Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. 2020-й породил целую армию доморощенных вирусологов и инфекционистов, вслед за ними подтянулись социологи с политологами.
Жаркие обсуждения, обилие «компетентных» мнений – как тут не прослыть невеждой? Выучить пару-тройку «умных» слов, попутно вникнув в их суть.
Например, в разговор об американских протестных акциях можно мастерски ввернуть слово «сегрегация», и репутация человека «в теме» обеспечена. Для полной уверенности в успехе остается выяснить детали.
Итак, сегрегация: что это за зверь, и где он обитает.
В переводе с латинского segregatio означает «разделение», «отделение части от целого», и это отражает суть интересующего нас слова.
В широком смысле сегрегация – это некое принудительное разделение (зерен и плевел, мух и котлет).
Разделять можно что угодно, поэтому сегрегация встречается во многих сферах.
Наиболее часто это понятие применяется в общественно-политическом и социальном контексте.
В узком понимании, сегрегация – это принудительное разделение людей на группы по расовому, этническому или какому-либо иному признаку.
Несмотря на всеобщий интерес к порче асфальтобетонных покрытий на дорогах, рассмотрим сегрегацию с позиции социальных наук.
Этот термин используют, когда некто (организация, конкретный человек – не важно) без объективных причин принудительно отделяет одних людей от других по какому-либо признаку.
Например, разделение на «мужскую» и «женскую» работу, неравный доступ к рабочим местам и разница в зарплате в зависимости от пола – это гендерная сегрегация. Создание в школах отдельных классов для «особенных» детей – так проявляется сегрегация в образовании.
Чаще всего о сегрегации говорят применительно к расовым или этническим группам.
Выделяют 3 уровня этого явления:
Сегрегация возникает в двух формах.
Юридическая сегрегация (де-юре) – это разделение, официально закрепленное на законодательном уровне. Проявляется в ограничении прав и свобод (выбор профессии, учебы, места проживания), иногда – в принудительном расселении целых этносов.
Причем все перечисленное – это не просто «туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет…». Это правовые нормы, обязательные для исполнения – так было, к примеру, в истории США, ЮАР, Австралии и в ряде других государств. Сегрегация была официальной гитлеровской практикой в отношении евреев.
В настоящее время расовая сегрегация официально запрещена во всем мире – так гласит международное право.
Тем не менее, это явление может существовать и де-факто – через социальные нормы, как правило, сложившиеся спонтанно. На практике оно часто возникает в странах, где ранее было закреплено юридически.
Так, скрытая сегрегация – практически норма современной жизни в США, хотя американцы стараются не говорить об этом вслух, уж больно неудобная тема.
Два столетия юридически просуществовала сегрегация в США, пока в 1964 году закон о гражданских правах не поставил это явление вне закона.
С момента принятия в 1865-м 13-й поправки, запрещающей рабство, разделение по расовому признаку проникло во все сферы жизнедеятельности. Именно тогда в южных штатах были приняты нормы (законы Джима Кроу, как их неофициально называли), неслабо ограничивающие в правах черное и индейское меньшинство.
И понеслось: отдельные школы, кассы в магазинах, рукомойники, фонтанчики для утоления жажды, туалеты – для белых и не белых. В 1926-м в Атланте парикмахерам-афроамериканцам запретили обслуживать белых детей и женщин. В Бирмингеме белым и черным запретили играть друг с другом в шашки и домино. Чернокожие пассажиры в Монтгомери не вправе были занимать в автобусах 1-е ряды, предназначенные «только для белых» — об этом гласила надпись у входа.
С момента прощания американцев с сегрегацией де-юре прошло более полувека, но фактически это явление живо и поныне, причем затрагивает не только афроамериканцев.
Коренное население континента, индейцы, уже не живут в резервациях, но что такое сегрегация, знают на личном опыте. К примеру, их политические права зачастую остаются номинальными. Так, на Аляске избирательные участки столь хитроумно расположены, что представителям местных племен добраться до них почти нереально, а с урной по домам там не ходят.
Индейцы – 1% населения США, однако их доля среди убитых полицейскими граждан – 2%. Арестовывают их чаще, самая показательная ситуация на Гавайях: там коренные жители — это 10% населения и 39% обитателей тюрем. Сомнительная привилегия.
Сегрегация по-американски и полицейский произвол идут ноздря в ноздрю.
В 2020-м бурю обсуждений вызвали уличные беспорядки, спровоцированные смертью афроамериканца Джорджа Флойда. Протесты против жестокого полицейского задержания, произошедшего 25 мая, переросли в погромы, мародерство, снос памятников, стали причиной многочисленных арестов.
В 40 городах ввели комендантский час. Несмотря на нелицеприятные штрихи к портрету героя (Флойд трижды оказывался в тюрьме за хранение наркотиков, имел срок за вооруженное ограбление женщины), шоу продолжалось.
Что неудивительно: расовый вопрос в стране, считающей себя Меккой для мигрантов и колыбелью свободы, был и остается острым, подобные события для США не новы.
Таблички «только для белых» больше не «украшают» американские скверы и рестораны, есть опыт избрания первого чернокожего президента. Однако в последние годы негласная сегрегация в США все чаще становится почвой для расовой ненависти и может привести к серьезному расколу.
Знакомясь с сегрегацией, нельзя обойти стороной ее ближайшего родственника. В переводе с африкаанса apartheid означает «раздельность». В общем, та же сегрегация, только в профиль.
Апартеид – это политика расовой сегрегации, официально проводившаяся в ЮАР и ЮАС с 1948 по 1994 год. Население Южной Африки было разделено по расовому признаку на 4 группы: негры, белые, азиаты (в основном индийцы) и «цветные» (люди смешанного происхождения, потомки местного африканского населения – бушменов, готтентотов, банту). У каждой группы имелись свои права.
В целом – вот как это выглядело.
К началу 1990-х на фоне изменения мировой политической ситуации в Южной Африке сменился правящий курс, дискриминационные меры были официально отменены.
От заокеанских проблем пора вернуться к суровой российской действительности, где сегрегация имеет свою специфику.
Во времена великого и могучего СССР в нашей стране преобладало социально смешанное расселение людей, все народы считались братскими. Можно сколько угодно дискутировать о декларативности такого подхода, но до откровенной дискриминации на почве расизма нам ой как далеко.
Страны Советов больше не существует, зато есть мигранты из бывших Советских республик – почва для сегрегации по национальному признаку. Сейчас, пока им в достаточной степени понятно наше общество, они владеют русским языком, это явление выражено слабее, чем на Западе. Что будет через пару десятилетий, когда сменится состав населения – большой вопрос.
Даже в российских мегаполисах отсутствуют этнические анклавы, как бы ни искали их дотошные прозападные исследователи. Есть места проживания мигрантов (территории рынков, промзон), где люди трудятся и отдыхают по соседству со своим рабочим местом, но это не постоянные поселения. Однородно бедных районов (по типу европейских пригородов социального жилья) в нашей стране нет.
В ряде городов имеются цыганские кварталы, но неприязнь к этому народу обычно связана с особенными традициями и образом жизни, но не с расизмом. Зачастую цыганское обособление является добровольным: как ни стараются российские власти разъяснить цыганам, что в 12 – 14 лет рано вступать в брак и лучше получать образование – традиции остаются неизменными.
Сегрегация по-русски проявляется сегодня в кварталах элитного жилья, образующих коттеджные поселки в самых привлекательных местах. Это связано с дифференциацией населения по уровню доходов, и такие процессы наиболее выражены в мегаполисах.
Сегрегация в России основывается в большей степени не на этническом, а на социальном факторе.
Слово «сегрегация» само по себе не несет негативного смысла, это просто отделение одного от другого. Важно, что отделяют и как.
Присваивать себе право разделять по цвету кожи, полу, национальности, распределяя таким образом жизненные ресурсы – значит, создавать параллельные, не всегда дружественные друг другу миры. А это мина замедленного действия. Опасная штука!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Древнегреческая мифология – один из столпов европейской и мировой культуры. Неудивительно, что человечество сохраняет, копирует и воспроизводит множество знаковых образов на протяжении тысячелетий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Общение – главный инструмент цивилизации для освоения мира и развития социальных связей. Но по мере роста численности, развития городов и расселения на огромных пространствах встречаться для личного взаимодействия становилось все затруднительнее.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Обучение – сложный комплексный процесс, для которого требуется изрядный преподавательский опыт и соответствующая подготовка учащихся. С целью оптимизации этого процесса создаются специальные курсы, позволяющие подтянуть
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Восприятие окружающего пространства с помощью глаз – естественный для человека способ познания мира. По мере развития общества сформировались культурные особенности, отдающие предпочтения определенным цветам и/или цветовым сочетаниям.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Человечество постоянно стремится расширить зону обитания: исследует новые земли, отправляет поселенцев, разрабатывает ресурсы.
Однако не все территории являются дикими! «Первооткрыватели» нередко встречают представителей коренного населения и с яркими особенностями внешности, и с еще большими культурными отличиями.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Хотя природа вынуждает человека познавать мир, делать это непросто. Вот почему для большинства занятий требуется кто-то, способный указать правильный путь, обойти ошибки и стать лучшей версией самих себя.