сотрудник нуждается в психологическойпомощи, например трудностисо сном и нехарактерный для человека неопрятный внешнийвид.
Не стоит трубить тревогу всякий раз,когда кто-то в коллективе жалуется на головную боль илиопаздывает на работу. Но если группа признаковпроявляется на протяжении длительного периода времени месяц или больше, вам следует поговоритьс человеком.
Если кратко, то каждый сотрудник.Распознать проблему сможет тот, кто находится в доверительныхотношениях с человеком, это не всегданепосредственный руководитель. В контексте психологическойподдержки трудно говорить об обязанности начальника следитьза подчиненным, поскольку последний может маскировать своипроблемы, опасаясь выговора или увольнения. Мы рекомендуемпросто внимательнее относиться к кругу общения в рабочемколлективе, и если какой-либо сотрудник подчиненный илипросто коллега - начинает вызывать опасения, не отбрасыватьих, а принять во внимание и действовать.
Не каждый. Оказание психологической помощи это щепетильная ситуация, требующая гибкости, пониманияи осторожности. Тот, кто непосредственно будет разговариватьс сотрудником, должен соответствовать тремкритериям.
Не иметь негативных предубежденийк людям с психическими расстройствами, например установкуЯ же сам справляюсь со своими проблемами, почему он/онане может?
Обладать хотя бы минимальными навыкамии знаниями в этой области. Если вы никогдане сталкивались с психологическими сложностями,то лучше доверить разговор другому коллеге.
Быть вне рабочей среды, провоцирующей проблему.Не надо пытаться оказывать поддержку, если вы самиявляетесь причиной стресса сотрудника.
Если вы не проходитепо одному из критериев, поговорите с другимиколлегами, близкими с тем сотрудником. Помните, что оченьважно соблюдать конфиденциальность, не стоит делитьсясвоими мыслями поголовно со всеми. Еще один вариант поговорить сразу с профессиональным специалистом (списокконтактов в конце статьи).
Главная задача беседы как можно точнее понятьобстоятельства, в которых находится сотрудник, чтобы послеподелиться информацией, куда можно обратиться за помощью.Другими словами, единственное, что нужно делать, задаватьвопросы и слушать. Не ставить мысленные диагнозы,подтверждать или оспаривать правоту человека,а слушать.
Начать разговор лучше с описания причин своегобеспокойства. Делать это надо прямо,но не нападая, попытки завуалированно выйтина эту тему будут восприниматься неестественно. Советуюозвучить свои наблюдения, избегая описания измененийв негативном ключе. Я заметил (а), что ты выглядишьне таким радостным как обычно (вместо выглядишьподавленным) или Ты выглядишь менее энергичным (вместовыглядишь обессиленным).
Есливы не знаете, как описать состояние человека,то лучше спросите напрямую или используйте его собственнуюлексику. Внимательно следите за комфортом собеседника дажев самых мелких движениях. Например, если он постоянноотводит глаза, не нужно давить на него пристальнымвзглядом. Задавайте вопросы, слушайте с уважениеми не давайте оценочных суждений.
Можно | Нельзя |
---|---|
Я заметил, чтоты стал менее радостным. | Все замечают,что
тебе стало труднее выполнять работу (Делаем акцент на эффективности человека изаставляем его смущаться) |
Расскажи, как тысебя чувствуешь? | Что с тобой?
Утебя стресс или что-то подобное? (Давим) |
Влияют ли натвое
состояние рабочие стрессы и трудности? Как я могу помочь? Сталкивался ли ты с этим состояниемраньше? Что помогало/поддерживало тебя? |
Когда тызаметил,
что расстройство мешает тебе работать? Я могу помочь контактамипсихолога/психиатра; Моему знакомому помогликонсультации. (Давим, а надо слушать) |
*Слушаем* | Это
понимаю,можешь не рассказывать, а что в итоге
происходит? (Перебиваем, чтобы докопаться досути) |
У меня былотакое
же состояние, и я понимаю твои эмоции. Я не сталкивался с этим, и даже непредставляю, что ты можешь чувствовать. Поэтому задаю многовопросов. |
Думаю, у
тебятревожное состояние или начинающая депрессия,
подкрепленнаяпаническими атаками. У меня бывало такое пройдет
само. (Ставим диагноз, а возможно даже лукавим,что такое случалось с нами) |
*Слушаем* | Всеналадится (Утешаем, когда не надо) |
*Слушаем* | Просто
надозагрузить себя работой все пройдет. (Даем ненужные советы) |
*Слушаем* | Чтобы
неопаздывать, можно выходить пораньше (Даем ненужные советы) |
Люди
сшизофренией Люди с проблемами примененияпсихоактивных веществ |
Шизофреники Наркоманы (Стигматизируем, используя уничижительныйязык) |
Если тебенекомфортно обсуждать это сейчас, мы можем поговорить в будущем,если ты передумаешь. Это все между нами. | Ты расскажихотя
бы образно, а я обсужу с другими ребятами и подумаю,
какпомочь. (Давим и нарушаемконфиденциальность) |
Часто желающие помочьна подсознательном уровне вкладывают в вопросыте ответы, которые хотят услышать, чтобы в результатеприйти к ситуациям, с которыми сталкивались лично. Этобольшая ошибка, которая может сослужить медвежью услугу, даже если на первый взгляд кажется, что проблемане уникальна, не стоит забывать, что цель беседы выслушать, а не продемонстрировать собственную смекалкув решении чужих проблем. Например, если сотрудник поделился,что трудности на работе влияют на здоровье, нужновоспринять это всерьез и помочь разобраться именнос проблемой.
Осознание проблемы первый шагк ее преодолению. Несмотря на то чтоза окном 21 век, психологическая помощь все ещедостаточно постыдная тема. Так, по даннымВЦИОМ за 2018 год, 66% россиянпытаются решить свои душевные проблемы с помощью членов семьии родственников, к психологу обращается едва ликаждый десятый, а к психотерапевту одиниз ста.
Многие люди априори не готовы вести диалог (илимонолог) о своих душевных проблемах, вне зависимостиот их происхождения. Для них это равносильно признаниюсобственной слабости или приравниванию к психически больным(что абсолютно не одно и то же). Кроме этого,распространенными причинами для отказа от помощи являютсяследующие.
В такой ситуации самое главное выразить понимание и уважение к любому решению. Вполневозможно, впоследствии такая реакция только сыграет на рукуи расположит сотрудника к разговору и принятиюпомощи. Чтобы проанализировать причину отказа, можно ненавязчивопроследить, что именно является препятствием. Но дажев этом случае руководителю можно вернуться к этойситуации через определенный период времени и предложить помощьеще раз.
Психологическая помощь все чаще становится частьювнутренней корпоративной культуры компаний. Это особенно актуальнов настоящее время, которое характеризуется высокоймобильностью специалистов. Большинство ценных сотрудниковс актуальными навыками сегодня принадлежат поколениюмиллениалов, которые, согласно исследованиюGallup, чаще других категорийищут и меняют работу. В прошлом году,по данным Harvard BusinessReview, каждый пятый миллениалуволился с актуальной должности. Это в три раза больше,чем показатели среди других возрастных групп.
Именно поэтому большинство работодателейзапада разрабатывают мощные HR-стратегии, добиваясь росталояльности. В ход идут различные приемы и особаядомашняя атмосфера с капсулами сна,и бесплатное питание ресторанного качества, и различныерасслабляющие практики от йоги до массажа. Все этов конечном итоге направлено на создание психологическогокомфорта. Однако вовсе не обязательно следовать примеру Googleи Facebook достаточно лишь признать важность этогофактора и обеспечить психологическую помощь в критическойфазе, от чего в итоге выиграет вся компания.
Куда можно посоветоватьобратиться
Другие центрыи телефоны доверия для переживших насилие: