Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Язык – инструмент общения. А любой инструмент человек старается сделать как можно более эффективным, чтобы речь была разнообразной, красочной, образной и богатой.
А чтобы мы могли точнее и/или эмоциональнее описать какое-либо явление, нужно не только знать, но и умело использовать средства языковой выразительности. Что это, как работает и каким бывает, разберемся по порядку.
Красота и сложность русского языка заключаются в образности. Одно определение, использованное с другой интонацией или по отношению к иному объекту, обретает новый – более точный и глубокий – смысл.
Таким образом, средства языковой выразительности – это языковой инструмент, широкая совокупность художественно-выразительных средств (слов и выражений), которые придают литературным произведениям и нашей речи в целом особые свойства – яркость, образность, красочность, эмоциональную окраску.
Лингвисты упорядочили, а затем систематизировали многообразие выразительных средств в три объемные группы, исходя из ключевых особенностей языка:
Перечисленные языковые инструменты чаще используются вместе, а встречаться могут как в художественных произведениях и публицистических текстах, так и в повседневной речи при обычном общении.
На картинке более подробно представлены все средства языковой выразительности. Таблица показывает только перечень, без пояснений:
Аллитерация —
ПолноЧной порою в болотной глуШи
Чуть слыШно, бесШумно Шуршат камыШи –
стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышейПовтор согласных, создающий образ. Ассонанс — ЛЮблЮ березУ рУсскУЮ То светлУЮ, то грУстнУЮ – передает легкую грусть, нежность. Повтор гласных, создающий образ. Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (в
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом. Гипербола — Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение. Ирония — Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Литота — Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве Метонимия — Класс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий Окказионализмы — Плоды образования. Художественные средства, образованные автором. Олицетворение — Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых предметов свойствами живых. Перифраз — Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сравнение — Молвит слово — соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. Синекдоха — Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку. Эпитет — «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Синонимы — 1) бежать – мчаться. 2) Шум (шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекстаАнтонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения Архаизм — очи — глаза, ланиты — щёки Устаревшее слово или оборот речи
Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. Противопоставление. Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов. Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза. Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия.Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк. Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.
В качестве примера, насколько важно владеть подобным инструментом, можно рассмотреть, как используются средства выразительности в литературе. Так, если удается добиться определенного баланса между информативностью и красотой текста, получаются поэмы Пушкина.
Если же языковые инструменты практически не используются, получается своего рода диспропорция – такое впечатление производят, в частности, романы Толстого с его тяжеловесными и пространными описаниями, перегружающими читателя.
Самые очевидные пути вариативности используемых средств выразительности – это тропы и стилистические фигуры. При этом тропы – наиболее распространенная категория из лексических средств.
Проще описать объект, если делать это через уже знакомые собеседнику явления, предметы, события. Такой метод удобен и в попытках поделиться эмоциями. К основным способам и моделям «оживления» языка относятся в первую очередь такие средства выразительности, как:
Практически любое прилагательное станет эпитетом, но – в определенных обстоятельствах. Например, «золотой слиток» будет просто констатацией факта, а вот «золотые руки» уже обретают должный уровень выразительности, акцентируя внимание на таланте обладателя.
Элементарное сравнение также может украсить речь с помощью сравнительного оборота. И первый попавшийся не подойдет: «глаза как у мамы» – проговаривание действительности, тогда как «глаза голубые, словно летнее небо» уже явно намекают на эмоцию.
При стремлении к выбору менее очевидных вариантов на помощь приходит метафора, сопоставляющая объекты по некоему общему признаку и создающая уникальные языковые конструкции. Кажется, всего лишь «капля воды», но поэт превратит обычный дождь в «чистые небесные слезы».
В зависимости от контекста могут пригодиться синонимы, позволяющие описать один и тот же объект разными словами, тем самым усиливая образ. Или разыгрывать трогательные лексические шутки: «прыгать (от радости на месте), (куда-то), (откуда-то)». В то же время антонимы помогают на контрасте выделить конкретное свойство – например, как в паре «гром – тишина».
Наконец, олицетворение – один из наиболее любимых художниками инструментов, с которым можно «оживить» любой предмет. И вот уже по стенам «прыгают блики», которые под влиянием метафоры в итоге превратятся в «солнечных зайчиков». Но это было бы невозможно без подмеченных кем-то «прыжков».
Некоторые тропы со сложными названиями мало знакомы обывателю, хотя используются на повседневной основе. Как это возможно? Просто носители языка не желают «заморачиваться» с классификацией, и этим постоянно вгоняют иностранцев в ступор.
Наиболее проблемными в этом плане оказываются:
Скорее всего, метонимия встречалась русскоязычным гражданам в качестве обзывательства, ведь благодаря этому приему легче описать тот же объект другими словами, но уже с более понятным для всех значением.
Например, несколько высокомерный фразеологизм «синий чулок» изначально возник из-за того, что общества ученых женщин ассоциировались именно с этим элементом одежды. А вот «белый воротничок» описывает офисных служащих, опираясь на образ типичных клерков в 1930-х, даже если сегодня менеджеры носят гавайские рубашки.
Синекдоха странным образом связывает целое с частью и наоборот: описывая восторженную французскую армию словами «француз ликует» или исчисляя стадо «сотней голов» (вместо коров).
Частой гостьей художественных произведений является аллегория, которую можно встретить и в древнегреческих мифах, и в баснях Крылова. Она работает с контекстуальными и культурными концепциями, из-за чего образы могут существенно меняться.
Так, ворон в одном произведении становится предвестником смерти, а в другом – символом мудрости и наставничества. Хотя есть и общие решения – как, например, лисы, воплощающие безграничную хитрость и коварство.
Передать образ красочнее и нагляднее позволяет своеобразная игра с фактами. Подобное свойство присуще гиперболе, передающей преувеличение действительности через яркое высвечивание конкретных качеств – «смертельный вирус» (про тот, что может привести к летальному исходу, а не гарантирует его).
В противоположность гиперболе, литоте свойственно все преуменьшать, из-за чего, к примеру, просьбу «подождать минуточку» не стоит воспринимать буквально, то и дело поглядывая на секундную стрелку.
Необычным сочетанием синонимов и аллегорий является перифраз, которым пользуются, чтобы избежать повторов. За счет умелых манипуляций в соседних предложениях внезапно оказываются слово «текст» и обозначающее его сочетание «авторская задумка».
Добиться риторической красоты помогает умело применяемая стилистика – еще один способ украсить речь. Но если в Древней Греции повседневное общение отделяли от возвышенной риторики, в современном русском красочные обороты считаются органичной частью языка.
Наиболее поэтическими выразительными средствами считаются лексические повторы в виде:
Эти приемы подразумевают повторение какого-либо слова или словосочетания. Начало предложения, в случае анафоры, финальную его часть – при эпифоре, или просто на пересечении нескольких смысловых конструкций. Подобное нередко встречается именно в стихах.
Однако есть и более универсальные средства:
Когда используется антитеза, противопоставляются не отдельные слова, но смыслы, заключенные в предложениях. Например, фраза «ты невероятно богат, а я бедняк» позволяет разделить образы в повествовании.
Градация подразумевает использование синонимов, выстраивая выражение мысли в логическую цепочку смыслового усиления или ослабления. Под ее влиянием «угли пылали, тлели и гасли» последовательно передают эволюцию действия.
В оксюморон записывают любую фразу, состоящую из – казалось бы! – несочетаемых слов. Банальные «живые мертвецы» противоречат не только биологии, но и языковой логике. Однако термин весьма популярен.
Нарушение привычного порядка слов – инверсия, и этот прием особенно распространен в русском языке. Достаточно вспомнить белеющий парус, о котором Лермонтов спрашивал: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в стране родной?». Хотя в рамках формальной логики «кинуть» нужно было перед поисками, как и задавать вопросы – в хронологическом порядке.
Поэты-модернисты и фрагментация – вещи, тесно связанные историей. Только экспериментальное искусство позволяло разорвать предложение на несколько частей точками: «Перед. Николаем. Смотри не моргнув веком», – да, это образно и ярко, но весьма тяжело для восприятия.
Повтор союзов – прием популярный, когда требуется усиление эффекта. Используйте мультисоюз, если хотите возвести описание в абсолют. Тогда «и добрый, и нежный, и прекрасный» человек окажется чем-то большим, нежели элементарной совокупностью свойственных ему черт.
Отдельно стоят риторические вопросы, не требующие ответов, и риторические обращения – например, к неодушевленным предметам. Они позволяют обозначить мысль или эмоцию через одностороннее взаимодействие с миром.
Обобщая вышесказанное, можно посмотреть, как и какие использованы средства выразительности в «Слово о полку Игореве»:
Фонетические средства выразительности минимальны, но в то же время достигают собеседника не смысловыми способами.
В их число входят:
Первые два важны для красоты стихосложения, а вот последний пункт – один из древнейших доступных человеку. Сакраментальный перестук копыт «цок-цок» или лошадиное «иго-го» пережили тысячи лет эволюции языка, чтобы по сей день появляться на страницах книг.
К этой же теме, пожалуй, можно отнести и средства музыкальной выразительности, поскольку в музыке, как и в любом другом искусстве, тоже имеется свой язык – язык звуков. Помимо непосредственных элементов этого языка (громкости, высоты, долготы, окраски звуков), существуют и другие приемы, используемые при создании самых разнообразных музыкальных образов.
К числу основных средств выразительности в музыке относятся:
В качестве «сопутствующих» средств можно упомянуть размер, лад, тембр, динамику, метр, штрихи, фактуру и гармонию. Главное назначение всех этих приемов – помочь каждому слушателю понять и воспринять те чувства, которые заложил композитор в свое произведение.
Выразительные средства – необходимость, без которой общение (через искусство или через язык) становится бедным. Посредством этих приемов можно передать не только информацию, но и особую эмоциональную атмосферу, вложить чувства или кратко объяснить нюансы.
При этом важно помнить, что зачастую избыточное описание может больше навредить, чем помочь, поэтому пользоваться такими инструментами нужно со знанием дела.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Простота создания контента и ознакомления с ним сделала регулярный просмотр информационного потока органичной частью жизни. Однако даже просто отсортировать ежедневные материалы по любимой тем
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Красиво рассказанная история – одно из самых первых развлечений, известных человечеству. Поэтому древние авторы экспериментировали с разными формами, стараясь добиться максимального воздействия на слушателя.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Древнегреческая мифология – один из столпов европейской и мировой культуры. Неудивительно, что человечество сохраняет, копирует и воспроизводит множество знаковых образов на протяжении тысячелетий.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Искусство помогает человеку переосмысливать исторические события и проще справляться с жизненными трудностями. Но зачастую появляется возможность свести события трагические или просто мешающие жить в некую легкую, развлекательную форму.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Мир воспринимается более прекрасным, если уметь различать полутона. И это понятно: именно в оттенках заключается большая часть скрытых смыслов. О том, что такое нюанс и как он работает в разных проявлениях культуры, поговорим сегодня.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Мир наполнен разнообразием, и найти два идентичных объекта – настоящее чудо. А природа вносит еще больший хаос, наделяя живых существ множеством уникальных черт.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Общение – главный инструмент цивилизации для освоения мира и развития социальных связей. Но по мере роста численности, развития городов и расселения на огромных пространствах встречаться для личного взаимодействия становилось все затруднительнее.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Человечество накопило богатый опыт решения общественно значимых вопросов, поэтому нет нужды всякий раз с нуля исследовать факты и выстраивать логические цепочки. Намного проще апеллировать к ранее принятым решениям и мнению экспертов. Что это означает и как работает, разберемся вместе.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Русский язык не только «великий и могучий», но еще и весьма мелодичный. По этому показателю с ним могут конкурировать разве что итальянский, испанский и французский. А те же английский, немецкий и тем более азиатские языки проигрывают вчистую.
Мелодичность нашего языка достигается за счет удачного сочетания гласных и согласных звуков. Они очень часто чередуются, создавая простые слоги. Также нередки случаи, когда идет сочетание «две согласны
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Исторические события неизменно привязаны к определенным территориям. Но если про одни вспоминают лишь ученые, другие прочно обосновались в повседневной речи, закономерно обретя статус крылатых фраз и популярных фразеологизмов.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Национальная культура – производная от особенностей мышления целого народа. Но сформулировать мысль возможно только при наличии языка, а его развитию способствует в том числе наличие письменной формы.
При этом для любого носителя языка особое значение обретают такие вопросы, как, например: что было в истоках,