Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Философия

«Гуру» – значение, толкование, употребление

04.09.2023 00:01:01 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Хотя природа вынуждает человека познавать мир, делать это непросто. Вот почему для большинства занятий требуется кто-то, способный указать правильный путь, обойти ошибки и стать лучшей версией самих себя.

Чаепитие

С распространением буддизма и йогических практик все чаще таких наставников стали называть гуру. Кто это такие и чем отличаются от обычных учителей, разберемся по порядку.


Гуру – это…

Согласно довольно запутанной индуистской этимологии, гуру – это мудрец по жизни, духовный наставник.

Почему «запутанной»? Начнем с того, что дословный перевод санскритского गुरू допускает превеликое множество трактовок, зависящих как от конкретной религиозной традиции, так и от взятого за основу толкования древнего текста. Остановимся на самых популярных:

  1. тяжелый;
  2. достойный;
  3. великий;
  4. важный;
  5. непоколебимый;
  6. утвердившийся (в истине);
  7. учитель;
  8. мастер.

Больше всего доверия вызывает первая трактовка – как отсылка на индийскую версию алхимии, где ртуть была наиболее значимым и тяжелым элементом, который непосредственно ассоциируется с одним из аспектов Шивы.

Общение

Так, лингвисты пытались вывести логическую зависимость, называя гуру отягощенным каким-либо из достоинств, например:

  1. мудростью;
  2. знаниями;
  3. праведностью;
  4. духовностью и пр.

При этом оригинальным корнем этого слова считается термин गॄ गृणाति, который в стихотворной форме обладает уже более релевантными значениями – «воспевать, наставлять, обучать».

Параллельно существует несколько интерпретируемых версий, проводящих параллели между понятием «гуру» и качествами, которые хотят видеть в учителе современники (за основу взяты четыре понятийных маркера со специфическими переводами):

  1. озвучивать, говорить;
  2. приложить усилие, поднять;
  3. окроплять;
  4. глотать.

Первый подразумевает привычное обучение, второй – поднятие учеников до просветленного уровня.

Окропление считается ритуальным действием – то есть занимающийся им словно передает опыт окружающим.

Ритуал

Наконец, проглатывание описывает дополнительное свойство гуру: передавая знания и увеличивая мудрость людей, он одновременно забирает слабость и невежество, «глотает» все, что мешает духовному возвышению.

Прочие интерпретации на свой лад обыгрывают корни, связанные с «разжиганием огня знаний», «прекращением тьмы невежества» и божественной сутью подобных учителей. При этом ни одна школа не пытается принизить статус такого наставника.

Основное назначение гуру

В любом смысле гуру – это учитель.

Исследователи обнаружили активное распространение термина примерно в первом тысячелетии до н.э., когда массово стали появляться общественные институты гуру-кула. В этих заведениях можно было обучиться множеству высоких дисциплин, как то:

  1. толкование текстов;
  2. грамматика;
  3. философия;
  4. танец;
  5. музыка;
  6. живопись.

При этом основная нагрузка на гуру заключалась в знании именно религиозных текстов, в умении их объяснить и передать будущим поколениям.

Более того, в отдельных течениях практиковали наложение на гуру специальных ограничений – например, на касту наставника, его половую принадлежность, семейный статус и набор обязательных знаний.

Другие значения слова «гуру»

Примечательно, что гуру – это мультикультурное понятие.

На сегодняшний день используются такие оригинальные трактовки:

  1. духовный наставник – в индуизме и буддизме;
  2. глава религиозной общины – в сикхизме;
  3. название Юпитера – Гурувар (или четверг, «день Юпитера»).

В рамках европейской культуры под словом «гуру» стали подразумевать учителей, «работающих над духовностью». Со временем это привело к появлению переносного значения, включающего в себя несколько смежных смыслов:

  1. властитель дум;
  2. профессионал;
  3. эксперт;
  4. знаток.
Евреи

В первом случае термин используется для обозначения некоего авторитета. Основным фактором в этом случае является умение управлять массами, лидерские качества. И даже если количество почитателей невелико, они с радостью исполнят волю гуру.

Второй вариант чаще используется на обывательском уровне в словосочетаниях типа «гуру маркетинга». Он предполагает, что человек добился такого понимания профессии, что с любым делом в рамках специальности справляется легко, не прилагая усилий.

Третья трактовка обычно воспроизводится в формате «гуру в [продажах]», апеллируя не столько к профессиональным качествам, сколько к отдельному навыку. Условный гуру домохозяйства также может быть мастером:

  1. в готовке;
  2. в уборке;
  3. в воспитании детей и т.п.

Наконец, четвертая версия указывает на интеллектуальность. Подразумеваются и наличие знаний, и умение их своевременно использовать.

Вместо заключения

Как вы уже убедились, гуру – это многогранный термин. И если речь не идет о специфических религиозных учениях и йоге, то вероятнее всего подразумевается некий специалист с богатыми знаниями и отточенными навыками, чьи слова и действия в выбранной сфере являются образцом для подражания. По крайней мере, по мнению тех, кто называет его гуру.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..
Категории: Философия

Апологетика – что это за термин и когда он применяется

18.08.2023 00:01:02 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Сегодня в центре обсуждения то и дело оказываются чувства верующих, их защита от посягательств со стороны критически настроенных граждан с активной идеологической платформой.

Ленин

На практике защита веры существует столько же, сколько сама христианская религия. И особенно в этом деле преуспели апологеты. Кто они такие, чем прославились и насколько актуальна апологетика в XXI веке?


Апологет – это…

В своем непосредственном значении апологет – это раннехристианский автор сочинений (апологий), которые способствовали пропаганде христианского учения и его защите от критики представителями греко-римской культуры. Именно апологеты сформировали основы современного богословия.

В современной интерпретации этот термин может иметь и другое значение:

Апологет — это неумеренный, тенденциозный защитник и восхвалитель чего-либо. Это человек, рьяно защищающий какую-либо теорию и концепцию. Подразумевает чрезмерное, фанатичное и, как правило, предвзятое отстаивание той или иной идеи.

Греческий понятийный маркер «ἀπολογία» («оправдание, защита») послужил своеобразной основой для появления названия последователей такой концепции, именовавших себя «ἀπολογητές» – «защитник, апологет, заступник».

И это вполне закономерно, поскольку предшественниками обоих слов были определения:

  1. ἀπολογοῦμαι – защищать;
  2. ἀπόλογος – рассказ, защитительная речь.

Здесь подразумеваются определенные стороны юридической деятельности, выстроенной вокруг дискуссий с критиками христианства. Это не были официальные выступления или, к примеру, научные статьи – скорее, письменные диалоги в ответ на конкретные обвинения, предъявляемые духовными пастырями других религий.

Апологеты как значимое историческое движение

Апологет – это любой автор, во II-III веках выступавший в защиту христианства.

Собрание

Список можно пополнить «адвокатами» из других эпох, однако именно на период становления официальной церкви приходится большая часть основополагающих трудов по богословию.

Ключевыми направлениями в деятельности апологетов были:

  1. защита христианства от обвинений и критики;
  2. ответная критика греко-римской культуры.

Таким образом, апологетика – это одно из течений в богословии, направленное на глубокое обоснование христианского вероучения и отстаивание его достоинства перед язычниками и неверующими.

В отличие от духовной литературы, наполненной глубоким философским подтекстом, апологетика строилась на рациональных размышлениях.

Она не только использовала формальную логику, но и апеллировала к понятным для современников представлениям о мироустройстве для утверждения христианских доктрин.

Подобные сочинения не охватывали всю совокупность религиозного учения, поскольку отвечали лишь на конкретные обвинения и обосновывали узкий спектр вопросов, важных для определенных авторов или групп, от лица которых христианству выдвигались претензии.

Апологетика – колыбель современного богословия

Апологеты – это пример для подражания любого священника.

Но чаще под словом «апологетика» подразумевают ключевые основы богословия, некую базовую дисциплину, через которую будущих служителей церкви учат взаимодействовать с миром и пропагандировать свое учение.

Это в первую очередь:

  1. формулирование основ вероучения;
  2. систематизация оснований истинности веры;
  3. опровержение критики со стороны иных религиозных или атеистических групп.

Духовные образовательные учреждения обучают будущих служителей культа дискутировать в публичном пространстве с опорой не на Писание, а на факты. С таким подходом проповедь становится более эффективной, поскольку не требует от собеседника верить, но пытается убедить с помощью естественно-научных фактов, приемлемых в социуме риторических приемов.

Дискуссия

Во многом апологетика позволила христианству обрести опору, чтобы развиться до сегодняшних масштабов. Учитывая влияние христианских философов, именно апологетика стала толчком ко внутренним реформам, которые позволили сначала выделить иудейскую секту, а затем и взрастить учение до масштабов мировой религии.

Апологеты в философских дисциплинах

Философия, сформировавшаяся как инструмент для регулирования всех форм освоения действительности, весьма успешно выполняет и другие важные функции – в частности, функции хранения и трансляции теоретических знаний в последующие эпохи.

В Средневековье, когда апологетика давно доказала свою способность справляться с грандиозной работой по осмыслению христианства, сформировалась основополагающая база этого течения, представлявшего собой на рубеже XII-XIV веков уже довольно четкую и целостную систему знания.

Таким образом, апологетика в философии – это идеология апостольского и евангельского толка, синтезированная с рационалистической греческой философией.

Благодаря такому синтезу сегодня у термина существуют две равнозначные трактовки:

  1. христианский писатель, защищающий веру от нехристианских критиков;
  2. неумеренный, тенденциозный защитник и восхвалитель чего-либо.

Второе значение появилось из методов, которыми пользовались даже первые практики апологетики, поскольку – помимо защиты учения – они без стеснения организовывали нападки на существовавшие традиционные институты современного им общества.

В этом контексте уместно вспомнить одного из именитых апологетов периода начала III века – Квинта Флорента Тертуллиана. Будучи успешным адвокатом в Риме (и на тот момент – язычником), он сначала рьяно критиковал философскую мудрость, пропагандирующую «ложные цели и ценности».

Рана

Затем, бросив юриспруденцию и став священником, Тертуллиан заявил, что чистая вера несовместима с разумом. Тогда же он и озвучил приписываемую ему фразу: «Верю, потому что абсурдно», хотя в письменных источниках подтверждения этому факту исследователи не нашли.

Вместо заключения

В нынешних реалиях интересующее нас слово обрело более широкий смысл и при этом – довольно негативную коннотацию:

Апологет – это человек, рьяно защищающий какую-либо теорию и концепцию.

В целом же термин подразумевает чрезмерное, фанатичное и, как правило, предвзятое отстаивание той или иной идеи.

С другой стороны, умение обосновать собственную позицию по любому вопросу будет полезно каждому в самых разных сферах жизни. И в этом смысле основы апологетики – надежная опора!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..
Категории: Философия

Что такое дихотомия, или 3 аспекта простого разделения

06.07.2023 00:01:02 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Пока дипломаты и социологи пытаются добиться консенсуса, объединяя разрозненные части общества, неутомимые ученые исследуют окружающий мир, разделяя целые объекты на более мелкие составляющие.

Перекресток

В подобном дроблении кроется суть одного из способов логического деления какого-либо класса на взаимосвязанные, но отличные друг от друга подклассы. Это и есть дихотомия. Что это за понятие, для каких целей служит и в каких сферах применяется этот метод, разберемся вместе.


Дихотомия – это…

В широком смысле речь может идти о своеобразной «вивисекции мира».

В узком же смысле дихотомия – это один из вспомогательных приемов, призванных упростить процесс установления классификации.

Метод, изначально сформированный в качестве философской концепции, происходит от древнегреческой основы «διχοτομία», образовавшейся благодаря слиянию двух корней:

  1. διχῆ – «пополам, надвое» (подразумевается некий результат единократного рассечения);
  2. τομή – «резать, делить, рассекать».

Дихотомия предполагает умозрительное разделение объекта на две части, равенство которых не обязательно. При этом в одной собираются элементы прежнего множества с наличием определенного признака, а в другом – те, которые означенным признаком не обладают.

Это значительно упрощает, например, классификацию видов в биологии через выделение ярких черт, свойственных конкретной популяции.

То есть, проще говоря, дихотомия – это концепция, базирующаяся на противопоставлении, когда делимые части полностью противоположны и, как правило, взаимоисключающи.

В повседневной жизни все это нам хорошо знакомо. Так, одним из наиболее знаковых примеров в религии и массовой культуре является «дихотомия добра и зла», которая помогает выделить позитивные с точки зрения общества нравственные установки и одновременно указывает на отрицательные проявления человеческой природы.

Черт и ангел

Один из самых «типичных» примеров – история молодого хоббита, выступившего против абсолютного зла и тем самым спасшего Средиземье от угрозы вечной тьмы. При этом Дж. Р. Толкиен делает акцент не столько на самом противостоянии, сколько на готовности персонажей побороть искушение стать единственным владельцем могущественного Кольца Всевластия.

Такая же нравственная составляющая присутствует и в серии произведений Дж. Роулинг: юный волшебник Гарри не столько противостоит абсолютному злу в лице Волана-де-Морта, сколько борется с собой, со своим собственным внутренним злом, внедренным в него Темным Лордом.

Кроме того, дихотомию используют в качестве удобного инструмента познания, образования и воспитания.

Метод разделения сложных смысловых структур выполняет три ключевые задачи:

  1. уменьшение познаваемого объема;
  2. упрощение заложенных смыслов;
  3. облегчение восприятия информации.

Еще более ярким примером дихотомического разделения мира можно считать детские сказки и мифы из авраамических религий. Все это помогает ребенку в доступной игровой форме на примере выдуманных персонажей усвоить базовые поведенческие модели и нормы, используемые в современном обществе.

Религии делают то же самое, но уже в рамках целого общества. Упрощенные философские концепции легче воспринимаются широкими народными массами, оказываются более устойчивыми к критике и сохраняются на протяжении долгого времени. Это помогает учению выстоять на начальном этапе и в будущем обеспечить приток верующих.

Распятие

Дихотомия как метод с недостатками

Дихотомия – это простейший способ поиска, познания и объяснения.

Но он же, при всех очевидных преимуществах, не позволяет увидеть всей полноты картины. На примере тех же сказочных и религиозных форм можно выделить ключевые характеристики разделения на «черное/белое»:

  1. устойчивость логических единиц;
  2. неизбежное их противостояние;
  3. отсутствие объективности.

Ставшая популярной в последние годы концепция «серой морали» – одно из проявлений социального протеста, желания уйти от слишком категоричного противопоставления. Если в классических (европейских) произведениях можно указать на абсолютно положительного протагониста и наделенного злодейскими качествами антагониста, то современное западное искусство пытается от этого уйти.

На рубеже XX – XXI веков авторы начали уделять внимание нравственной дилемме, стараясь описывать путь неоднозначных персонажей. Кажущиеся злыми поступки описываются уже более рационально (когда, например, раскрываются далеко идущие благие мотивы), тогда как доброжелательность показывается такой себе ширмой для злонамеренных и даже чудовищных деяний.

Примеры

На этом фоне важно вспомнить самые существенные признаки дихотомии:

  1. наличие двух множеств, не обязательно равных по объему, но всегда только двух;
  2. их кардинальное противопоставление (по одному или ряду свойств);
  3. существование бОльшего множества, объединяющего первые два.

Хотя метод и позволяет посмотреть на «чистый» вариант, он искусственно разрывает связи, изначально существовавшие между изучаемыми множествами. И чем более сложна система, тем больше информации о ней теряется вследствие подобного разрыва.

Дихотомия на стыке дисциплин

Несмотря на упомянутые выше недостатки, дихотомия – это востребованный инструмент, который используют специалисты из разных областей с древнейших времен.

Условно можно разделить наиболее актуальные сферы применения этого метода на три основных:

  1. философия;
  2. наука;
  3. повседневность.

Что касается первого пункта, то в рамках философских дисциплин с помощью дихотомий не только формулируются и решаются многие проблемы, но и появляется возможность освещения сложных вопросов с обывательской точки зрения.

Помимо абстрактных противоборств добра и зла, философы затронули более противоречивые темы – в частности, тему традиционного противостояния:

  1. сознания и тела;
  2. разума и эмоций;
  3. выбора и судьбы;
  4. идеального и материального.

Во многом на столкновении позиций строится диалектический метод. Последователи Гегеля и марксистских теорий развили его в более изощренную версию, которую можно свести к тезису о «борьбе и единстве противоположностей».

Сравнение

Такой вариант может считаться более объективным, поскольку не фокусируется исключительно на различиях двух исследуемых объектов, но также указывает на их взаимное проникновение и влияние. Это позволяет выявить процессы, которые при изучении лишь одной части дихотомической пары или не могут быть объяснены, или вовсе не проявляются.

Говоря о научной сфере применения, можно отметить, что дихотомические процессы ярче всего проявляются в естественных и обществоведческих дисциплинах.

Например, в последние годы вновь набирает актуальность вопрос о том, какая часть человеческой природы оказывает больше влияния на формирование личности:

  1. биологическая – генетическая предрасположенность, среда обитания, болезни и пр.;
  2. или социальная – воспитание, образование, информационная среда, юридическое поле и т.п.

Об этой дискуссии обычно вспоминают на примере наиболее известной «концепции чистого листа», чьи сторонники указывают, что человек – результат взросления в рамках общества. Она не исключает биологических факторов, однако указывает, что в разных социальных условиях даже близнецы могут вырасти совершенно разными людьми с кардинально противоположными взглядами.

А вот на обывательском уровне дихотомия проявляется в попытке распределить социальные группы по критерию «нравится/не нравится».

Формальный признак такого деления – попытка обеспечить объективность, а деление происходит на основе частичного противопоставления:

  1. интроверты и экстраверты;
  2. сторонники патриархата и феминизма;
  3. либералы и консерваторы и т.д.
Из жизни

Но «любительская» дихотомия обычно строится на личных предпочтениях, из-за чего объективные критерии часто опускаются. В частности, марксизм нередко противопоставляется капитализму, указывая на Карла Маркса как на антагониста современной экономики.

Тем не менее, именно Маркс описал многие базовые механизмы, по сей день используемые в народном хозяйстве и в международной торговле. Многие эксперты уверены, что Маркс не так уж далеко ушел от Адама Смита: просто первый описывал капиталистическую экономику с критических позиций, а второй – расписывал преимущества, не замечая недостатков.

Можно сказать, бытовая дихотомия выстраивается на шовинистической основе, так что полагаться на нее полностью нельзя. Таковое разделение в большинстве случаев разрушительно, служит не столько методом изучения и лучшего понимания, сколько маркером личностных приоритетов.

Полезно, хотя и противоречиво

Прогноз погоды

Дихотомия – это не только инструмент для познания мира, но и способ познания себя через разделение и противопоставление.

Речь идет об одном из фундаментальных положений этики стоицизма (примерно III век до н.э.), которое так и называется – дихотомия контроля.

Один из последователей позднего стоицизма, основатель никопольской философской школы Эпиктет, сформулировал ключевую идею этой «рабочей схемы» – научиться различать вещи, которые в нашей власти, и вещи, которые нам не подвластны. Под неподвластными вещами он подразумевал все, что находится вне нас, весь внешний мир, все телесное.

Примечательно, что он имел в виду не сами эти вещи, а лишь представления о них – то, что делает человека счастливым или несчастным. При этом наши стремления и мысли (а значит, и само состояние счастья) – все это нам подвластно.

И если человек страдает от напряжения, возникающего в результате конфликта между стремлением к личностной свободе и нуждой в социальном контроле, то его единственный путь – тратить силы только на то, что ему подвластно, на что он может повлиять. Как быть со всем остальным? Относиться безразлично/спокойно ко всему, что находится вне зоны нашего контроля, вне нашей власти.

Правда, здесь есть свое противоречие – человеку свойственно забывать, что эти разделенные части некогда были единым целым, поэтому не могут существовать в отрыве друг от друга. А значит, нам будет намного труднее понять процессы, происходящие в единой системе.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..
Категории: Философия

Что такое рутина и как обратить ее себе на пользу

05.06.2023 21:01:00 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Каждый хочет наслаждаться жизнью. Однако для этого нужно многое, и в первую очередь – нормально выстроить быт и наладить работу так, чтобы повседневность не мешала получать удовольствие.

Стол

Выходит, нам необходимо то, что все мы реально ненавидим, – это та самая пресловутая рутина. Что это такое, в чем суть этого малоприятного явления и почему психологи и коучеры рекомендуют взять его на вооружение, разберемся вместе.


Рутина – что это вообще за понятие

Речь идет о банальном бытовом однообразии, от которого страдает большинство из нас.

По сути, рутина – это некий проторенный путь, своеобразный пул рабочих алгоритмов и укоренившихся бытовых привычек, использование которых бывает крайне полезным, даже если порой угнетает.

Лингвисты в качестве первоосновы называют французский понятийный маркер «routine», состоящий из нескольких значений:

  1. косность;
  2. рутина;
  3. навык.

Хотя заимствование в русский язык могло быть и через немецкое «Routine», оригинал все равно возвращает во Францию, а именно – к старофранцузской основе «route» («дорога, путь»), в свою очередь восходящей к двум латиноязычным обозначениям:

  1. «rupta» – «разбитая дорога»;
  2. «ruptus» – «разорванный, разрушенный».

Такая цепочка заимствований вполне отражает неоднозначность термина.

С одной стороны, рутина предстает активно используемым, давно изученным, а потому не вызывающим сомнений путем.

С другой, чрезмерная эксплуатация одной и той же дороги постепенно приводит ее в негодность, вызывая определенные трудности при движении, пусть и отличающиеся от прокладывания собственного маршрута.

Утомительно, но полезно: рутина в обычной жизни

Рутина – это способ человека жить.

Хотя сейчас слово употребляется с упором на негативную коннотацию, существующие трактовки не столь однозначны:

  1. механическое следование отработанным шаблонам;
  2. неумение/нежелание выходить за рамки привычного;
  3. размеренность, порядок, установившийся обычай;
  4. консервативное поведение в работе и в быту;
  5. в равной степени утомительный и однообразный труд.
Уборка

Именно для первого варианта сформировалось выражение «погрязнуть в рутине», когда человек вынужден выполнять массу повседневных обязанностей, из-за которых не может уделять время чему-то по-настоящему интересному. И если подобное продолжается на протяжении длительного времени, может произойти психический надлом, после которого уже вообще не захочется перемен.

Второе значение описывается фразой «(рабочая/бытовая) рутина» – здесь подразумевается набор обязанностей, которые считаются базовыми для конкретной социальной ситуации. В зависимости от контекста рутинными бывают кардинально отличающиеся действия:

  1. составление отчетов в офисе;
  2. выискивание новых рецептов для семейного ужина;
  3. кража кошельков в общественном транспорте;
  4. занятия сексом и т.п.

Люди настолько привыкают к некоторым явлениям, что неизбежно утрачивают эмоциональную вовлеченность, воспроизводят выученную цепочку действий чисто автоматически.

Речь может идти как об индивидуальном отношении, так и о занятиях в рамках социальной группы – профессии, семьи, – и в таком случае появляется возможность обучить других рутине.

Схема

Так формируется третье значение, в рамках которого фиксируется консервативное нежелание принимать новое. Например, старшее поколение (бабушки, свекрови) привыкли к домашним обедам, к необходимости самостоятельно драить полы и мыть окна.

При этом молодым – дочерям, невесткам – такая приверженность старым привычкам совершенно не по душе: они достаточно зарабатывают, чтобы заказывать еду на дом, ходить на ланч в кафе или ресторан и периодически вызывать профессиональных уборщиков. И тем самым избавляют себя от рутины.

И происходит подобное избавление как раз из-за того, что современникам не хочется тратить время на скучные однотипные занятия, превращающие их жизнь в некую серую тянучку, такое себе болото однообразия.

И в самом деле: самостоятельная уборка дешевле, но потребует уйму времени, нервов и сил – самых ценных для нас ресурсов, которые можно направить на саморазвитие или интересный и полноценный отдых. И каждый сам решает, насколько деньги в подобных обстоятельствах важнее.

Диалектика затягивающей повседневности

И вот возникает закономерный вопрос:

как направить утомительные однообразные задачи себе на пользу?

Для начала – нужно не забывать, что рутина – это явление, в равной степени полезное и вредоносное. Его минусы сводятся преимущественно к фактору психологического напряжения:

  1. прекращение личностного роста;
  2. напрасная трата времени;
  3. бессмысленные попытки отвлечься.
На работе

В рамках рутинных процессов мозг ничем не занят. Если он пытается вмешаться в работу, делает только хуже, поскольку в итоге происходит эмоциональное выгорание.

В крайних случаях человек пытается заполнить внутреннюю пустоту различными аддикциями, ударяясь сверх меры в компьютерные игры, поедание десертов, выпивку. Или пытается какими-то экстремальными развлечениями развеять непреходящую скуку.

Подобные поведенческие паттерны нередко встречаются у людей, еще не впавших в депрессию, когда частично «сломанная» психика отчаянно цепляется за «радости жизни», не понимая, как вырваться из вязкой повседневности.

С другой стороны, рутина позволяет разгрузить разум и даже тело, поскольку основная часть энергии тратится на обретение нужных при конкретном образе жизни навыков.

А когда процесс отработан:

  1. занятие требует меньше сил и времени;
  2. все действия происходят автоматически;
  3. появляется привычка к делу;
  4. сознание ничем не занято.
Уборка

С отработанными алгоритмами и отточенными движениями получится быстрее убраться, будет проще приготовить обед, легче выполнить рабочие обязанности в офисе. Выработанная привязанность позволяет придерживаться спортивного образа жизни (пробежек, зарядок, режима питания), даже если пропала мотивация делать это осознанно.

Кроме того, за однообразными делами можно заняться планированием или придумыванием чего-то полезного, раз участие сознания необязательно.

Вместо заключения

И хотя вывод сам по себе очевиден, все же обобщим: рутина – это практичный инструмент, полезный психобиологический механизм. Он может принести немало вреда, если человек склонен впадать в депрессивные состояния.

Тем не менее, своеобразная автоматизация повседневных рабочих и бытовых активностей позволяет разгрузить мозг для решения более важных, творческих задач. Главное – соблюдать баланс!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..
Категории: Философия

Что такое паноптикум простыми словами

11.03.2023 21:01:02 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Ради выживания человек издревле должен был внимательно наблюдать за окружающим миром. И, разумеется, в таком деле самым главным инструментом являются глаза.

Башня

Именно на основе этого принципа со временем появилась такая необычная концепция, как паноптикум. Что это такое простыми словами и как это связано с тюремной культурой, Марксом и Екатериной II, разберемся по порядку.


Паноптикум – что это?

Примечательно, что исходная парадигма паноптикумов возникла (и до сих пор базируется) на пресловутой немецкой педантичности.

Согласно оксфордскому словарю, паноптикум – это концепция идеального режимного учреждения, будь то тюрьма, поселенческая казарма или обычный работный дом.

Слово происходит от немецкого «panoptikum», калькированного с греческого понятийного маркера «πανόπτας», который в дословном переводе означает «всевидящий» и сам в свою очередь состоит из двух основ:

  1. «πᾶν» (пан) – «всеобщий, всё, всеобъемлющий»;
  2. «ὀπτικός» (оптикос) – «наблюдаемый, видимый».

Концепция подразумевает возможность обозревать пространство и/или большое количество объектов без привязки к определенным обстоятельствам.

Вероятно, по этой причине современное употребление слова отличается от оригинала.

Особую актуальность термин обрел сравнительно недавно, в конце XVIII века. Тогда в российском обществе стало известно, что паноптикум – это особый социальный проект, разработанный двумя братьями-британцами по фамилии Бентам: инженером-механиком Сэмюэлем, состоящим на службе у князя Потемкина в качестве кораблестроителя, и социальным теоретиком Иеремией, развившим идею брата и создавшим для нее целую уголовно-процессуальную базу.

Но если Сэмюэль посвятил свою жизнь проектированию судов и строительству самых разнообразных технических устройств, то его брат Иеремия полностью погрузился в социальную философию.

На излете 1780-х Иеремия регулярно наведывался в Россию, чтобы вместе с Сэмюэлем работать над концепцией построения идеального общества, которое и должно было называться паноптикумом.

Со временем концепция всеобщего блага трансформировалась в задумку безупречной тюрьмы и была изложена Иеремией в его труде «Паноптикон», посвященном новым принципам строительства инспекционных учреждений.

Заключенный

Идея заключалась в том, чтобы минимизировать количество надзирателей. Для этого нужно было использовать полукруглое многоярусное помещение, чтобы один человек мог одновременно наблюдать за всеми без исключения подопечными.

При этом сами объекты наблюдения видеть надзирателя не могли, а значит, не могли и знать, наблюдают ли за ними. Таким образом у заключенных создавалось впечатление непрерывного контроля, что и делало их идеальными узниками.

Иеремия настолько вдохновился, что собирался до конца жизни надзирать за постояльцами подобной тюрьмы, если когда-нибудь она будет построена. Философ продемонстрировал наработки Екатерине II, но своенравная российская императрица, живущая «на волне собственного настроения», просто отказала философу.

Экраны

Интересен и такой момент: Маркс, готовивший к печати свой «Капитал», как раз только ознакомился с концепцией Иеремии, а когда книгу опубликовали, оказалось, что там Маркс назвал Бентама «оракулом пошлого буржуазного рассудка», посчитав его представления о социуме «весьма странными».

Несмотря на прижизненные неудачи, оригинальная идея оказалась достаточно востребованной и все же была воплощена. Модель паноптикума послужила образцовой базой при последующем строительстве тюрем в самых разных уголках мира.

В качестве наиболее наглядного примера можно привести кубинскую «Пресидио Модело», где в начале 1950-х пару лет отсидел Фидель Кастро. Более того, отголоски паноптикумов можно наблюдать в большинстве современных европейских и американских тюрем.

Значение слова «паноптикум» в широком смысле

С учетом так называемого «выставочного потенциала», паноптикум – это возможность увидеть необычные экспонаты.

Уже на заре XIX века популярность обрели коммерческие паноптикумы, где на потеху публике за соответствующую плату выставляли нетрадиционные объекты искусства, чучела, животные и люди.

Так возникло несколько новых значений, и современные толкования термина стали включать в себя такие понятия, как:

  1. коллекции самых разнообразных (причудливых, невероятных или нестандартных) предметов для ознакомления;
  2. сборища чего-то жуткого;
  3. бессмысленные, бессистемные наборы вещей.
Люди

Первый вариант считается основным и, по сути, является синонимом для музея редкостей. В частности, особой популярностью у обывателей пользовались пресловутые «цирки уродов», где выставлялись необычные (чаще – просто мутировавшие) растения, «чучела» диковинных тварей, нередко выдуманных для привлечения внимания, а также – люди с особенностями.

Как пример с историческим подтекстом – знаменитая Кунсткамера («Кабинет редкостей») в Санкт-Петербурге и музеи восковых фигур, где в качестве экспонатов представлены скульптуры, выполненные из воска и обладающие потрясающим сходством со знаменитостями и известными личностями из прошлого.

Из-за этого со временем выработалось второе, разговорное значение, которое в бытовых ситуациях выливается в то, что слово паноптикум использовали для обозначения бардака.

В современном мире натуралистичный контент, особенно связанный с людьми, не считается социально приемлемым. А с развитием моды на инклюзивность попытка выставить напоказ, публично унизить за физиологические особенности и вовсе приравниваются к преступлению. Поэтому количество подобных выставок стремительно уменьшается.

В государственном устройстве

Паноптикум – это реальность, в которой живут люди XXI века.

По крайней мере, если опираться на идеи французского философа Мишеля Фуко, развившего задумку Бентама по-своему. В XX веке, когда технологии позволили отслеживать действия граждан, речь шла не об отдельном учреждении, а об устройстве целого мира.

Контроль

Фуко считал, что паноптикум – это практически беспроигрышная техника контроля, позволяющая отслеживать все формы деятельности. При помощи такого инструмента власть может и видеть все, и учитывать все, при этом имея возможность оставаться невидимой и анонимной.

Таким образом, модель паноптикума идеальна для организации и функционирования любых органов власти, и в подобной умозрительной конструкции ключевыми должны стать два постулата:

  1. государство – тюрьма;
  2. власть – управляющий надзиратель.

При этом под властью не обязательно подразумевается правительство. Это могут быть и крупный бизнес, и религиозные объединения, и светские идеологии. Философия Фуко упала в благодатную почву, давая новое обоснование для борьбы конспирологам, анархистам и антиглобалистам.

Подытоживая вышесказанное, остается добавить, что:

паноптикум – это воплощенная потребность безопасности.

Не суть важно, подразумевается ли наблюдение за преступниками или изучение диковинок, человек всегда стремится держать подозрительные вещи в поле зрения, – в этом залог выживания.

Главное – не ставить свою нужду в информации выше желания окружающих сохранить частную жизнь неприкосновенной.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..
Категории: Философия

Что такое самосознание в философии и психологии. Особенности подросткового самосознания. Виды нарушений

19.12.2021 00:01:02 | Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые читатели блога7j.ru. Как вы отличаете себя от других людей и предметов, понимаете, что вы это вы? Что ваши эмоции и поведение именно ваши, а не чьи-то и т.д.? Все это происходит, благодаря самосознанию. Что это такое и зачем оно нам – узнаете ниже.

Лабиринт самосознания человека

Что такое самосознание

Простыми словами самосознание – это ясное понимание того, что я являюсь отдельной личностью. Для этого мне приходится постоянно направлять свое внимание внутрь себя, благодаря чему я знаю свои потребности, мечты, желания. Осознаю собственные привычки, черты характера, способы реагирования на окружающий мир. Слышу свои ощущения и эмоции. Я – это я, и никто вместо меня мной быть не может.

Например, это у меня сейчас чешется нос и урчит в животе. Это я радуюсь первому снегу и терпеть не могу осень. И это я люблю пирожки с картошкой и черешню. Также я изучаю, контролирую, оцениваю, трансформирую свою деятельность посредством индивидуальных мотивов. И все это бесконечный процесс, так как человеческая психика находится в постоянном движении.

Итак, самосознание – это сознание себя как личности с уникальным мировоззрением, ценностями, стремлениями, самооценкой и т.д. В этом процессе формируется «Я-образ» или «Я-концепция» – представление человека о себе, конкретный образ себя.

Понятие индивидуального самосознания применяемо к каждому индивиду. Однако этот же феномен можно наблюдать в рамках целой общности, этнической группы.

В социальных науках его называют национальное самосознание – это совокупность традиций, история, идеологический характер, культура, стереотипы, представления нации. Основная функция явления – создание единства между людьми, живущими бок о бок.

В философии

Исследование самосознания в философии началось со времен Сократа, для которого этот процесс был тесно связан с самопознанием (он ставил между ними равенство). Кант считал, что самосознание определяется доопытными структурами (априорно).

Пазлы самосознания

На сегодняшний день совокупность старых и новых взглядов в отношении самосознания можно условно разделились на два лагеря:

  1. одни определяют это явление как часть сознания, рождающееся вместе с человеком и с ним умирающее. Это любое самоотражение индивида в виде эмоций, ощущений, мыслей и т.д.
  2. вторые утверждают, что основой самосознания является рефлексия, обусловленная способностью мыслить и получать продукты своего мышления – знания. С этой точки зрения, способность сознавать себя есть высшая форма проявления сознания и существует она только у взрослых.

Самосознание в психологии

С точки зрения психологии способность осознавать себя не является врожденной. Она формируется вместе с физическим и психическим развитием ребенка. Этот процесс тесно связан с воспитанием, влиянием авторитетных взрослых, взаимодействием со сверстниками, обучением и т.д...

Мозг человека - вид сверху

Другими словами, самосознание развивается в контакте с миром. Ведь именно через соприкосновение с ним индивид получает знание о том, кто он есть в данный момент времени и в общем. Мы считываем реакции окружающих и свои на них.

Представьте ребенка, который постоянно что-то рисует. Его хвалят, говорят, какой он молодец. Если подобная реакция на его творчество повторяется многократно, в голове юного художника формируется знание о себе «я люблю рисовать, у меня замечательно это выходит. А еще мне приятно получать похвалу». А кем будет осознавать себя взрослый человек, которому все детство твердили, что руки у него ни с того места растут и голова дырявая?

Развитие самосознания

Итак, рассмотрим 4 этапа развития самосознания:

  1. до 1 года у ребенка формируется его телесное «Я». Он активно изучает свои части тела, а примерно с 9 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, улыбаться собственному отражению;
  2. к трем годам малыш осознает себя деятелем. Этот период еще называют «Я сам» (кризис 3-х лет). Дети активно капризничают и хотят все делать самостоятельно. Важно не мешать им, так как именно в этом возрасте в самосознание должна заложиться установка «Я могу, я делаю, я справляюсь», уверенность в собственных силах;
  3. считается, что к 7-ми годам формируется самооценка;
  4. подросток – активно ищет себя, свои индивидуальные стили общения. Этот этап оканчивается формированием личных ценностей, опираясь на которые человек будет оценивать мир в дальнейшем.

Функции

Для чего человеку нужно самосознание? Оно выполняет 3 важных функции:

  1. с его помощью мы познаем себя – кто я, что я, какой я, зачем я делаю это и т.д.;
  2. в свою очередь, самопознание дает нам возможность управлять своим поведением;
  3. формируется эмоционально-ценностное отношение к себе.

Если объединить эти 3 пункта, можно сказать, что способность осознавать себя нужна нам для понимания своей внутренней деятельности и того, как она влияет на внешнее взаимодействие.

Опираясь на эти знания, мы можем делать свое существование максимально комфортным и развиваться как вид (здесь мне мерещится природный умысел).

Критерии

Что конкретно из психической деятельности есть самосознание? В психологии это явление подтверждается следующими критериями:

  1. выделение себя из среды как отдельной единицы – я автономный субъект;
  2. я активен и могу управлять своей активностью;
  3. рефлексия – я могу замечать и анализировать внутренние переживания;
  4. я могу осознавать себя через другого человека. В других я замечаю все то, что есть во мне (осознаю я это или нет).

Самосознание в подростковом периоде

Большое количество внешних и внутренних трансформаций происходит именно в подростковом возрасте. Эти изменения активно влияют на становление «Я-концепции» личности (представления о себе). Особенности самосознания личности в подростковом возрасте отражают два пункта:

  1. заметно меняется физиология – перестройка гормонального фона приводит к тому, что девочки «округляются», становясь женственными. Мальчики резко идут в рост, ломается голос, появляется растительность на теле. Дети внешне вдруг становятся похожими на взрослых. А как это осознать и принять еще «вчерашнему ребенку»? Это огромный стресс для всего организма;
  2. первый пункт влечет за собой ментальные изменения. С точки зрения психологии подростковый возраст нужен ребенку, чтобы психически отделиться от родителей, почувствовать себя взрослым и автономным (сепарация). Это сложно и часто больно, так как процесс отделения вынуждает искать понимания кто я такой, каково мое место под солнцем, по каким правилам я хочу жить и на какие ценности опираться (помните блок «Развитие»?) И все это в рамках национального самосознания. Подросток вынужден формировать свою внутреннюю опору, как птенец, вылетающий из гнезда, должен научиться использовать собственные крылья.
Табличка с надписью Кто Я вместо лица

Огромную роль в этот период играет самооценка, которая, как уже было сказано, формируется до 7 лет.

Дети с негативным самовосприятием не верят в свои силы, не хотят взрослеть (неосознанно, конечно). Им страшнее других. Отсюда часто вытекает неприятие себя, своего нового тела, подростковая депрессия, проблемы с учебой, знакомство с химическими веществами в плохих компаниях и другие трудности.

И, наоборот. Адекватная позитивная самооценка дает ребенку возможность быть активным, заинтересованным в жизни, увлекающимся и стремящимся познавать себя и мир. Он не боится пробовать что-то новое, не разрушается от ошибок. Он старается самоутвердиться.

Нарушение самосознания

В основе нарушений самосознания лежат психологические и/или физиологические причины (психические расстройства, травмы головного мозга врожденные или приобретенные). Выделяют 4 вида нарушений:

  1. деперсонализация (от лат. «отсутствие личности») – человек как будто теряет себя, свое «Я». Воспринимает происходящее с ним как происходящее с кем-то другим. Ощущения, мысли, эмоции становятся «чужими», а потому недоступными и неконтролируемыми. Люди с деперсонализацией наблюдают за своей психической деятельностью со стороны, ощущая внутри себя лишь пустоту;
  2. расщепление личностного ядра на две и более персоны, отрицающих друг друга. Посмотрите «Сплит» – фильм, снятый на реальных событиях о человеке, в голове которого существовали 23 разных личности;
  3. нарушение телесной идентификации – человек не узнает свое отражение в зеркале, а части тела кажутся чужими. Например, люди жалуются, что руки или ноги как будто живут своей жизнью;
    Человек не видит себя в зеркале
  4. дереализация – нарушается не только самосознание личности, но и ощущение реальности. Например, трава кажется искусственной, а дома из пластилина, искажаются запахи, время течет нереально быстро или медленно и т.д. Все вокруг ненастоящее, ненатуральное.

И напоследок. Самосознание имеет разные степени проявления. Чем более явно осознает себя индивид, тем больше у него возможностей меняться, заодно меняя свою реальность.

Коваленко Лилия: психолог — эксперт сайта7j.ru
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Подробнее..
Категории: Философия

20 жестоких истин ожизни, которые никто нехочет признавать

20.11.2019 18:03:04 | Автор: admin
20 жестоких истин о жизни, которые никто не хочет признавать
Фото: Brook Mitchell/Getty Images

Людям гораздо проще говорить о погоде, спорте и жизнизнаменитостей, чем о смерти. Но чем дольше мы притворяемся, чтоабсолютных истин не существует, тем больше отдаляемся от самихсебя. Время, а не деньги, наш самый ценный актив. Пересмотритето, как вы проводите свою жизнь. Вот 20 жестоких истин, которыедолжен принять каждый.


1. Вы умрете. И да, неизвестно, когдаименно это случится

Хватит притворятьсянепобедимыми. Признайтесь, что вы смертны, это поможетструктурировать жизнь более осмысленно.

2. Все, кого вы любите, тоже умрут. И этотоже невозможно предсказать

Эта истина сначала можетсильно огорчить. Но именно ее признание позволяет исправить ошибкипрошлого и восстановить отношения с близкими и дорогими людьми.

3. Деньги не сделают вас ни лучше, нисчастливее

Даже если вы один из техсчастливчиков, которым удалось разбогатеть и осуществить все своиматериальные мечты, не стоит забывать, что деньги никак не влияютна ваши человеческие качества. Они лишь могут приумножить те блага,которые у вас уже были.

4. Одержимость идеей о счастливой жизнимешает быть счастливым

Не забывайте, что счастьевсегда рядом. Вопрос лишь в том, открываетесь ли вы ему. И да, этодействительно непросто.

5. Время, которое вы провели с другимилюдьми, часто дороже денег

Жертвовать деньги полезно, но иногда не менее важно уделить времятем, кто нуждается в вашей поддержке.

6.Вы не сумеете сделать счастливее всех людей вокруг. А еслипопытаетесь, то потеряете себя

Перестаньте стараться всемугодить и понравиться. Вместо этого начните уважать своисобственные ценности, принципы и автономию.

7. Быть совершенным невозможно. Слишкомвысокие требования к себе лишь приведут к страданиям

Внутри каждого перфекционистаживет критик, полный ярости и ненависти к себе. Начните сражение сэтим негативным внутренним голосом, подключите к делу свою интуициюи попробуйте бросить вызов нереалистичным стандартам.

8. Чувства зачастую важнее мыслей. И онинуждаются в вашем признании

Размышления над текущимипроблемами не всегда приводят к положительному результату.Выражение чувств вот что действительно важно. Излишний контрольнад ними только усугубляет трудную ситуацию.

9. Действия важнее слов. Поэтому незабывайте про самоконтроль

Несите ответственность засебя и свое внутреннее состояние принимайте меры для того, чтобыподнять настроение и подарить любовь и себе, и окружающим.

10. Ваши успехи и достижения будутабсолютно бесполезны на смертном одре

Когда придет ваше время,поверьте, времени на мысли о повышении не останется. Вместо этоговы вспомните о людях, чувствах и отношениях, которые сопутствоваливам на протяжении жизни. Почему бы не начать думать об этих важныхвещах уже сейчас?

11. Талант ничего не значит безпоследовательных усилий и практики

Просто помните о том, чтонекоторые талантливейшие люди так и остаются неизвестными. Не стоитследовать их примеру развивайте свои таланты.

12. Самое важное время в вашей жизнипроходит здесь и сейчас. Поэтому перестаньте размышлять о прошломили постоянно планировать будущее

Человеку не под силу изменитьпрошлое и предсказать будущее. А любые навязчивые попытки сделатьэто только удаляют вас из той точки, в которой действительно ещеможно что-то изменить, из настоящего.

13. Всем плевать, насколько сложна вашажизнь. И только вы автор своей истории

Перестаньте искатьсочувствия. Возьмите себя, наконец, в руки и начните строить своюжизнь так, как сами того хотите.

14. Слова имеют огромную силу. В общениис другими людьми они оказываются важнее мыслей

Слова действительно сильноеоружие. Они могут не только обидеть, унизить и пристыдить, но ивдохновить. Начните использовать их более разумно.

15. Инвестиции в себя лучшее, что выможете сделать. В этом нет ничего эгоистичного

Наденьте же скорее противогаз и спасите самого себя, в концеконцов!

16.Важно не то, что происходит, а то, как вы реагируете

Приучите себя реагировать натекущие события таким образом, чтобы это приводило к наилучшимрезультатам.

17. Отношения требуют внимания. Толькоработая над ними, вы сможете стать по-настоящемусчастливым

Отношения влияют наблагополучие и счастье больше, чем ваш доход или профессия. Поэтомупостарайтесь убедиться в том, что вы уделяете своему партнерудостаточно внимания. И если это необходимо, начните работать надэтим.

18. Удовольствия мимолетны, поэтомустарайтесь играть вдолгую

Не гонитесь за сиюминутнымиудовольствиями, они имеют свойство быстро заканчиваться. Несоглашайтесь тешить свое эго прямо сейчас, если позже сможетенасладиться тем же сильнее.

19. Ваши амбиции ничего не стоят безактивных действий

Хотите изменить мир? Таквыходите и делайте это!

20. Время ваш самый ценный актив.Научитесь расставлять приоритеты

Перестаньте тратить времявпустую. Если вы действительно ответственный и сильный, возьмитесебя в руки и научитесь планировать свой день и свою жизньмудро.

Подробнее..
Категории: Философия

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, 07j.ru